Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

16.09.2016 10:48 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 37 (9999) от 16.09.2016 г.

Словом и кистью!

Автор: Е. Лакеев

В.Г. Зотов с И.В. Ливановой. Фото А. Куркина

В воскресенье 18 сентября отметит свой 80-летний юбилей палехский художник Вадим Григорьевич Зотов. Постоянный участник многих международных и российских выставок, он и сейчас готовится к участию в масштабной выставке народного искусства, которая состоится в Нижнем Новгороде. В планы также входит и выступление с докладом на конференции, проводящейся при этом выставкоме.

В творческом сотрудничестве с художницей Ириной Вадимовной Ливановой Вадим Григорьевич находится на традиционном пути палехского искусства. Ревнители народного подхода к созданию своих работ, единомышленники Зотов и Ливанова ставят в идеал творчество первооснователей искусства Палеха и верят, что истинное возрождение классического Палеха по-настоящему возможно.

Однако Вадим Григорьевич известен и своим радением осмыслить истоки палехской школы живописи. Мы знаем, для лучшего понимания человека и его позиции нет ничего лучше неспешной беседы. Прямая речь, движение мысли, это то, что вовлекает собеседника во взаимный процесс обдумывания вопроса.

Наш корреспондент побеседовал с Вадимом Григорьевичем о проблематике народного искусства, об учителях художника, о будущем Палеха. Сегодня мы публикуем малую часть этих бесед, и надеемся, что у нас получится живой автопортрет художника, выраженный в слове.

О начале пути

«Я застал в середине 50-х гг. полное отсутствие спроса на шкатулки. Нам молодым художникам психологически было сложно делать работы, которые никому не нужны, все, что мы делали, шло на полку. Материально жилось плохо в послевоенное время, но интерес к искусству не пропадал нисколько. В то время Союз художников, получается, кормил Палех. Чувствовалось, что все идеи, которые первооснователи нашего искусства закладывали, Союз старался сохранить. Поэтому я в будущем был так предан Союзу художников, потому как видел настоящие его дела».

О студенчестве

«Еще будучи студентами, мы приехали в грузовике, по-моему, в кузове полуторки, в Москву. И поселили нас с ребятами в Сокольниках в общежитии МГУ. Жили с абитуриентами, и один из них вызвался: «Давай я тебе буду метро показывать!». Словно гид возил меня и показывал все станции. Рассказывал о каждой: какой мрамор тут, какой там. Мы жили в одной комнате, и вот он так по дружбе знакомил меня с городом. Тогда это был теплый город. Этот парень еще вставал рано и пешком шел через всю Москву до университета. Мне запомнилось это, и, когда я стал учится в «Текстильном», я решил также гулять по Москве. Мой путь лежал от Ярославского вокзала через все кольцо в сторону Крымского вала. Я осилил этот поход, и благодаря этому восстановил ориентиры, и больше никогда не сбивался в столице. Продолжал осваивать новые районы. Похожая методика пригодилась вовремя жизни в других городах. Например, представьте, командировка во Псков. Я выхожу на вокзале, спрашиваю, где центр и иду до него пешком. И все становится понятным».

О Палехе как о народном искусстве

«Всегда у меня и Ирины Вадимовны был интерес к тому, чем мы занимаемся, мы хотели понять, что такое палехское искусство. Нам была близка идея о том, что в мире искусства существует разделение, основанное на разных подходах: преобразующем и изобразительном. Создание вещей (чем занимается народное искусство) преобразует среду, а вот изобразительный подход (создание произведений живописи) только воздействует на сознание людей, но среду изменить не в состоянии. Палехские художники первого поколения не понимали искусство отдельно от вещи, не понимали они и существование «искусства ради искусства». У них была потребность в том, чтобы все, что окружает человека, было полезно и красиво.

Освоение текстов, что касались народного искусства, давалось очень тяжело. И удалось это в нашем кругу близких людей: В.М. Ходов, Е.Ф. Щаницына, И.В. Ливанова. Постепенно абзац за абзацем, тема за темой нас это стало волновать, мы стали поклонниками идей М.А. Некрасовой. Тогда в 70-е оспаривали мнение многих художников о том, что похожие мысли можно встретить у А.В. Бакушинского. Но это было не так, Некрасова — совсем не Бакушинский.

По моему мнению, жизнь художника и жизнь искусствоведа должны иметь переклички. Это не только интересно для ума, но и важно для понимания искусства. Словом, не должно быть изолированного состояния.

Вспомним Бакушинского, мы многим ему обязаны. Он храбро себя вел, во многом благодаря ему палехское искусство и выжило. Его бы захлопнули. Потому что много было тогда охотников доказывать, что это буржуазное искусство, что оно не нужно народу. И в диспутах Бакушинский побеждал, он мог отстоять позиции палешан. Как только он отошел от художников (получился, видимо, какой-то конфликт) сразу начался упадок».

Об учителях

«Мы застали еще живых классиков, мы свидетели тому, как они участвовали в жизни художественного Палеха. Годы проходят, и понимаешь, насколько они были мудры, и превосходили в этом все последующие поколения. А вели себя скромно.

