Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

15.09.2017 09:19 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 37 от 15.09.2017 г.

Яркие впечатления далекого детства...

Автор: От имени первых выпускников ДМШ 1972 года, художник, Л.Л. Парамонова (Новикова).

Посвящается моим дорогим учителям.

В этом году Палехская детская музыкальная школа, где я училась, отметила свой полувековой юбилей.
50 лет — это много, или мало? Однозначного ответа нет. 50 — цифра солидная, целых полвека, но эти годы для меня пролетели безвозвратно быстро, оставив воспоминания, яркие впечатления детства, наполненные радостью общения с моими дорогими учителями детской музыкальной школы, талантливыми педагогами, неординарными личностями, служившими для нас, школьников тех лет, хорошим примером для подражания, отношением к жизни, научившим нас многому тому, что знали и умели сами. Не могу не поделиться этими воспоминаниями и впечатлениями с читателями газеты. Наверное многие из них тоже вспомнят годы проведенные в этих стенах.

1967 год, сухой тёплый сентябрь, самое начало осени и долгожданного учебного года. Мне, палехской девчонке из Слободы (заречной части посёлка Палех), 11 лет. В руках тяжёлый портфель с новыми учебниками, и я иду в среднюю школу, в 5-й класс. После длинных летних каникул — радостные встречи с одноклассницами. Мы оживлённо общаемся, делимся новыми впечатлениями... Узнаю,что мои восторженные подружки собираются идти учиться в музыкальную школу, которая открылась совсем недавно. Зовут за компанию с собой и меня. Я тоже очень хочу научиться играть, к моему сожалению, набор детей уже закончен. Но моё желание играть на инструменте так велико, что меня, после проверки на наличие музыкального слуха, памяти и ритма, берут вольным слушателем. И, вот счастье, через месяц зачисляют на освободившееся место, взамен кого-то выбывшего. Ура! Буду учиться в классе хорового дирижирования и игре на фортепиано!
В “музыкалке” мне сразу всё очень понравилось: ласковая преподавательница, необычная атмосфера, знакомство с нотами, музыкальной культурой и инструментом. Но немного истории... А начиналось всё очень интересно: в одной из центральных газет, то ли в “Правде”, то ли в “Известиях” появилась маленькая заметка, в которой говорилось, что “по инициативе художников Палеха в посёлке открылась детская музыкальная школа”. И самое примечательное то, что эту статью прочитал советский, российский композитор, дирижёр, пианист, педагог, публицист и общественный деятель Дмитрий Борисович Кабалевский. И он, по собственной инициативе, желая помочь юным палехским дарованиям, решил подарить нашей школе рояль, что, собственно, и сделал. Рояль нам доставили, но, поскольку, он был огромный и занимал много места, его решили обменять на пианино из художественного училища, на котором мы и занимались.
Только сейчас я представляю, насколько трудно тогда было преподавателям и первому директору Антонине Геннадьевне Жупиковой -Лапенко. Нас, учеников, "переселяли" из одного помещения в другое, своего постоянного “дома”, как сейчас, не было. С нотной грамотой и музыкальными инструментами мы знакомились, где “приютят”... Сначала наши занятия проходили в фойе Дома культуры, потом на 1-м этаже Дома пионеров, откуда 2 раза в год нас освобождали от занятий на какое-то время, в связи с мед. осмотром призывников. А заканчивали и сдавали выпускные экзамены мы в бывшем Софоновском доме. Это сейчас школа занимает просторное, светлое и тёплое здание с палехскими сказочными росписями на стенах, но не всегда так было. В зданиях, в которых занимались учащиеся, было настолько холодно, что коченели руки. И это сказывалось на технике игры на инструментах. Разогревались на уроках хорового дирижирования: наши преподаватели А.Г. Лапенко и Н.Н. Шамина учили нас дирижировать энергично и правильно — до появления пота, говоря при этом, что дирижёр на сцене должен быть артистом, выражая своими движениями все эмоции и чувства, изначально заложенные поэтом и композитором. И мы, как маленькие обезьянки, вовсю старались. У некоторых учеников не было дома своих музыкальных инструментов, у родителей отсутствовали средства на их покупку, и такие дети занимались в ДМШ на инструменте дополнительно, самостоятельно готовя домашнее задание. Мне, отчасти, повезло: у меня дома был инструмент, на котором я и занималась. Старинная американская физгармония в стиле рококо, была куплена моим отцом в с. Майдаково у потомков репрессированного священника, ещё задолго до моего рождения. На передней панели сверкала надпись золотом Crown Organ, с 10 регистрами, открывая, или закрывая их, можно было управлять звуком, имитируя разные духовые музыкальные инструменты. Кроме этого, чтобы извлечь музыку из этого инструмента, я должна была работать ногами, поочерёдно нажимая на педали, которые ремнями были приделаны к мехам. Есть воздух — есть звуки, напоминающие звуки органа. Поэтому мои преподаватели, считаясь со мной и моим инструментом, давали мне разучивать полифонические произведения таких великих композиторов, как Бах и Гендель. Играть на таком инструменте труднее, чем на фортепиано, но, после каждодневных многочасовых занятий, у меня получалось неплохо.
