Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 30 (10097) от 27.07.2018 г.

Палех — как русская Флоренция

Автор: Е. Лакеев

В начале июля Игорь Старкин, ранее трудившийся в Приволжском районе, вступил в должность главы Палехского района. Это первое большое интервью Игоря Вадимовича в новой ипостаси.

Поговорили о самом насущном: о благоустройстве, развитии туризма и о большой удаче — внимании к Палеху Станислава Воскресенского.

— Игорь Вадимович, расскажите о том дне, когда от главы региона поступило предложение возглавить Палех.

— Эта история оказалась совершенно внезапной для меня. Станислав Сергеевич перед нашей встречей не скрывал, что меня ждет неожиданное предложение, над которым я должен хорошо подумать, «ночь переспать» и дать ответ. Согласитесь, предложение побороться за место главы Палехского района, находясь в Приволжском, — предложение неординарное. Я взял на принятие решения больше, чем одну ночь. В пятницу глава региона озвучил свою идею, прошли выходные, и в понедельник утром, взвесив все «за» и «против», я доложил врио губернатора свой положительный ответ.

— Ранее Вы были в Палехе?

— Я родился неподалеку, в Пестяках. Близ Нижнего Ландеха есть такая деревня Быково. Это моя малая родина. Я уже шутил по этому поводу: жизнь складывается так, что я все ближе и ближе работаю к исторической родине. Двигаюсь словно по орбите. Начиналась карьера в Пестяках, продолжилась в Иванове, в Шуе, в Приволжске. Теперь вот в Палех приехал.

— Считаете ли Вы, что Станислав Воскресенский увидел Вас в роли антикризисного менеджера?

— Думаю нет, все малые города России (а их порядка 40 тысяч) находятся в похожем состоянии, когда от бесконечного безденежья инженерная и социальная инфраструктура пребывает в запустении. Сейчас нужно понять состояние городского хозяйства и вытащить его из небытия, улучшить, реанимировать тепло- и водоснабжение, водоотведение, уличное освещение, связь… Этим и занимаемся.

Вспоминая тот разговор, который состоялся у нас со Станиславом Сергеевичем один на один, я могу говорить о совершенно положительных качествах главы региона. Он своей энергетикой заражает и увлекает. Станислав Воскресенский — человек твердо верящий в Ивановскую область. Наверное, он тоже колебался, когда думал над предложением Президента — регион депрессивный, неразвитый, с неприятным коррупционным шлейфом. Очевидно одно — Станислав Сергеевич принимал решение с уже выстроенной программой развития региона. И Палех в этой программе — одна из точек роста Ивановской области.

Возможно Палех станет и основным брендом Ивановской области, сместив устаревшее стереотипное понимание региона как города невест, столицы первых революций, Красного Манчестера и текстиля. Наш поселок в мире знают даже лучше, чем Плёс. Иностранцы Плёс называют русской Венецией. А Палех по аналогии сейчас ассоциируется с русской Флоренцией.

Глава Палехского района Игорь Старкин

— Еще в 30-х Палех грезил стать новой галереей Уффици, расположенной как раз во Флоренции. Конечно, сравнение с главным туристическим местом Италии, «городом искусств», «столицей итальянского Возрождения», — сравнение для Палеха лестное.

— В Палехе есть художники и существует сложившаяся художественная школа, и развитие Палеха в духе отечественной Флоренции было бы интересным. Палех в прочтении Станислава Воскресенского — столица русской иконописи — приобретает особый привлекательный окрас. Палех — как центр православной живописи, если поразмышлять дальше... А если совсем углубиться, то возникает тема духовного центра русской православной живописи. Не зря Палех еще в 19 веке называли селом-академией. Ассоциации в этой теме навевают хорошие прогрессивные мысли, которые нужно поддерживать и развивать.

Палеху повезло больше, чем другим городам, еще и потому, что здесь уже сформирован креативный класс («творческие, предприимчивые люди, современные» — прим. ред.). Адепты теории возрождения малых городов неустанно говорят о «перезагрузке», об уходе от инертности и невовлеченности жителей в жизнь городов. Действительно необходима настоящая «перезагрузка» сознания горожан и всего городского пространства, или по-другому — ревитализация (дословно «возвращение к жизни»– прим. ред.)

— Чтобы вдохнуть жизнь в Палех.

— Именно! Надо найти идеологов развития места. Кто в Палехе сегодня является идеологами, по вашему мнению? Пенсионеры могут быть? Скорее нет. Школьники, с нашим-то образованием? Они заняты учебой.

Станислав Воскресенский, Игорь Старкин, палешане и специалисты КБ стрелка во время обсуждения проекта благоустройства Палеха

— Идеологи должны быть людьми с хорошей фантазией.

