Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

15.09.2023 09:44 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 38 от 15.09.2023 г.

Изготавливать витражи нелегко, но интересно

Автор: М. Владимирова

Информация в Палехе поставлена хорошо. И меня не могла не заинтересовать новость о том, что в Палехе стали изготавливать витражи. Каждый из нас хоть однажды любовался витражами, установленными в храмах. Солнечный свет проходит через витражное стекло, озаряя цветными лучами пространство церкви, и создается странное мистическое ощущение сопричастности к чему-то божественному. Сегодня витраж — это не только яркие окна готических соборов и средневековых замков. В наши дни витражи широко используются в декоре интерьера в самых разных вариациях. О том, какие витражи создаются в Палехе, и о перспективах развития витражного искусства рассказала дизайнер мастерской «Палехский иконостас» Наталья Шикова. Она согласилась ответить на мои вопросы.

– Наталья, в последнее время вы занимаетесь созданием витражей. Но для того, чтобы создавать подобные изделия, нужно специальное образование. Вы где-то учились, ведь работа над витражами начинается с рисунка?

– Рисовать я любила с самого детства, поэтому, когда училась в общеобразовательной школе, то параллельно училась и в художественной. После окончания школы поступила во Владимирский университет на факультет «Промышленный дизайн». У нас в университете преподавали рисунок, живопись, композицию, разные виды дизайна. Композиция была моим самым любимым предметом. Мне нравилось создавать абстрактные изображения, сочетая разные цвета, формы и фактуры. У нас были хорошие преподаватели. Самое большое влияние на мое творчество оказал Ю.Ю. Негодаев, он отличный художник и учил нас чувствовать цвет, использовать его в работе. После занятий с ним хотелось как можно больше времени уделять работе с красками. Во внеучебное время по вечерам и ночам я создавала свои работы, закрывшись в комнате, посещала выставки разных художников. Было интересно.

– После окончания университета вы стали работать по специальности?

– Когда окончила университет, то вышла замуж, и мы переехали в Иваново. Какое-то время работала преподавателем в художественном училище им. М.И. Малютина, преподавала графический дизайн, фотодело и вела компьютерные курсы. В нашей семье одна за другой родились две дочки, с ними много не поработаешь. Но все же во время декретного отпуска я рисовала картины на заказ, а своим друзьям помогла оформить пару книг со стихами. Затем снова приступила к работе, стала преподавать ИЗО в центре внешкольной работы г. Иваново. Дети, которые у нас учились, даже занимали призовые места в различных конкурсах.

– А как вы оказались в Палехе?

– В Палех наша семья переехала, когда я пошла в первый класс. Здесь до сих пор живут мои родители. Мы с мужем приняли решение о возвращении во время пандемии. Устроилась на работу в «Палехский иконостас» на должность помощника архитектора. Пробовала себя в проектировании иконостасов, в создании логотипов, например, «Палех-Мед» и фестиваля «На крыльях сказки», в разработке орнаментов ковки.

– А как же вы перешли на работу с витражами?

– У руководителя было желание создать витраж для окон. На стадии разработки эскизов я обмолвилась, что пробовала себя в этом деле, когда еще жила в Иваново. Тогда я ездила к одному художнику во Владимир, он учил меня работать со стеклом, провел мастер-класс. Так что немного с этой работой была знакома. Мы договорились, что я попробую изготовить витражное окно самостоятельно. Начинать новое дело всегда нелегко, я могла бы просто испортить материал, поэтому для подстраховки решила обратиться за помощью к витражисту из Иванова. Он мне помог: посоветовал какие материалы лучше приобрести, как работать с большими стеклами, даже в Палех приезжал – помогал советами. Не очень быстро, но я изготовила свой первый витраж, который уже установлен и украшает интерьер дома.

– А теперь расскажите, пожалуйста, о самом процессе изготовления витража.

– Существуют разные техники изготовления: классическая, Тиффани, Фьюзинг, Пескоструй и некоторые другие. Существуют псевдовитражи, в этом случае стекло вручную расписывается специальными красками, есть пленочные витражи – на стекло наклеивается специальная пленка . Я использую технику Тиффани.

Сначала в натуральную величину рисую эскиз. При создании эскиза продумываю форму будущих деталей, такую, чтобы было возможно вырезать вручную. Стекло очень хрупкий материал, ломается, если прорезать по прямой линии. Затем большой эскиз разбиваю на кусочки в соответствии с размером будущих стекол. Каждый кусочек вырезаю из картона, затем накладываю шаблон на стекло соответствующего цвета и вырезаю стеклорезом. Края каждого кусочка обтачиваю по периметру, затем оборачиваю специальной медной фольгой на клейкой основе. Далее раскладываю отдельные детали на эскизе и спаиваю оловянно-свинцовым припоем. Техника «Тиффани» позволяет использовать даже очень маленькие кусочки стекла, что значительно повышает декоративность витража.

– Вы спаиваете все кусочки, а при этом витраж не перекосится?

– Чтобы этого не произошло, панель собирается внутри специально подготовленной деревянной рамы, собирается от периметра к центру. После спайки швы обрабатываются специальным патинирующим раствором и приобретают черный или медный оттенок. Если полотно большое, то для прочности в него вставляются дополнительные металлические полосы. В итоге все впаивается в металлическую раму. Когда витраж готов, то его везут в фирму, где изготавливают стеклопакеты и монтируется окно.

– Когда вы обтачиваете стекла, то появляется стеклянная пыль. При пайке выделяются вредные вещества. Вы не боитесь отравиться?

– Витражисту необходимо обязательно соблюдать технику безопасности, и тогда все будет в порядке. Конечно, бывают стеклянные занозы и порезы, но это обычное явление, без них не обойтись. Во время работы я часто проветриваю помещение, есть дымоулавливающая машинка; работая, обязательно надеваю маску и перчатки. Так что считаю, что все под контролем. Многие витражисты имеют большой стаж работы и не подорвали свое здоровье.

– Из вашего рассказа я поняла, что изготовление витражей очень трудоемкое дело, ведь стекло — это один из самых трудных для обработки материалов.

– Изготавливать витражи нелегко, но интересно. Я пока работаю одна, да и опыт еще пока только нарабатываю, но спаяла уже 12 полотен. В дальнейшем у нас планируется создание витражной мастерской с увеличением штата работников, будет приобретено новое оборудование, так что и объемы будут другими.

– Для работы необходимо стекло различных цветов. Какое стекло вы используете?

– Мы используем китайское стекло, оно дешевле, но качество у него неплохое.

– И все же витражи стоят недешево.

– Ручная работа. Зато они долговечны. Обои от времени пожелтеют, витраж никогда не выцветет. На примере средневековых витражей мы видим, что цветное стекло не подвержено влиянию времени, не выцветает и не теряет своего первоначального вида на протяжении многих веков. В наши дни витражи широко используются в самых разных вариациях. Каждый может приобрести в свой дом частичку света, запечатленного в стекле. Витражи — декор благородный, необычный. Они вплетаются в интерьер легкой и изысканной аранжировкой. Сегодня их используют так же, как произведение высокого ювелирного искусства, как роскошный аксессуар.

Я благодарю Наталью за интересное и познавательное интервью. Пожелаем ей крепкого здоровья, успехов в работе и творческих удач.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

113