Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

04.12.2020 11:15 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 49 от 04.12.2020 г.

Трибуна для Палеха

Автор: А. Сурин

Близится к завершению год 85-летия Палехского района и созданной вместе с ним районной газеты. На фоне нынешнего скороспелого, пестрого газетного изобилия, появившегося на свет самое раннее три десятка лет тому назад, не трудно представить какой солидный возраст переживает бессменная печатная спутница палешан – газета «Призыв». Воистину ветеран, оставивший за плечами заметные вехи своего становления, взросления, развития, совершенствования, но отнюдь и не помышляющий о заслуженном отдыхе.

Юбилей – традиционный повод перелистнуть несколько страниц из газетной биографии, написанных самими создателями газеты.

Помни имя свое

Сейчас уже невозможно установить как газета приобрела свое первоначальное имя «Трибуна Палеха». Но уверенно предположить можно.

Дело, по-видимому, было так. До появления в конце февраля 1935 года правительственного документа об образовании Палехского района, палешанам приходилось довольствоваться шуйским уездным изданием под пафосным названием «Знамя коммунизма». В ту пору большевистские лозунги в логотипе газет были привычным явлением.

Нечто подобное настойчиво сулили и газете-палешанке. Времена были строгие. Попробуй ослушайся политического начальства! Но местная интеллигенция все же настояла на дискуссии, и к ней прислушались.

Политиканство в слове «трибуна», конечно, тоже присутствует. Смотря о чем ведь с трибуны говорить. Тем не менее, самый первый номер газеты, появившийся к середине марта, к политике был менее всего причастен: он полностью посвящался 10-летию палехского искусства лаковой миниатюры, которое как раз в те дни с большой помпой отмечали в Палехе.

До конца прошлого века тот самый первый номер «Трибуны Палеха» хранил в домашнем архиве один из корифеев палехского искусства, народный художник РСФСР Григорий Михайлович Мельников. В 1995 году, к своему 60-летию редакция воспроизвела приблизительный аналог первого номера, насколько позволяла та типографская технология, и вложила в юбилейный тираж.

«Родительского» имени газета лишилась в начале 60-х годов, во времена печально известных хрущевских совнархозов. Новое административно-территориальное деление предписывало палехской газете освещать еще и пестяковские, и южские «успехи в социалистическом соревновании». Лукаво мудрствовать на этот раз не стали. Всем, мол, подойдет название «Призыв».

Эксперимент с территориями не просуществовал и года, а новое имя у газеты так и осталось.

С тех пор палехские журналисты нередко встречают на больших семинарах-совещаниях за пределами своего региона коллег из одноименных районных газет. Название «Призыв» носит и Владимирская областная газета.

Читательских пожеланий о возвращении «Призыву» прежнего названия было много. В самом конце восьмидесятых годов предложение о переименовании вынесли на пленум райкома КПСС. В зале заседаний собрался весь районный актив. За переименование проголосовали только двое – директор музея Алевтина Геннадьевна Страхова и представитель редакции.

А вот соседи не остались равнодушными к названиям своих газет. «Знамя коммунизма» вернула себе имя «Шуйские известия». Лухская «Колхозная правда» стала «Родной нивой». Газета Ивановского района «Красное знамя» превратилась в «Наше слово»…

Как вас теперь называть?

Больше всех, пожалуй, ратовал за возвращение «Трибуны» Павел Николаевич Солонин. Палешанин из Ильинской слободы он начинал в «Трибуне Палеха» свою профессиональную карьеру и открыл в себе подлинное журналистское призвание.

Молодой талант быстро заприметили ивановские газетчики и пригласили Солонина в собкоры, а затем в спецкоры областной газеты «Рабочий край», где он вырос до заместителя главного редактора и в профессиональных кругах слыл опытнейшим и самым уважаемым коллегой. Его оценкой чьего-либо репортажа, очерка, статьи авторы гордились, а на жесткие словечки вроде «опус», «перл» не обижались.

Его восьмидесятилетие выпало на воскресенье. В пятницу он, как обычно, поздно ушел домой, подписав в печать очередной номер «Рабочего края». Коллеги решили, что в понедельник встретят его в редакции с цветами и поздравлениями. Но он не пришел в редакцию, накануне ночью его не стало.

На похоронах бессменный многие годы главред «Рабочего края», почетный гражданин Иванова Виталий Александрович Кулагин сказал:

– Душа его жила в Палехе.

И это не пустые слова. Солонин написал замечательную книгу о родном поселке, об уникальном искусстве лаковой миниатюры, о своих друзьях-художниках, предпослав ей простое название «Здравствуй, Палех». Книга издавалась дважды.