Немного отвлекусь от основного повествования... Много лет спустя, будучи по приглашению друзей в Нидерландах, моя знакомая органистка Павлина Огнянова-Хексмаан после своего органного концерта позволила мне немного поиграть на настоящем органе в монастыре Валвиллер. Орган имел 4 клавиатуры для рук и одну ножную клавиатуру. Играть на нём невероятно сложно, но очень красиво. Современные органы — электрические, но если играть на старинном духовом инструменте, потребовалась бы помощь десяти физически крепких мужчин.
Но вернусь в 1968 год, в Палех... В марте, на весенних каникулах, лучшие ученики музыкальной школы были приглашены в Москву. Наш меценат и спонсор Дмитрий Кобалевский, через своих помощников организовал поездку детей в столицу. Это было незабываемое событие в жизни палехской детворы! В Москву на каникулы приглашает сам Кобалевский! Это удивительно! И вот, в сопровождении нашего директора А.Г. Лапенко и художников Р.Л. Белоусова, К.М. Мельникова, А.И. Ковалёва, чьи дети учились в музыкальной школе, мы едем в Москву. Что там нас ждет, впереди? В столице нас поселили в школе на проспекте Мира, дали класс, спортивные маты, где мы и ночевали на полу в “походных” условиях целую неделю. За это время, где мы только не были, что только не посмотрели! Культурная программа оказалась такой, что лучше и придумать нельзя! Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, где собраны шедевры знаменитых художников, музей-усадьба Кусково, где в знаменитом театре крепостных актёров графа Шереметева выступала известная крепостная актриса, певица Прасковья Ковалева — Жемчугова, образованнейшая женщина того времени, знавшая несколько иностранных языков. Нам рассказали о трогательной истории любви 18-летней Паши Жемчуговой и графа Николая Шереметева. Впоследствии, получив вольную, она стала его женой, графиней Шереметевой. Прожила Прасковья недолго, всего лишь, 34 года. Интересно, что ей приписывают авторство песни “Вечор поздно из лесочку...”, чрезвычайно популярной в XIX веке, якобы, автобиографической. Эта песня включалась во многие фольклорные сборники и песенники на протяжении двух веков. Сейчас она считается народной. Яркое, сильное впечатление произвело посещение музея-панорамы “Бородинская битва”, созданной Францем Рубо. Посвящена она победе России в Отечественной войне 1812 года. Нам, детям непонятно: где же заканчивается живопись, и начинается инсталляция? Всё написано настолько натурально, что фигуры солдат, людей, коней кажутся реально живыми. Наше пребывание в Москве завершилось посещением концерта детских творческих коллективов со всего СССР в Колонном зале Дома Союзов. Неповторимая музыка, зажигательные народные танцы, яркие костюмы, красивые голоса — всё слилось в одно ощущение бьющей через край радости от новых впечатлений! А потом был настоящий детский пир в кафе с молочным коктейлем, пирожными, мороженым и вкуснейшими вафлями “Артек”. Сейчас этим никого не удивишь, но для нас, детей 60-х, это было фантастическим угощением! И ещё — апельсины, которые мы привезли домой. Тогда в Палехе их, вообще, не продавали. Огорчило только одно трагическое событие: из газеты на уличном стенде мы узнали о том, что разбился самолёт, под управлением первого в мире космонавта, человека-легенды, Юрия Гагарина и инструктора Серегина. Это была национальная трагедия. Все горевали...
Вот такая незабываемая поездка у нас получилась! Спасибо Д.Б. Кабалевскому и нашим спонсорам-палехским художникам! Теперь их уже нет в живых, но, собираясь вместе с подругами и друзьями из музыкальной школы, всегда с благодарностью их вспоминаем. Как вспоминаем и наших любимых первых учителей — без времени ушедшую — А.Г. Лапенко, и ныне здравствующих, Н.Н. и Б.А. Шаминых. И пусть мы, первые выпускники, не стали профессиональными музыкантами, одно в нас осталось неизменным, это приобретенный богатый духовный мир и любовь к прекрасному, заложенные педагогами. Благодарим их за душевную щедрость, за профессиональное и педагогическое мастерство! Процветания и яркой творческой жизни всему коллективу Школы Искусств!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

118