Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

07.09.2018 10:28 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 36 от 07.09.2018 г.

Профессия учителя никогда не исчезнет

Автор: А. Сиротина

Каким будет наступивший учебный год в наших школах, что в приоритете, а от чего, может быть, стоит отказаться. Об этом шла речь на предшествующем учебному году августовском педсовете.

Конференцию в августе называют временем отсчета новых дел, нового витка в системе деятельности образования, знаменующего начало марафона длиной еще в один год. Тема конференции этого года – «Управление качеством образования: опыт и перспективы». В докладе руководителя районного отдела образования Е.В. Жиляковой внимание было сосредоточено на задачах педагогов и руководителей школ в предстоящем учебном году. Две важнейшие цели поставлены Президентом страны: во-первых – выстроить систему воспитания на основе духовных нравственных ценностей и национальных культурных традиций, во-вторых – войти в десятку лучших в мире в системе образования. В последних международных рейтингах качества образования Россия не занимала выше 34-го места. Педагогам предстоит приложить еще не мало усилий, чтобы эту ситуацию изменить к лучшему. Достижение поставленных целей зависит и от работы всех муниципальных образований. Необходим целый комплекс мероприятий: таких, как совершенствование материально-технической базы, внедрение инновационных технологий в образование, обеспечение качественного непрерывного профессионального образования и объективной системы оценки качества.

Осуществить эти задачи на разных уровнях призваны новые национальные проекты: такие, как «Образование и наука», который включает несколько федеральных проектов. Участие в нацпроектах позволит привлечь в регионы России дополнительные федеральные средства, выявить и поддержать молодые таланты, поднять на новый качественный уровень российское образование.

Елена Валерьевна проанализировала имеющиеся в нашем районе стартовые возможности. Во все времена решают всё компетентные кадры, они предопределяют успех дела и являются важнейшим ресурсом повышения качества работы. Сегодня школе очень нужна молодая команда учителей для реализации тех задач, которые ставит перед системой образования государство и общество. Доля молодых педагогов до 35 лет в педагогическом сообществе района составляет 17,2 процента, областной показатель – 19 процентов. 10,3 процента составляют ветераны – те, кому за 60. Их в районе 12 человек. К сожалению, мы не отвечаем интересам педагогических специальностей среди выпускников школ района и выпускников педагогических вузов и средних учебных заведений. Все руководители гордятся тем, что в его учебном заведении работают его выпускники. Каждый из нас, выбирая профессию, ориентируется на тех людей, которые повлияли на наше восприятие жизни, чей опыт и умение вызывали в нас восхищение. Руководитель отдела образования предложила каждому педагогу поставить перед собой задачу воспитать хотя бы одного учителя-преемника, следуя принципу «Уходя – останься!».

«Учитель будущего» – так называется один из ключевых федеральных проектов в рамках национального проекта «Образование». Его задача предельно ясна – создать условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогов, обновление необходимых для жизни и образования цифровых компетенций. Не менее половины учителей в каждом регионе к 2024 году будут должны пройти профессиональную переподготовку. Без творческого и профессионального роста учителей будет невозможно выполнить новые задачи, стоящие перед российским образованием. На федеральном уровне будут внедрены модели единых оценочных требований и стандартов для оценки профессиональной компетенции работников системы образования, закреплены уровни роста учителей и руководителей образовательных учреждений. Не стоит пугаться этих новшеств. Это лишь точки отсчета профессиональных образовательных маршрутов, которые меняются с учетом образовательных результатов обучающихся. Это одна из задач управления качеством образования.

Одной из традиционных тем районной августовской педконференции остается профессиональное самоопределение выпускников школ. По результатам мониторинга 2018 года в высшие учебные заведения поступили свыше 78 процентов выпускников школ области. Палехский район в числе лидеров – 83,3 процента поступивших в вузы. При этом более 66 процентов от общего числа выпускников стали студентами ивановских вузов, более 20 процентов – пошли учиться в вузы других регионов. Это свидетельствует о высокой конкурентоспособности выпускников.

Е.В. Жилякова сосредоточила внимание на проблемах и задачах образования. О лучших достижениях образовательных учреждений района, их педагогов и детей, участники и гости районного педсовета узнали из небольшого видеофильма, подготовленного организаторами конференции. В нем есть немало эпизодов, когда хочется просто аплодировать талантливым и творческим учителям и их ученикам. Педагоги школ района поделились своим опытом реализации различных учебных проектов.

В конференции также приняли участие глава Палехского района И.В. Старкин, глава городского поселения, председатель муниципального управляющего совета В.М. Юсков, начальник управления ПФР городского округа г. Шуя Н.Г. Кузьмина, директор Палехского объединенного центра занятости населения В.В. Киселева, председатель районного совета ветеранов С.А. Калинина, прокурор района А.Е. Кудряшов.

Разрядку в серьезный разговор внесли выступления детского театра Центра внешкольной работы «Модница», юная певица Варя Иванова и воспитанники дошкольных групп Майдаковской средней школы.

Как всегда было вручено много наград – почетных грамот и благодарственных писем работникам сферы образования.

Какие бы сложные задачи не стояли перед педагогами сегодня, их труд не заменим. Как верно сказала министр просвещения России Ольга Васильева, профессия учителя никогда не исчезнет. Современные исследования показывают, что только два процента существующих специальностей могут заменить роботы. Педагог – это миссия и призвание.