Примечательный факт: в книге Солонин озвучил для широкой читательской аудитории легенду о происхождении названия «Палех». Его бабушка поведала ему притчу о том, как спасаясь от татаро-монголов, суздальские иконописцы бежали в эти глухие по тем временам места, спалили у реки лес да на палихе той и обосновались. И хотя автор подчеркнул , что это всего лишь притча, ее быстро подхватили и местные жители, и заезжие литераторы, и даже историки-краеведы. И вот уже она зазвучала чуть ли не как историческая истина. Но всегда возникал вопрос: зачем сожгли лес? Испокон веков русичи лес пилили, рубили из бревен избы, пни корчевали, а землю распахивали.

Все встает на свои места, если заглянуть в старые реестры российских территорий, в чем поможет интернет. Там речку, которую все давно привыкли называть Палешкой, можно встретить под именем Палех. По реке, скорее всего, и назвали новое поселение.

Судите сами, по соседству на реке Лух стоит поселок Лух с древним городищем, на реке Ландех есть Верхний и Нижний Ландех. Воронеж – на Воронеже, Москва – на Москва-реке… Таких примеров на российских просторах насчитаешь тысячи.

Легенда о палихе, конечно, тоже имеет право на существование, как всякое доброе сказание. Кому уж как нравится.

«Правда» похвалила «Призыв»

Павел Солонин – не единственный палешанин, кому палехская газета открыла дорогу в большую журналистику, ставшую делом всей жизни. К этой когорте принадлежит и Александр Иванович Навозов.

В 30-е годы он был в родной деревне Киверниково, что близ Клетина, избачом. Так тогда называли тех, кто заведовал избой-читальней – прообразом нынешних библиотек.

Избач – значит грамотный, значит – можешь написать в газету.

Свою первую заметку Навозов не помнил. Но нередко вспоминал, как в редакцию, которая размещалась на втором этаже, аккурат над винным магазином, вбежал мальчуган с авоськой и с порога заявил:

– Здесь что ли бутылки принимают?

Первый опыт, полученный в «Трибуне Палеха», служил Навозову всю войну, которую он «с Лейкой и блокнотом» прошагал от начала и до конца, будучи корреспондентом дивизионных и фронтовых газет. Симоновские строчки «мы на эмке драной и с одним наганом первыми врывались в города» – это и про него тоже.

Потом была работа в самой в ту партийную эпоху главной и важной газете «Правда». Навозов был собственным корреспондентом по Ростовской области и председателем областной организации Союза журналистов России.

В Палех он приезжал каждое лето, непременно заходил в редакцию «Призыва», по просьбе редактора выступал на летучках с обзором газетных публикаций. А однажды он привез с собой корреспондента «Правды» Зою Быстрову, и вскоре в главной газете появилась большая статья о тематической призывовской страничке «Палешанка». «Правда» похвалила «Призыв».

В поездках на родину Навозов собирал материал для своей книги очерков о художниках-палешанах. Книгу он озаглавил «Палехское чудо». Особенно привлекательным получилось ее второе издание. В цветной суперобложке, на глянцевой бумаге она вышла в столичном издательстве. В благодарность земляки официально присвоили Александру Ивановичу звание «Почетный гражданин Палеха».

На летучки в редакцию «Призыва» не раз и не два заглядывал другой столичный журналист, по праву считавший себя палешанином – Александр Вихрев, сын певца Палеха Ефима Вихрева, похороненного в центре поселка у Крестовоздвиженского храма. Районным газетчикам Александр Ефимович был безмерно интересен еще и в силу его должности. Он тогда был заместителем главного редактора популярнейшего в те годы сатирического журнала «Крокодил».

В редакцию «Призыва» он всегда приходил вместе со своим дядей – преподавателем художественного училища Николаем Федоровичем Вихревым – замечательным рассказчиком, знавшим наизусть великое множество стихов. Летучки превращались в теплые дружеские беседы. Вихрев-младший рассказывал о работе в «Крокодиле» и однажды передал «Призыву» несколько своих статей-воспоминаний об отце. С палехской земли начинали свою журналистскую, а потом писательскую стезю Геннадий Серебряков и Владимир Мазурин. Правда, в «Призыве» ни тому, ни другому поработать не довелось. Перебравшись из родной деревни Смертино в Шую, Геннадий Серебряков долго работал в местной газете. Уроженец деревни Богатищи Владимир Мазурин после окончания МГУ стал сотрудником областной молодежной газеты «Ленинец», затем ушел на «свободные хлеба» – занялся сугубо писательской работой, итогом которой стали несколько книг его повестей и рассказов о крестьянском житейском укладе, о родной земле.

Неизданная книга

Книга И. Сафоновой «Многоликий Палех». Фото из Интернета.

