Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

20.12.2019 10:44 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 51 от 20.12.2019 г.

Открытость, душевная щедрость и редкий дар

Автор: Е. Любимова, старший научный сотрудник «ГМПИ».

26 декабря исполнилось бы 95 лет со дня рождения народного художника РСФСР, члена Союза художников России, участника Великой Отечественной войны Николая Ивановича Голикова.

Шкатулка. «Из-за острова на стрежень». 1977 год.

Николай Иванович Голиков — сын одного из основоположников палехского искусства, заслуженного деятеля искусств РСФСР Ивана Ивановича Голикова, которого по словам Павла Солонина «...признают самым горячим энтузиастом из зачинателей искусства лаковой миниатюры».

Н.И. Голиков принадлежал к поколению художников, достойно принявших эстафету от талантливых мастеров, чья энергия, темперамент, вдумчивость и преданная любовь к искусству дали жизнь художественному явлению, вошедшему в историю мирового искусства. Опытные мастера старались передать свои знания молодому поколению. Это стало традицией для многих семей палешан. У Ивана Ивановича Голикова, появился достойный преемник отца, яркий художник, знаток и хранитель традиций палехского искусства.

Родился Николай Иванович Голиков 26 декабря 1924 года, через три недели после создания Артели древней живописи. С детства у него проявился интерес к искусству. Он много рисовал с натуры, обязательно показывал наброски отцу, который старался поддержать сына. Иван Иванович никогда не принуждал детей к рисованию, но, в то же время, старался учить их понимать прекрасное, чувствовать красоту окружающего мира.

Николай Иванович всегда мечтал стать художником. Но путь в искусство оказался длинным и трудным. Сначала были учёба в ФЗУ при Майдаковском заводе, где он освоил профессию слесаря-инструментальщика; затем нелёгкие будни военного курсанта и, наконец, защита Родины с оружием в руках на Брянском и Карельском фронтах. Домой Голиков возвратился лишь в 1950 году и поступил в Палехское художественное училище. С этого времени начинается его творческая биография.

Его наставниками в училище были Н.М. Парилов, Н.М. Зиновьев, И.П. Вакуров, под руководством которых Николай Иванович осваивал технику миниатюрной живописи.

По воспоминаниям Н.М. Зиновьева: «Выпускники 1954 года Н.И. Голиков, С.А. Буторин, Б.М. Ермолаев, А.С. Кривцова со своими дипломными работами участвовали на республиканской выставке в Москве и имели хорошие отзывы... Можно надеяться, что молодые художники, Н.И. Голиков, В.А. Панин, Б.М. Ермолаев – станут достойной сменой стариков – художников – ветеранов палехского искусства, что молодёжь будет продолжать традиции Палеха».

Творческая деятельность Николая Ивановича была плодотворной. Уже первая выставочная работа «Песнь о купце Калашникове» показала, что в мастерские пришёл одарённый художник со своим видением жизни, глубоким пониманием цвета и композиции. Николай Иванович неоднократно слышал упрёки в свой адрес, что часто подражает отцу. Искусствовед М.П. Сокольников, хорошо знавший Палех, решительно возражал: «Подражает? Чушь!.. Преемствует – вот что надо видеть у Голикова – младшего. Преемствует и развивает. И это очень хорошо...».

Шкатулка. «Родные звуки». 1971 год.

Николай Иванович тщательно разрабатывал каждую композицию. Как и его учитель, Иван Петрович Вакуров, годами подбирал материал, обдумывал его, выбирая необходимое, писал множество предварительных эскизов. Миниатюры Николая Ивановича глубоки по содержанию, образы наполнены духовной силой, мудростью. Каждой своей работой он утверждал собственную манеру письма.

Тематика произведений Н.И. Голикова разнообразна. Большое место в его творчестве занимали фольклорные мотивы – «Микула Селянинович», «Вольга и Микула». В этих работах художник идёт к большим обобщениям, стремясь в образе Микулы выразить всю мощь, трудолюбие, ум и доброту русского народа.

Много теплоты и лиричности в его произведениях на сказочную тему – «Сказка о царе Салтане», «Конёк-Горбунок», «Сказка о мёртвой царевне», «Руслан и Людмила». Эти композиции отличаются богатством цветовых оттенков, оригинальностью и чрезвычайной тонкостью росписи.

Ответственность и вдумчивость в работе характерна для Николая Ивановича. Он всегда тянулся к знаниям, к решению трудных творческих задач. Наблюдая жизнь, подмечал всё новое и пытался использовать увиденное в своих работах.

