Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

30.10.2020 10:48 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44 от 30.10.2020 г.

Толстой и Достоевский – быть или не быть

Автор: М. Залесская

Фото из Интернета

Начался новый учебный год, и вновь в средствах массовой информации обсуждают вопрос: а не перегружены ли учебой наши дети и не стоит ли сократить программу по литературе, исключив изучение романов Л.Н. Толстого «Война и мир» и Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»? Некоторые считают, что и произведения А.С. Пушкина надо убрать из программы, а включить изучение романа Дж.К. Роулинг «Гарри Поттер».

Интересно, что думают об этом палешане?

Марина, 30 лет. 

– Думаю, нет необходимости изучать полностью эти произведения. Когда мы учились в школе, то пользовались учебником с кратким содержанием. Считаю, что этого достаточно для общего развития.

Николай, 45 лет. 

– Школьная программа по литературе должна быть подвергнута серьёзным изменениям. По себе могу сказать — в 9-10 классах сложные философские вопросы проходить рано! Изучение произведений «Война и мир», «Преступление и наказание», а также Булгакова — это навязывание подросткам тех мыслей и идей, которые вынес из этих произведений учитель.

Евгения, 27 лет. 

– Считаю, что и Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского надо оставить в школьной программе. Даже если школьники в силу возраста не смогут понять все философские  рассуждения, то они хотя бы будут знать, что такие произведения существуют. А став старше, они, возможно, захотят вновь перечитать эти произведения. С возрастом меняется мировоззрение и увлечения, а литературные произведения открываются с новой стороны.

Александра, 45 лет.

– Считаю, что ребята, скорее всего, не поймут тех моральных ценностей, оценочных суждений, мировоззрения людей той эпохи, к которой принадлежит произведение. Наш лексикон (словарный запас человека) обеднел, стал скуден и не так поэтичен, как раньше, поэтому даже о Пушкине школьники отзываются не особо лестно.

Елена, 34 года.

– Не знаю, стоит ли загружать современных школьников этими произведениями? Когда мы учились в школе, то, конечно, изучали и Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, читали их произведения, обсуждали на уроках. Но, читая в Интернете высказывания школьников, сомневаешься, способны ли они понять эти произведения? Кажется, современные подростки деградируют.

Александр, 16 лет.

– Я учусь в 10 классе и эти произведения Толстого и Достоевского мы еще не проходили, поэтому ничего о них не могу сказать. А что касается произведений А.С. Пушкина, то их обязательно надо оставить в школьной программе.

Наталья, 65 лет.

– По своему личному опыту знаю, что в школе было достаточно сложным прочесть «Войну и мир» Л.Н. Толстого, но все мы читали это произведение. Правда мальчишки читали сцены, связанные с войной и боевыми действиями, а девчонки, пропуская эти сцены, читали про любовь.

Виктор, 19 лет.

– Произведения Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского надо обязательно оставить в программе. Я периодически перечитываю произведения русских классиков, особенно часто читаю их, когда бываю у бабушки, у неё замечательная библиотека в бумажном формате.

Татьяна, 70 лет.

– У нас была замечательная учительница литературы Л.Н. Семенова, и нам легко давалось изучение произведений русских классиков. Правда, в наше время в школе не изучали Ф.М. Достоевского, но думаю, что если бы мы знакомились с его произведениями под руководством Людмилы Николаевны, то я смогла бы и их читать. А так сколько раз не пыталась читать Ф.М. Достоевского – не идет. Знаю, что во всем мире восхищаются его произведениями, говорят, что он знаток русской души, а я читать не могу. Кстати, я с удовольствием читала книгу о Гарри Поттере, но предложение включить его в школьную программу, мне кажется смешным. Читать эту книгу можно просто для того, чтобы отдохнуть.

Сергей, 70 лет.

– Считаю, что все произведения русских классиков надо оставить в школьной программе, в том числе и роман «Война и мир». Конечно, современные дети не воспринимают войну 1812 года, как что-то близкое и понятное, они даже о Великой Отечественной войне знают не слишком хорошо, но это наша история и её надо знать.

А вот английские слова из постоянного общения я бы убрал, заменив их русскими словами. Например, зачем говорить «Окей», если есть слова «хорошо, да, отлично». В нашей стране постепенно все русское заменяется иностранным и это касается не только языка. И ни в коем случае нельзя сокращать школьную программу – наши дети и внуки должны быть грамотными.

Дарья, 16 лет.

– Я считаю, что все произведения русских классиков надо оставить в программе, мы должны знать и историю нашей страны и литературу.

Александр, 60 лет.

– А я за то, чтобы оставить эти произведения. Да потому что, если их убрать, то о них в скором времени забудут. Воспитание сойдет на нет. Язык наш обнищает, и у нас ничего не останется нашего родного. Тем более, что это не справедливо к тем детям, которые хотят узнать что-то из элитарной культуры, кому это нравится, кто в этом разбирается. Кто расскажет ребятам об этих великих произведениях? Только благодаря урокам литературы у школьников сложится хоть малейшее представление о писателях и их произведениях, о наследии русской литературы. А спустя время некоторые из учеников обязательно вспомнят свою дорогую учительницу литературы, возьмут в руки книгу и погрузятся в философские темы, богатство языка и взращивания своей души.

Наталья, 51 год.

– Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» надо обязательно оставить в программе, я с удовольствием читала его в школе, а размышления Андрея Болконского о жизни и смерти, когда он лежал раненный на поле боя, навсегда остались в памяти. А вот спрашивать школьников о том, где у него была родинка, совсем необязательно – это ничему не учит, хотя такие вопросы по литературе встречаются.

Считаю, что произведения «Преступление и наказание» и «Мастер и Маргарита» из школьной программы надо убрать – это какой-то бред сумасшедшего. И хотя эти произведения считаются классикой, думаю, что детям на этих произведениях учиться не надо.

Что касается романа Дж.К. Роулинг «Гарри Поттер», то, возможно, его стоит включить в программу. Не потому, что это великое произведение, а потому, что дети его читают. Хоть что-то читают.

Лариса, 41 год.

– Считаю, что эти произведения из школьной программы надо упразднить, потому что для детей старше 15 лет, увлекающихся комиксами, ютубом, графическими романами, играющих в слаймы, видеоигры, слушающих песни, в которых непонятно о чем поют, произведения с глубоким философским смыслом будут просто неинтересными, грубо скажем «не по мозгам». Также хочу отметить, что в большинстве школ на уроках литературы учителя не учитывают точку зрения ученика, если она расходиться с общепринятой точкой зрения.

Вот такие мнения о сокращении школьной программы высказали палешане. Подавляющее большинство считают, что эти произведения необходимо изучать в школе, мотивируя это различными причинами. А способны ли современные школьники понять эти произведения?

Своим мнением на эту тему мы попросили поделиться учителя русского языка и литературы Елену Витальевну Гаврилову. Вот что она сказала:

– Первоначально я решила, что ваш вопрос – просто шутка. Но за последнее время я познакомилась с мнением довольно авторитетных людей в сфере образования и поняла, что данный вопрос действительно обсуждается.

Я думаю, что школьная программа старших классов не может обойтись без произведений Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Почему? Причин несколько. Одна из них – это воспитание детей. Размышляя над вечными проблемами поиска смысла жизни, любви, предательства, прощения, социальной несправедливости, представленными в художественных произведениях, дети развиваются как личности, определяют для себя нравственные ориентиры. Конечно, можно воспитывать детей и на сказках. Но в старшем звене необходимы более сложные произведения, чтобы, анализируя их, учиться думать и размышлять.

Скажете, что ученики не читают полностью «Войну и мир». Да, это действительно так. Девочек, в основном, привлекает первый и третий том о жизни и о любви, ребята изучают страницы о войне. Есть талантливые дети, которые с удовольствием прочитывают всё произведение. Например, наши выпускники, Мария Никитина и Христина Тимовская, знают роман-эпопею в деталях и на любой проблемный вопрос могут привести аргументы из текста. Но это единицы. Молодое поколение, к моему большому сожалению, не читающее. Информацию получают из разных источников, но не из книг. Надо отметить, для того, чтобы подготовиться к уроку, ученики просто задают вопрос Алисе в Яндексе, например: «Кто главный герой в произведении «Война и мир»? И Алиса отвечает. Дети не думают. Практичные ученики пользуются кратким содержанием, ведь эти произведения довольно объемные, не хватает времени прочитать целиком. Но в декабре одиннадцатиклассники сдают свой первый экзамен – сочинение по литературе. Темы представлены в виде проблемных вопросов. Например, противопоставить «добро и зло», «мечту и реальность», определить «нравственную несправедливость», понять «можно ли жить одними мечтами». Аргументировать свои размышления нужно примерами из художественной литературы. Произведения Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского – это кладезь всех аргументов. Эпизоды, анализируемые на уроках, используют многие ученики для раскрытия большинства тем. Через глубокий анализ деталей, характеристику героев к детям приходит осознание вопросов нравственного содержания, они приобретают тот опыт, которого им не хватает в их юной жизни.

Современные дети иначе смотрят на многие нравственные проблемы. Я очень удивилась, когда на вопрос «Можно ли совершить безнравственный поступок во имя великой цели?» старшеклассники ответили, что можно, и привели в пример Сонечку Мармеладову из романа «Преступление и наказание». Наивно? Значит, и Раскольников прав, убив старушонку во имя великого? А ведь большинство людей, совершив безнравственный поступок, мучаются потом всю жизнь. Перечитываем внимательно, анализируем детали, пытаемся разобраться в позиции автора. К детям понимание этих ценностей приходит через литературу.

Моим самым любимым писателем является Ф.М. Достоевский, наверное, мнение учителя влияет и на детей. Может быть, поэтому многие мои ученики читают «Преступление и наказание». И на примерах из этого произведения, они получают нравственное воспитание.

Мы живём в провинции. Дети здесь более чистые, искренние, чем в городе. Но они также постоянно торопятся и даже в личной переписке все чаще вместо слов пользуются стикерами и смайликами. Конечно, эти обозначения экономят время, позволяют получить быструю информацию, но как же они обедняют речь. Даже дети считают, что словарный запас тех, кто постоянно ими пользуется, обедняется. «Мы скоро станем как Эллочка-людоедка.» – шутят они.

Хочется сохранить наш красивый, богатый и сильный русский язык! Образцом грамотной и культурной речи, вне всякого сомнения, являются произведения Л.Н. Толстого «Война и мир» и Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

70