И.П. Вакуров у нас преподавал, А.В. Котухин, Д.Н. Буторин, Ф.А. Каурцев, Н.А. Правдин. Какое у них было терпение! Поведение скромное, тихое. Ведь как я «безобразничал». Выполняя композицию воина, на шлеме мне хотелось сделать блики. Чтобы объем был живописный. Преподаватель же переделывал как надо, по-палехски. А я за ним приходил — всю его работу счищал и заново ставил блик. И ни звука он не возмущался. И так повторялось много раз. Все-таки корень всех зол и передряг — это отсутствие нравственности у человека. У них был другой что ли уровень культуры. Психика крестьянская: подходы к жизни и к искусству были неразрывно связаны. Они были так воспитаны. Конечно, у них были уводящие от этой платформы увлечения. Некоторые из них «косили» на станковое искусство. Это были новые веяния, которые шли в разрез с народным искусством. Но нравственные основы еще в них жили. Художники знали, что надо что-то делать полезное в жизни. Они искали дело, в котором могут применить то, что умели. И вот нашлось такое дело и стало получаться, стали хвалить. Отношение к делу было подобно отношению к идее, то есть к чему-то возвышенному. Это хорошо понималось в народе — преданность идее. А материальные блага — жить в достатке, полный стол, — это не было их первым смыслом. Именно идея была прекрасная и они это почувствовали и на эту идею работали. Мастера были преданы ей, потому что настолько их эта идея возвысила.

И если в основе любого нового хозяйственного предприятия художников не будет стоять разговор об искусстве, то это образование долго не просуществует. Оно будет подобно зданию без фундамента».

О возрождении классического палехского искусства

«Надежда найти «семь Иванов» все-таки есть. Палех может быть местом традиционного искусства, за счет одиночек, отдельных художников. И мне кажется, что есть еще эти корни традиции в людях, в редких людях. «Пока есть те, кто умеют запрягать лошадь, палехское искусство живо», — так говорили. Но надо смотреть шире. Встречаются в Палехе художники, которые имеют определенные ценностные ориентации в семье. У них особое отношение к людям, к своему труду, к творчеству. Еще можно привязаться в России к старой корневой системе. Есть еще сердечная связь. Бывает, слышишь, что где-то возродился старый промысел, воспрял, а был лишь один увлеченный человек. Надеется надо, ведь чудеса бывают!»

"У родника" (2013 год)

От росписи тканей до храмового искусства

Биографическая справка

18 сентября 1936 года родился Вадим Григорьевич Зотов, художник, член Палехского отделения Союза художников России с 1990 года. Председатель Палехского отделения Союза художников России с 1993 по 1998 г. Неоднократно избирался членом правления, ревизионной комиссии и выставочного комитета Палехского отделения Союза художников России.

В.Г. Зотов окончил Палехское художественное училище в 1956 г., также окончил Московский текстильный институт, факультет прикладного искусства в 1968 г. Занимался монументальной живописью, росписью тканей, храмовым искусством. В настоящее время занимается Палехской лаковой миниатюрой и живописью. Пользуется большим уважением среди художников, специалистов. Участник многих международных, всероссийских, зональных, региональных и других художественных выставок с 1968 года. Им создано множество высокохудожественных произведений, которые находятся в различных музеях Российской Федерации и частных коллекциях: в Государственном музее палехского искусства п. Палех, в Государственном историческом музее г. Москва, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства г. Москва, в Государственном историко-художественном музее-заповеднике г. Сергиев Посад, в Плеском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике г. Плес, Белгородском художественном музее г. Белгород.

Произведения В.Г. Зотова опубликованы в десятках книжных и каталожных изданиях в том числе книге-каталоге «Шедевры Палеха — гордость России» г. Санкт Петербург 2012 г., книге — каталоге «60 лет Палехскому отделению Союза художников России г. Рыбинск 2013 г. За многолетний добросовестный труд и большой вклад в дело сохранения и развития Палехского искусства награжден:

- Благодарностью Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области за большой вклад в развитие искусства палехской лаковой миниатюры и сохранение историко-культурного наследия 2013 г.

- Благодарностью Союза художников России за большой вклад в развитие современного искусства Российской Федерации 2013 г.

- Почетной грамотой Главы администрации Палехского муниципального района от 19.03.2009 г. № 64-р

- Золотой медалью Союза художников России «Духовность, традиции, мастерство» г. Москва 2009 г.

- Диплом Союза художников России за успехи в творчестве и содействие развитию изобразительного искусства России г. Москва 2008 г.

- Благодарностью Нижнетагильского музея изобразительных искусств г. Нижний Тагил 2007 г.

- Дипломом Союза художников России за успехи в творчестве и содействие развитию изобразительного искусства России г. Москва 2004 г.

- Дипломом Союза художников России за участие 9-й Всероссийской художественной выставке «Россия» г. Москва 1999 г.

- Дипломом Секретариата правления СХ РСФСР за творческие успехи в развитии советского изобразительного искусства г. Москва 1989 г.

- Почетной грамотой Секретариата правления СХ РСФСР за заслуги в области советского изобразительного искусства и а связи с 60-летием искусства советского Палеха г. Москва 1984 г.

Правление Палехского отделения ВТОО «Союз художников России»

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

231