Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

24.12.2021 10:05 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 52 от 24.12.2021 г.

Вся жизнь – в искусстве

Автор: Е. Любимова, старший научный сотрудник Государственного музея палехского искусства.

Фёдор Александрович Каурцев (23.12.1896-16.02.1963).

23 декабря исполнилось 125 лет со дня рождения Фёдора Александровича Каурцева, потомственного иконописца, коренного палешанина, который всю свою жизнь отдал служению искусству.

Улица Алексея Максимовича Горького, раньше называвшаяся Ильинской слободой — одна из самых старых и красивых улиц Палеха.

Летом её отличает зелёное убранство старых раскидистых берёз и высоких стройных великанов-лип, осенью она утопает в золотистом багрянце листвы. «Тенистая Ильинская улица, горбясь, уходит от нардома в поле. Это самый зелёный угол Палеха. Тут и кладбище — лиственная грусть, и столетние берёзы, зеленеющие у домиков, и по-за домами зелёные гумна, и зелёно-ольховая Палешка — граница зелёных Заводов», – писал Ефим Вихрев. На улице Горького находятся дома некоторых известных художников лаковой миниатюры. Они отмечены мемориальными досками. В одном из таких домов жил и работал Фёдор Александрович Каурцев — один из выдающихся мастеров второго поколения художников-миниатюристов.

Ф.А. Каурцев родился 23 декабря 1896 года в семье потомственного палехского иконописца... Простым, до застенчивости скромным человеком, запомнился художник односельчанам. Время словно не меняло его — улыбчивого, с тонким юмором, уважительного к людям. Он никогда не жаловался на невзгоды, а их на его долю выпало немало.

В возрасте двух лет, лишившись отца, Фёдор Александрович рано познал и испытал всю тяжесть жизни.

Принадлежал художник к одной из старейших династий палехских иконописцев, поэтому начал жизнь по семейной традиции. После окончания начальной школы поступил в иконописную мастерскую Сафоновых. Проучившись пять лет, он три года работал мастером-иконописцем.

В 1916 году Фёдор Александрович был призван в армию, участвовал в империалистической и гражданской войнах. В 1922 году вернулся в Палех. В это время иконописные мастерские прекратили своё существование. Многие палешане, возвратившись с войны, вынуждены были обратиться к крестьянскому труду. Чтобы как-то выжить, Ф.А. Каурцев получил надел полевой земли, но не имея лошади, ему пришлось заниматься разными работами на селе.

В 1924 году в Палехе была организована «Артель древней живописи» по росписи изделий из папье-маше. Её учредителями стали семь иконописцев, которые дали жизнь новому искусству Палеха. С каждым годом спрос на палехскую продукцию повышался. Количество членов артели быстро увеличивалось, привлекая наиболее опытных мастеров.

В 1928 году Фёдор Александрович впервые взял в руки чёрную лакированную коробочку из папье-маше, чтобы произвести на ней пробную роспись. «Моя учёба началась с копирования работ лучших мастеров. Я сидел с ними в общей мастерской. Это тоже помогло мне усвоить всю сложность работы», – говорил художник. Первую работу, которую скопировал Ф.А. Каурцев, была одна из битв И.И. Голикова. Работа выдающегося мастера «...горела под лаком многоцветными переливами красок, она была исчерчена тонкими линиями золота и поражала виртуозностью рисунка... Переливы красок создавали нежный оттенок, были положены на чёрную грунтовку опытной рукой так, как умеют это делать только Голиков и Вакуров», – вспоминал Фёдор Александрович.

И неоднократно у него закрадывалось сомнение, что не сумеет усвоить эту технику и перенять опыт старых мастеров. День за днём, с большими трудностями, он втягивался в творческую работу, но понимал, что не достаточно было изучить навыки и приёмы, «...надо было крепко полюбить работу, отдать ей все мысли, так как она не может быть творческой и живой, если ты не сумеешь дать ей при выполнении того, что думаешь и мыслишь».

Копируя произведения И.М. Баканова, А.В. Котухина, И.И. Голикова, И.В. Маркичева, у Фёдора Александровича формировался свой художественный почерк. И всё же трудно было художнику перейти на собственные композиции. Вначале, несмотря на все старания мастера, фигуры на шкатулке разбегались в разные стороны. «Тут пришлось работать более сосредоточенно, чтобы скомбинировать то или иное действие в картинке», – писал художник.

Первые его работы были несложными. Он обращался к темам из сельской жизни: парочки, гулянки, полевые работы, охота. На первый взгляд композиции простые, но множество ассоциаций вызывают эти миниатюры.

С 1930 года Ф.А. Каурцев активно участвовал на всех выставках, где экспонировались работы палешан и получил заслуженное признание. Известность ничего не изменила в нём, в том числе и высокой требовательности к себе. И хотя миниатюры мастера всегда были оригинальными, он никогда не успокаивался, постоянно искал новые решения.

В первой половине 30-х годов 20 века, он создал ряд своеобразных композиций, которые в яркой и острой форме отображают тему культурной революции в деревне. С большой наблюдательностью в работах «Увидели аэроплан», «Радио в деревне», «Лампочка Ильича», художник передаёт, то впечатление, которое производит на крестьян проникновение в их жизнь новых элементов социалистической культуры.