Наряду со сказочными, былинными, песенными сюжетами художник большое внимание уделял военному прошлому. Фронтовик, он неоднократно обращался к волнующей его теме. В своих записках о войне художник писал: «Война, любая война — и большая, и маленькая — есть преступление. Оправданий нет». Его работы – «Ой, туманы мои, растуманы», «Уходили в поход партизаны», «Шумел сурово Брянский лес», «Великая Отечественная война» подчёркивают подвиг, героизм, мужество, бесстрашие и стойкость советского народа.

Николай Иванович по своей натуре — философ, мыслитель, творец. Он всегда пытался найти новые темы, новые образы. Поэтому, не случайно в 1957 году молодой художник обратился к произведению Гёте «Фауст». Композиция состоит из нескольких клейм, объединённых стилизованным растительным орнаментом. Колорит миниатюры насыщенный, напряжённый. Впервые появившись в том же году, она привлекла внимание московских искусствоведов и была признана удачной.

Н.И. Голикову приходилось много ездить по стране, он изучал шедевры древней Руси, письмена Дионисия, Андрея Рублёва. Побывал художник в Италии, Чехословакии, Франции, Тунисе, познакомился с мировыми памятниками искусства. Но его всегда тянуло в родное село. Он очень любил Палех, его тихие улицы. «Красотой, красотой одаривает всякого и притягивает, и держит накрепко. Места, такие красивые, что сами идут в композицию, – что может быть дороже», – говорил Николай Иванович. В свои работы — «Родные звуки», «Косари», «Земля и люди» он вложил душу, характер, переживания, наполнил произведения радостью, любовью, нежностью.

Шкатулка. «Фауст». 1957 год.

Наряду с традиционной лаковой миниатюрой Николай Иванович освоил монументальную и театрально-декорационную живопись. В 1950-е годы в составе творческой бригады под руководством Н.М. Парилова он принимал участие в оформлении постановки оперы «Сказка о царе Салтане» в Куйбышевском оперном театре. В 1964-1965 гг. вместе с Т.И. Зубковой создавал эскизы костюмов и декораций для мультфильма «Добрыня Никитич». В этих работах просматривается душевная глубина, спокойная мудрость человека, прожившего большую жизнь.

Непредсказуемость, способность поражать — особенности творческой личности художника. Н.И. Голиков работал много и плодотворно, не повторяя себя, не останавливаясь на достигнутом, а продолжал поиск необычных выразительных средств.

В 2010 году на выставку, посвящённую 65-летию Великой Победы, Николай Иванович представил из собственной коллекции никому неизвестные произведения на белом фоне. Панно «Тройка», «Парочка», «Лето. Сенокос» – светлые, праздничные, сразу привлекли внимание зрителей. В них царит сказочный мир, окружённый Добром и Красотой.

Н.И. Голиков обладал незаурядным талантом. От отца он унаследовал понимание творческих задач, усвоил его метод создания образа. Впитавший всё лучшее от миниатюристов старших поколений, прислушиваясь к их советам, Николай Иванович всегда шёл своим путём, развивая лучшие традиции палехского искусства. Художественная индивидуальность, глубокое раздумье, философское осмысление содержания прослеживаются в каждом его произведении. Николай Иванович — участник многих выставок. Его работы хранят собрания крупнейших российских музеев: ВМДПиНИ, ГРМ, РЭМ, ИОХМ, Всероссийский музей А.С. Пушкина и другие.

Первые правительственные награды Николай Иванович получил в 20 лет в 1944 году: медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды. Это было признанием его солдатской доблести. К юбилейным дням 9 Мая он был награжден в 1985 году орденом Отечественной войны 1 степени, в 1995 году — медалью Жукова.

Многогранная творческая деятельность Н.И. Голикова отмечена почётными званиями: в 1967 году – «Заслуженный художник РСФСР», в 1974 году – «Народный художник РСФСР». В 1984 году за заслуги в развитии изобразительного искусства он был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.

С 1961 года Николай Иванович являлся членом Правления Палехского отделения Союза художников, бессменным, на протяжении многих лет, членом художественного совета и выставкома, активным общественным деятелем и председателем совета старейшин.

Н.И. Голиков был неутомимым наставником молодёжи, мудрым советчиком, который всегда делился своими знаниями и воспоминаниями. Те, кто общался с художником, всегда отмечали в нём открытость, душевную щедрость и редкий дар рассказчика.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

105