— А люди с хорошей фантазией, авантюристы, в хорошем смысле этого слова — это прежде всего предприниматели. Они являются идеологами на сегодня! Они тянут за собой все городское пространство! Кто-то торгует, кто-то владеет гостиницей, кто-то занимается питанием общественным. Вот Дмитрий Костин, например.

— Который привнес в Палех новый формат общепита.

— Губернатор был приятно удивлен, посетив его заведение, выполненное по современным, петербургским лекалам. Дмитрий долго жил вне Палеха. Но вернулся и привнес что-то свежее. И таких, как Костин, идеологов городских в Палехе оказалось много. Они часть креативного класса, о чем многие муниципалитеты только лишь мечтают! Побольше бы таких вернулось ребят, предпринимателей и художников.

Или вот Ярослав Пикулев, которому Палех ближе, чем родной Урал. Что он здесь нашел, он может и сам не понимает. Но является подвижником, а они люди особые, не такие, как большинство. Они своей работой привлекают в Палех других незаурядных людей, а с ними и туристический поток.

Не стоит забывать, что Палех — скорее исключение, в городах, к сожалению, идеологи представлены зачастую лишь властью. В этом случае планы как работать спускаются сверху, а чиновники на местах начинают «креативить»: проводить какие-то события, нередко, высосанные из пальца.

— Неубедительные и нежизнеспособные.

— Получается коряво, но это работает в России. Изнутри, от народа, инициатива происходит очень редко. Для того, чтобы провести настоящую ревитализацию города, нужно поддерживать инициативу снизу.

Главное летнее событие в Палехе — фестиваль "Молода и Красива", который организует Николай Ковалев при поддержке администрации

— А как сделать так, чтобы эта инициатива не была до неузнаваемости зарегулирована властью?

— Модератор должен быть! Что делает модератор?

— Он учитывает интересы разных сторон.

— Вот, а кто в Палехе модератор сегодня? Для понимания: модератором не может быть местный житель, и тем более местный носитель власти. Они не смогут модерировать без интереса: вместе учились, в баню ходили, в девушку одну были влюблены. Может возникнуть конфликт интересов. Так кто же сегодня модератор в Палехе?

— Воскресенский?

— Конечно! И Палеху, с точки зрения выше озвученной теории, несказанно повезло, что Станислав Сергеевич загорелся идеей поддержать Палех. Европейские города сейчас развиваются благодаря ревитализации и туризму. Например, норвежский город Киркинес, экономика которого оживилась с приходом туристов. Палешане должны довериться главе региона. Если вдруг Палех утратит его модерацию, то сразу пойдет обратно – вниз.

— По крайней мере, палешан не покидает чувство присутствия при свершении чуда. Десятилетиями Палех зарастал, как заброшенный сад (пожалуй, буквально). Теперь с подачи губернатора появилась надежда на лучшую долю для поселка.

— Да, это чудо. Цель, которую поставил глава региона, а именно возродить Палех как центр палехской иконописи, основана на глубинных духовных качествах Станислава Сергеевича. По моему мнению, в 41 год он сформирован правильно, как православный человек. Станислав Сергеевич своим менталитетом относится к тому стану людей, которые еще в дореволюционной России искали национальную идею. Православие — это одна из составляющих русской национальной идеи. Я думаю, глава региона верит, что через православие Россия возродится, и на основе этого он строит далеко идущие планы.

Есть понимание, что одноразового вливания средств в Палех недостаточно. Встает вопрос о том, как экономику поселка и всего района поднять, чтобы он сам себя обслуживал? И это вопрос монетизации туристического потока. Туризм состоит из многих составляющих. Но первое — это событийные туризм. Турист должен приехать и увидеть что-то красивое, познавательное, удивительное и при этом ему должно быть комфортно.

Каждый город уникален по-своему. Эту уникальность надо увидеть и подчеркнуть. Надо взять местную повестку событий и дополнить ее фестивалями, ярмарками, шоу, конференциями, квестами, показами... Различных событий должно быть много. Это привлекает туристов.

Кроме прочего будет создана новая площадка для проведения всего, что мы перечислили. Здание бывших мастерских — Ленина, 33 — «намоленное» место. Станислав Сергеевич уже команду дал, люди думают, проектируют. На втором этаже здания появится арт-центр. На первом этаже — откроется хороший ресторан.

Бывшее здание художественных мастерских

— А если поднять вопрос ревитализации не только Палеха, но и всего района?

— Никто не отделяет Палех от района. Следующее направление для развития — это привлечение инвесторов. Это возрождение сельского хозяйства, возвращение земли, которая не используется и заросла березками. Врио губернатора об этом упоминал. Сейчас на уровне правительства введена программа, по которой, чем больше ты ввел в сельхозоборот земель, тем больше ты получил субсидию. Сельское хозяйство — важнейшее стратегическое направление, и он как экономист это ясно понимает.