Ф.А. Каурцев работал много и плодотворно, но чувство неудовлетворённости не покидало его: «Когда я заканчиваю какую-нибудь картину, мне кажется, что я не сумел выразить в ней всего, что хотел».

Фёдор Александрович в своём творчестве широко использовал литературные сюжеты. Его миниатюры – «Станционный смотритель», «Бэла», «Бал у губернатора», «Шинель», «Человек в футляре» – интересны тонким проникновением в характеры героев и своеобразным подходом к раскрытию сложной сюжетной ситуации.

Партизаны в засаде, 1940-е годы.

Одним из лучших его произведений является шкатулка с изображением сцены митинга из пьесы «Бронепоезд № 14-69» В.В. Иванова, написанная к 10-летию Октябрьской революции.

Всё внимание обращено на участников митинга. Отдельные фигуры в толпе даны несколько однообразно, но художнику удалось передать общее движение массы, показать взволнованное настроение. В своей работе мастер постарался выразить порыв патриотической и революционной страсти, которым были охвачены участники митинга. Эта миниатюра знаменует серьёзный шаг в творческом развитии художника.

«В своих произведениях я стремлюсь возможно полнее и правдивее раскрыть сущность идеи, которая легла в основу моей композиции, полнее выразить воспроизводимые мной образцы...», – писал Фёдор Александрович. Он всегда был требователен к себе, постоянно совершенствовал своё мастерство, умел чувствовать жизнь.

Важную роль в творчестве многих палехских художников играло изображение природы. Выдающимся пейзажистом был Ф.А. Каурцев. В 1932 году он написал композицию «Пейзаж с коровами». Миниатюра написана в золотисто-охристых тонах и словно пронизана солнечным светом. Сказочный пейзаж был взят с той окружающей красивой природы, которой богата наша местность. Мастер в своём произведении сумел соединить фантастический мир с реальным, ярко отразил прекрасное в повседневной жизни.

В 30-е годы 20 века Ф.А. Каурцев удачно работает по росписи фарфора. На совершенно другом материале раскрылись новые творческие возможности художника. В Государственном музее палехского искусства находится ваза «Орнамент», где мастер прекрасно применил палехскую живописную традицию. Золотой орнамент вазы поражает своей декоративностью и оригинальностью.

В 1939 году он расписал золотом письменный прибор «Мир животных». Прибор состоит из девяти предметов, на каждом из которых изображены различные звери. Уникальная роспись золотом и серебром представляет как-бы сотканный из нитей тончайший покров, наброшенный на изображения животных и пейзажа. Орнамент в его работах всегда был неотделимым от сюжета, от декоративной сущности вещи.

В годы Великой Отечественной войны Фёдор Александрович написал несколько произведений – «Партизаны-мстители», «Партизаны в засаде», «Последний поход», в которых отразилась тоска, тревога, боль и ненависть к захватчикам.

После окончания войны художник написал глубокую по содержанию миниатюру «Радуга» по произведению Ванды Львовны Василевской. В этой повести автор рассказывает о нечеловеческой трудной жизни украинского села в период фашистской оккупации, о зверствах, которые чинили враги на советской земле. Ф.А. Каурцев в своей работе постарался передать дух того времени, показал несгибаемую волю народа и любовь его к своей Родине.

В 1946 году миниатюры «Радуга» и «Партизаны» экспонировались на Всесоюзной выставке народного декоративно-прикладного искусства. За произведения, посвящённые героизму и мужеству советского народа, мастер был награждён почётным Дипломом.

С успехом Фёдор Александрович работал и в области монументальной живописи. В 1936 году Ф.А. Каурцев вместе с опытными мастерами Н.М. Зиновьевым, И.В. Маркичевым и Д.Н. Буториным расписывал Комнату М. Горького в Ленинградском Дворце пионеров имени А.А. Жданова (бывший Аничков дворец). Росписи художника, расположенные в сложном с композиционной точки зрения месте — в простенках между окнами — связывают между собой сюжеты «Песнь о Буревестнике» И.В. Маркичева и «Смелый Данко» Д.Н. Буторина. Живопись Ф.А. Каурцева, которая называется «Восход солнца», соединяет все росписи зала в единый ансамбль. Жизнерадостный мотив восхода Солнца поддерживает общее оптимистическое настроение зала.

С группой палешан он расписывал стены Дворцов пионеров в Иванове, Ярославле, Рыбинске, Саратове, Москве на ВДНХ. Принимал участие в реставрации Успенского и Благовещенского соборов Московского Кремля.

С 1947 года Ф.А. Каурцев работал преподавателем в Палехском художественном училище имени А.М. Горького, передавал богатый опыт, знания и мастерство будущим художникам.

Миниатюры Фёдора Александровича Каурцева – строгие по стилю, глубокие по содержанию, оригинальные по исполнению – украшают экспозиции многих музеев страны, в том числе и Государственного музея палехского искусства.

Ф.А. Каурцев был добрым и отзывчивым человеком, активным общественным деятелем. Запомнился он палешанам, как опытный и вдумчивый народный заседатель, энергичный председатель уличного комитета, ответственный и внимательный к людям.

Письменный прибор «Мир животных», 1939 г.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

136