Из выступлений участников конференции

И.В. Старкин, глава Палехского муниципального района:

– Летом мы активно подготовились к новому учебному году, сделали все необходимое, насколько это было возможно при тех ограниченных ресурсах, которые у нас были. Поэтому огромное спасибо директорам, родителям, которые принимали активное участие в ремонте образовательных учреждений. Понимаю, что это было большой нагрузкой. Тем более в условиях безденежья, которое мы все сейчас переживаем, и это было очень негативным для нас фактором. Но, тем не менее, мы мобилизовались и сделали, и все решили. Ну а те проблемы, которые накопились годами, попытаемся решить в следующем году. Это и материально-техническая база наших детских дошкольных учреждений, коммунальная сфера, транспорт… По крайней мере сейчас у нас в Ивановской области появился глава региона, который очень заинтересованно, с большим вниманием, с огромной энергией уделяет внимание образованию, и мы видим, как непосредственно на примере Палеха, так и других муниципальных образований, то, что у Станислава Сергеевича получается решать на федеральном уровне. Нам уже пообещали, что в следующем году Палех получит те недостающие автобусы, которые выходят из строя в этом году.

Что касается задач, которые стоят на следующий год, нам нужно сейчас всем вместе подтянуться по математике, поработать в развитии ЦМИТов – центров молодежного инновационного творчества. В Иванове их пока не так много, но Палех, который обладает уникальными возможностями, уникальным потенциалом, можно даже сказать, культурным кодом, может решить эту задачу. Молодежь будет здесь учиться, осваивать новые инновационные технологии и внедрять их непосредственно на палехской земле, оставаясь здесь. Мы с вами сделаем все, чтобы ученики и учились, и оставались в Палехе, приумножали славу палехской земли, а мы, администрация, депутаты, поможем этому реализоваться, потому что все мы сегодня участники тех процессов, которые происходят: это и переустройство, и развитие палехских пространств, и это только лишь начало.

* * *

Г.А. Фомина, директор Палехской средней школы:

– В этом году мы выпустили первых учеников, которые занимались по новым государственным стандартам образования. Пять лет назад, в 2013 году, мы в числе 41 школы включились в проект и стали пилотной площадкой. Мы не стали выбирать классы и детей, два разных класса с детьми разного уровня, разной учебной мотивацией и разным уровнем подготовки включились в работу.

Нельзя сказать, что дети и учителя не были абсолютно готовы, потому что наши учителя и до введения новых стандартов имели очень серьезные наработки по новым формам, методам и приемам работы. Но, тем не менее, стандарт требовал, чтобы каждый урок, каждое мероприятие соответствовали новым требованиям, поэтому, конечно, мы вынуждены были учиться. Учиться вместе с нашими учениками.

Наш педагогический коллектив целенаправленно идет к тому, чтобы школа перестала быть учреждением, где учащемуся просто выдают определенный объем знаний, а идет к формированию универсальных учебных действий, то есть способности самостоятельно выполнять работу.

Нужно сказать, что учителя, так же, как и ученики, сталкиваются с трудностями. И главная трудность заключается в том, что учителю катастрофически не хватает времени на подготовку к урокам, которые должны соответствовать стандартам, потому что это действительно серьезная и ответственная работа. Очень большого времени требует и проектная деятельность. И кроме того учитель должен овладеть приемами и технологиями метода проектов. Осложняло деятельность учителя и отсутствие диагностических материалов для оценки метода своих предметных действий.

Материальная база школы дала нам возможность организовать и урочную, и внеурочную деятельность достаточно эффективно. Гост основного общего образования предполагает, что ответственность за качество образования лежит не только на образовательных учреждениях, а поровну распределяется между семьей и учителем. Когда мы переходили на ГОС, родители были встревожены этим, но, в целом, поддержали эти нововведения, оказывали помощь. Но, к большому сожалению, часть родителей считает, что за результат образования их ребенка отвечает учитель.

У нас есть еще много проблем, но мы работаем, творим, развиваемся дальше. И в нашей работе нам помогает вера в себя, своих учеников, в благородство того дела, которое мы все вместе делаем.

* * *

Н.Н. Москалева, председатель Ивановского областного союза работников народного образования и науки российской Федерации, помощник депутата Государственной Думы В.В. Иванова:

– Педагоги палехского района внесли достойный вклад в развитие системы образования нашей области, спасибо вам за вашу работу. На проходившей накануне областной конференции учителей, я не могла не задать вопрос представителю министерства образования. Да, задачи есть, учителя работают эффективно, выполняют свои обязанности более чем подвижнически. НО до какого времени будет существовать в учительской среде дискриминация? Что имеется ввиду. Я как профсоюзный лидер не могу согласится с тем, что учитель Ивановской области получает за свой труд 20 тысяч, а учитель Москвы – 80 и до 100 тысяч. Чем хуже работают учителя ивановского региона? Конечно же они не меньше отдают своих сил, творчества, вдохновения. Их уровень профессионального мастерства не ниже. Приехав в одну из московских школ, я увидела, сколько там работает учителей из Иванова, чуть ли не половина. И понятно почему. Тот опыт и знания, которые накопили здесь, они реализуют в Москве. Очень хотелось бы, чтобы ваши преемники работали здесь, чтобы молодые педагоги возвращались в родные школы. Но для этого необходимо создавать условия. Я согласна, что внимание к образованию у сегодняшнего руководства области есть. Другой вопрос – возможности. Так выстроен бюджетный кодекс. Это положение наверняка надо пересматривать, об этом говорит и Президент страны. Наш профсоюз активно над этим работает.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

181