Приезжали инвесторы, хотят разместить в районе молочную ферму на 1200 голов скота. Им нужно 6-7 тысяч гектаров земли. Если все будет хорошо — появление фермы резко поднимет благосостояние той территории, на которой она разместится.

Опять же, для привлечения инвесторов перезагрузка Палеха играет положительную роль. К примеру, недавно мне звонили с «Автокрана» с идеей. Они заметили, как на столе у Президента лежал проект развития Палеха. Бренд — узнаваемый, не имеет негативного оттенка. Слово "Палех" даже звучит хорошо! Как и любые продающие люди, инвесторы понимают, насколько это важно. «Автокрановцы» предложили применить элементы палехского стиля в оформлении своей продукции. Когда про Палех начинаешь говорить красиво, позитивно, многие начинают интересоваться и предлагать хорошие идеи.

Глава региона нам, палешанам, говорит: ребята, стройте вместе со мной свой город и район. Он не вмешивается в бизнес палехских художников, но он хочет объединить мастерские на основе городского пространства. Это модерирование с московской энергией и духом. Если бы деньги на Палех пошли через местные бюджеты, то реализация бы затянулась. Торги, проектно-сметная документация, экспертизы… Но была применена другая схема, оригинальная, которая дала результат. Станислав Воскресенский сегодня, можно сказать, учит работать всю Ивановскую область. Говорит: ивановцы, хватит уже сидеть, надо деньги зарабатывать! Давайте привлекать деньги в регион. Он торопится по-хорошему, и мы должны ему помогать. Только с его энергетикой мы можем город-сад в Палехе построить!

Повторюсь, Палех знают за рубежом и в России лучше, чем другие города, благодаря его искусству — лаковой миниатюре — которая, по сути, была «заместительной» для художников. После революции иконопись была запрещена воинствующим атеизмом. Тем не менее это время сохранило Крестовоздвиженский храм. Он не был подвержен вандализму, не стал овощехранилищем, а дожил до наших дней как музей. И это тоже удивительный факт — Палех сохранился первозданным практически.

Личный прием жителей района

— 100 миллионов, выделенных на Палех — небольшие средства? Сколько на самом деле необходимо вложить в Палех?

— Небольшие, но это только начало, апробация. Надо посмотреть, как получается. Совещания оперативного штаба проходят не в рабочем вагончике, а в кабинете главы, за общим столом. Авторы проекта, которые осуществляют надзор, и подрядчики, которые реализуют их идеи, обсуждают трудности, ищут проектные решения. Мы являемся свидетелями истории, прямо сейчас пишется новая городская история Палеха!

— Турист не всегда оценит к сколь значимому культурному наследию он может прикоснуться в Палехе, но он всегда даст оценку местному общепиту, его возмутит отсутствие в кране чистой воды, и он расстроится, если не найдет WC. Что предстоит сделать в отношении инженерных сетей и всего, что не ремонтировалось и не обновлялось годами?

— По воде: сейчас идет телеметрия, активный мониторинг сетей и скважин. К середине августу, Бог даст, мы будем иметь полную картину по водоснабжению. А пока мало информации, ничего с водопроводом и водоотведением не понятно, известно только одно — все плохо!

— Жители тоже так считают.

— Нужно срочно что-то решать, но прежде — анализ, он даст объяснение нужны ли Палеху новые скважины и что делать с сетями, многие из которых в аварийном состоянии. В центре уже начали перекладывать трубы, 350 погонных метров поменяли на пластиковые трубы нашего производства. Все работы производятся горизонтальным бурением, без разрытий, без изменения газонного слоя. Эти перемены, надеюсь, ждут весь Палех.

В Палехе нет очистных, запах, бывает, стоит ужасный… Мы решили начать с замены КНС. После установки начнем понимать объем стоков. У проектировщиков на руках проект на 180 миллионов, но это дорого. Как «КНС-ки» покажут нам объем, — мы скорректируем проект и рассчитаем новую смету.

А еще для развития туризма необходим публичный Wi-Fi. «Ростелеком» предложил покрыть все наиболее посещаемые точки в Палехе. Часть расходов ляжет на бюджет — часть на предпринимателей. Это недорого, а на выходе получится приятная услуга для гостей: высококачественный безлимитный интернет, естественно, с идентификацией по номеру телефона.

— Спасибо, Игорь Вадимович, за искреннюю беседу. Последний вопрос: у Вас уже появился полюбившийся глазу «уголок» в Палехе?

— Как-то я заходил в дворик дома-музея Николая Васильевича Дыдыкина, мне понравилось! Остальное — будем заниматься еще (улыбается).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

578