Художественный Палех никогда не был обделен вниманием книгоиздателей, искусствоведов, писателей – признанных мастеров слова – ивановских, московских, питерских… Бесспорный факт: по сути дела ни один из авторов не брался за перо, не перешагнув однажды порог редакции местной газеты.

Вот и всего несколько лет тому назад вышла в свет книга ивановского автора Ирины Сафоновой «Многоликий Палех». Врач по профессии и палешанка по происхождению, шагнув в пенсионный возраст, она взялась за трудоемкое дело – написать о династиях, о потомственных палехских иконописцах. Первые статьи Ирина Александровна принесла в редакцию «Призыва». Они и стали начальными главами книги.

В восьмидесятых годах на работу в редакцию «Призыва» пришел художник Владимир Кочупалов и взялся за написание собственной книги о палехской земле. Он служил двум музам – был и художником, и поэтом. В какой-то момент писательский талант взял верх, Владимир Дмитриевич после художественного училища окончил еще и литературный институт.

В нем жил увлеченный, настойчивый, скрупулезный журналист и писатель. Шутка ли, его перу принадлежит очерк о нескольких годах жизни брата Ленина – Дмитрия Ульянова. Чтобы собрать материал, Кочупалов разыскал личного шофера Дмитрия Ильича и построил повествование на его рассказах.

Как-то раз творчеству Владимира Кочупалова посвятил целый разворот центральный молодежный журнал «Смена». На красочном фоне, составленном из сюжетов его лаковых миниатюр, были помещены стихи.

К содержанию своей будущей книги Владимир Дмитриевич подошел иначе, чем его предшественники. Он совершенно справедливо считал, что, как это ни парадоксально прозвучит, краеведческую книгу в широком понимании этого слова про Палех и Палехский район никто еще не написал. Конечно, историко-краеведческий экскурс есть почти в каждом ранее вышедшем издании, но, как правило, это взгляд на происхождение и развитие Палеха через призму происхождения и развития искусства иконописи и лаковой миниатюры.

Спору нет, вклад художественного Палеха в российскую культуру велик, но никто, наверное, не возьмется оспаривать и тот факт, что история маленького села срединной России и его «вотчинных» сел и деревень гораздо разнообразнее и богаче.

Ну, в самом деле, прежде, чем Героем Социалистического Труда стал народный художник из Дягилева Николай Михайлович Зиновьев, это высокое звание уже несколько лет носила овцевод из Лужков Елизавета Ивановна Штыкова. В городе Орел установлен бюст крестьянскому сыну из деревни Пахотино, Герою Советского Союза, генералу армии Александру Васильевичу Горбатову – одному из первых комендантов поверженного Берлина. По команде молодого парня из деревни Клетново Саши Белышева в октябре 1917-го «бабахнула шестидюймовка авророва», открыв новую эру в истории российского государства. Палехская земля дала миру и ученых –академиков, и военных летчиков. Простая доярка из Медвежья Александра Илларионовна Шибаева стала полным кавалером ордена Трудовой Славы всех трех степеней. Такая награда приравнивается к званию «Герой Социалистического Труда».

Рукопись Владимира Кочупалова в значительной степени устраняла сложившуюся несправедливость. В Ивановском филиале Верхне-Волжского книжного издательства ее редактировал известный ивановский поэт Анатолий Ильичев и с большим одобрением отзывался о содержании. Рукопись ушла в типографию. Автор говорил, что успел даже получить за нее гонорар.

Но подоспел 91-й год. Разваливающейся стране стало не до книгоиздательств. Рукопись, так и не дошедшая до печати тиража, вернулась к автору.

Сейчас уже многие районы нашей области имеют собственные книги – летописи об истории и сегодняшнем дне территории и о людях, на них проживающих. Большой вклад в это нужное дело внес ивановский издатель, составитель книг и автор большинства текстов к ним Игорь Антонов. Складывая печатным словом факт к факту, событие к событию, он старается не обойти стороной ни одно сельское поселение, ни одну деревню. Для соседней Южи Антонов по договору с муниципалитетом выпустил уже две дополняющих друг друга книги.

Общественный запрос на книгу – летопись, конечно же, есть и в нашем районе.

Об авторе

Анатолий Сурин начал работать в редакции «Призыва» в феврале 1970 года. Был завотделом и ответственным секретарем редакции, несколько лет работал собственным корреспондентом областной газеты «Рабочий край» по Палехскому, Южскому и Пестяковскому району. В районную газету вернулся на должность заместителя редактора, затем более 27 лет, до ухода на пенсию, работал главным редактором «Призыва» и по совместительству собкором «Ивановской газеты». Его очерки и фотографии публиковались в краеведческих книгах, вышедших в различных издательствах, а так же в литературном альманахе Ивановского отделения Союза писателей России «Откровение».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

84