Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

18.01.2019 10:49 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 18.01.2019 г.

Лаковое древо

Автор: Е. Лакеев

Судя по статистике, опубликованной в соцсетях Государственного музея палехского искусства, более 3000 туристов посетили музейный комплекс в новогодние праздники. Сотрудниками палехского музея было проведено 143 экскурсии для гостей из Москвы, Казани, Коврова, Саратова, Нижнего Новгорода, а также других городов и весей. Безусловный интерес у гостей вызывает самое молодое пространство комплекса – музей иконы, но и «старому» зданию – музею лаковой миниатюры по-прежнему есть чем удивить гостя.

В праздничные дни помимо постоянных музейных экспозиций работали выставки, открытые осенью и зимой: «Редкие книги в собрании Государственного музея палехского искусства», традиционная «Поздравляем с юбилеем». Кроме того, музеем была представлена новая интересная выставка «Лаковая миниатюрная живопись. Истоки и современность. Восточные и русские лаки в собрании Государственного музея палехского искусства».

Мы навестили Музей лаковой миниатюры, чтобы познакомиться с новой экспозицией подробнее. Уверены, многие из наших читателей уже успели посетить выставку в «каникулы», тем же, кто еще только собирается – настоятельно рекомендуем. И вот почему.

Во-первых, краснокирпичное здание Музея лаковой миниатюры, само под стать небольшой шкатулке – крохотный музей, но с каким богатейшим наполнением! Кажется, что сейчас он находится несколько в тени своего нового, сверкающего керамогранитом «брата» – здания музея иконы. Два этажа шедевров лаковой миниатюры, россыпь залов – в прошлом комнат – наверное, поэтому посетители чувствуют себя в уютной, домашней обстановке. И если вы хотите, наконец, разобраться в вопросе «Что такое советское палехское искусство?», то именно в этом здании вы найдете ответ.

Новая выставка, посвященная восточной и русской традициям росписи лакированных предметов, отвечает на более общие вопросы «Где и когда возникло искусство лаковой миниатюры?», и «Как это мастерство оказалось в России, как оно изменилось на русской земле?».

Оформление выставок, особенно в малых залах музея лаковой миниатюры, это отдельный повод для гордости нашими музейными работниками. Правда, в этом случае удаче в экспозиции способствовал и сам зал – небольшой, но тот самый, со вторым светом на втором этаже. Наверное, это по-прежнему лучший зал для проведения небольших выставок. Он всегда полон воздуха, поэтому довольно массивные печатные баннеры, повествующие историю лакового древа – искусства лаковой миниатюры в мировом и русском контекстах – смотрелись органично и хорошо.

На выставке представлены произведения лаковой миниатюры Китая, Японии, русские лаки Мстёры, Холуя, Федоскина, Палеха из коллекции ГМПИ. Экспозиция – это попытка коротко и доступно пересказать историю искусства лаковой миниатюры, собрать в одном зале работы мастеров из разных культур и эпох. Искусство лаковой миниатюры в какой-то степени примерило Восток и Запад. Художественные лаки были интересны и востребованы в обеих культурах.

Несколько тысячелетий назад Китай открыл миру это уникальное искусство. Азиатские мастера использовали распространенный на Дальнем Востоке природный материал – сок лакового дерева сначала в хозяйственных, а затем и в художественных целях. Сваренной смолой лакового дерева покрывали домашнюю утварь и мебель. Лаковые предметы были прочнее и долговечнее, что особенно было важно во влажном климате. Сбор смолы лакового дерева напоминал способ добычи березового сока в наших краях. На стволе 10-летнего дерева (или старше – выше качество лака) выполняли надрез в виде перевернутого треугольника, вытекающая смола собиралась в емкости с помощью трубок, а затем варилась.

Технология (и само лаковое дерево) со временем добралась до Японии. Именно там появляется уникальная техника золотого лака, которая состоит в нанесении золотого и серебряного порошков на слой лака.

Удивительные восточные лаковые изделия с XVI века становятся предметом экспорта в европейские страны. Искусство лаков настолько поразило европейцев своей красотой и легкостью, что те открыли мастерские по производству предметов «под Китай». Первые лакирные мастерские открылись в Голландии, а уже к концу XVII века лаковое дело процветало в Англии, Шотландии, Германии, Франции. Благодаря немецкой мануфактуре Иоганна Штобвассера декоративные шкатулки, подносы, ларцы, табакерки появились в России.

Свой «лаковый двор» существовал и в России. Первые русские лакировщики занимались под началом голландского мастера Генрика ван Брумкоста. Силами «лакового двора» было выполнено убранство Монплезира в Петергофе. Вскоре в Санкт-Петербурге и его окрестностях, Москве и Подмосковье, на Урале возникает много лакирных производств. Именно из подобных мастерских вышли всемирно известные бренды русской лаковой миниатюры – Федоскино, Жостово, а после событий 1917 года к ним добавились три бывших владимирских иконописных села – Палех, Холуй и Мстёра, художники, которых, начиная с палешан, создали новое лаковое искусство.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

64