Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

02.11.2018 15:08 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44 (10111) от 02.11.2018 г.

Продолжать традиции, оставаясь современным

Автор: Е. Лакеев

Новый учитель — это всегда событие в школе. Особенно, если он мужчина, что большая редкость, для наших школ. Сегодня наш собеседник — Роман Александрович Лятов — 27-летний учитель математики Палехской средней школы, который за пару лет работы сумел заслужить авторитет среди коллег и учеников. Поговорили о важности бега на переменах, о том, почему математика должна уступать место музыке и инженерному делу, и том, как вместе с учениками играть в «крестики-нолики».

Роман Александрович, в детстве, сидя за школьной партой, Вы предполагали, что станете педагогом?

— Честно? Это был бы последний вариант, который я бы выбрал. До 8 класса у меня была мечта стать поваром.

Хорошо готовите?

— На самом деле так: готовлю редко, но хорошо. Возвращаясь к первому вопросу, где-то классе в 11 мне очень нравилась медицина, я хотел поступать в мединститут. Но потом подумал, что все-таки я не так сильно люблю химию и латинский. Мне больше нравились точные науки, и я решил пойти на математику-информатику в надежде, что из меня сделают крутого хакера или программиста.

— В то время как раз пошла волна массового интереса к программированию. И выяснилось, что программист — это перспективная профессия.

— Обещали сделать из меня программиста, но в итоге получился учитель информатики. Была мысль поступить дальше в магистратуру и аспирантуру, но она пришла слишком поздно. Все сроки вышли и после защиты диплома, дней через пять, меня призвали в Вооруженные силы.

— Как дальше развивались события? Как Вы оказались в стенах родной школы?

— В школу я по большому счету попал случайно. Вернулся из армии, пришел в школу, спросил о том, есть ли вакансии, их не оказалось, все ставки были заняты. Нужно было где-то работать, я продолжил поиск, пока не получил должность во вневедомственной охране. Позднее трудился в пожарной охране. Планировал выучиться на офицера МЧС, но так сложилось, что все-таки я стал учителем. И послужило этому печальное событие. Не стало одного из лучших учителей школы – Татьяны Сергеевны Гусевой.

Мне позвонили, попросили прийти на собеседование, поговорили со мной, и я согласился. Когда учился в школе, Татьяна Сергеевна была моим классным руководителем. Теперь вот уже второй год веду у ребят математику, и даже выпустил два 9 класса.

На фестивале педагогических идей «Возрождение» 

— Чем запомнилась Вам Татьяна Сергеевна как преподаватель?

— Своей непосредственностью что ли… С Татьяной Сергеевной можно было поговорить на любую тему, она имела прекрасное чувство юмора. Мне очень нравилось, что она давала своим ученикам свободу мысли. Я стараюсь по возможности делать также. Сейчас ввели проектную деятельность в математике. Так вот я стремлюсь в проектных заданиях не привязываться к математике, как к предмету. Есть масса тем, которые на прямую не связаны с математикой, и детям интереснее и комфортнее с ними работать. Не каждый ребенок видит мой предмет основополагающей наукой. Все ребята разные. И именно поэтому каких только проектов у нас не было! Как только мне пояснили, что можно дать определённую свободу тем в заданиях, у меня появились проекты, связанные, например, с течениями современной музыки…

— Музыка — это тоже своего рода математика!

— Да, согласен (смеемся). Был еще один интересный проект, мы собирали реактивный двигатель, ставили его на небольшой кораблик. Причем это все делалось шестиклассниками, то есть достаточно юными «инженерами». В прошлом году мы начали проекты по программированию. Пытаемся научить компьютер «думать». Достигли определенных успехов, в крестики-нолики он нам, к примеру, не проигрывает! Не то чтобы это искусственный интеллект, скорее алгоритм, который просчитывает все возможные комбинации.

— Этот подход к проектным заданиям, надеюсь, как-то был отмечен?

— На одной из конференций я как раз получил награду за проектную деятельность. Наверное, это первая моя такая большая и ценная, важная бумага, которая лежит у меня в папке и ждет участия в следующей аттестации на категорию. Это не просто украшение моего рабочего портфолио, этот диплом пригодится при переаттестации.

— Я знаю, что Вы еще ведете кружок.

— Да я решил продолжить традицию, к сожалению, ныне покойной учительницы информатики Нины Николаевны Ильичевой. Раньше информатика начиналась чуть ли не в старших классах, теперь ребята стали подкованнее, у некоторых этот предмет появляется уже в начальной школе. Еще в школьные годы, когда я увидел, что компьютер можно заставить делать то, что тебе хочется, я загорелся идеей программирования. Программистом я не стал, кучу языков программирования не освоил, но кое-что могу. По крайней мере, учащиеся, которые посещают мой кружок, проблем с программированием в учебных заведениях после окончания школы не испытают точно. Мы работаем на Паскале с переходом на Делфи. Паскаль – это мертвый язык программирования, но он крайне удобен для обучения и получения основ. Подход к программированию на большинстве языков одинаковый.

— Вы помните свой первый урок?

— Заканчивалась третья четверть. Мне сказали: «Приходи, два дня тебе на разогрев, потом выходные, все обдумаешь и продолжишь». Честно говоря, я уже не вспомню тот самый первый урок. Как мне потом рассказывали ученики: «Ой, что-то к нам какой-то мальчик худенький пришел!». Кстати, на мне, говорят, незаметно, но в течение работы в школе я каким-то образом набрал аж 15 кг. А говорят учителя плохо живут! (смеемся).

Было масса впечатлений, да и нервов, что скрывать, было много работы над собой. Я боялся ошибиться, хотел оставить о себе хорошее первое впечатление… Начал с того, что собственно всегда делала Татьяна Сергеевна. Со знакомства, с беседы с классом.

— А Вы часто задаетесь вопросом: «Как бы сейчас поступила Татьяна Сергеевна»?

— Иногда что-то подобное возникает в голове. Она была сильным и мудрым учителем, она что-то знала.

— Вероятно, какую-то тайну преподавания. А конфликтные истории были в начале? Обычно детям интересно узнать, каков у молодого учителя предел прочности.

— Первое время я старался не быть супер-строгим. Если было за что, то я писал замечания в дневник. Причем в замечаниях максимально подробно излагались все обстоятельства, которые привели к красной записи в дневнике. Детям это быстро надоело, и мы стали жить спокойнее.

Я считаю, что мне не хватает строгости, я слишком добр с учениками! Правда, сейчас, по прошествии этих двух лет, чувствую, как во мне зарождается, не знаю… дядька сварливый! (смеемся). Он ставит двойки, ругается. Бывает всякое, но я никогда не занижаю оценки. Если понимаю, что оценка спорная, но ребенок проявляет старание и уважение к моему предмету (не ко мне лично), я делаю выбор в пользу хорошей отметки.

— Что-то нужно менять в школьном образовании?

— Менять…, наверное, надо учиться искать индивидуальный подход к каждому ребенку. Образовательная система должна стать гибче, тогда она сможет максимально раскрыть возможности детей. А еще сейчас очень много гиперактивных ребят. Им нужно бегать, прыгать, двигаться. Будь моя воля, я бы в школе создал что-то типа комнаты для эмоциональной разгрузки. Тренажеры, караоке, танцы – да что угодно! Ребенку нужно выплеснуть эту внутреннюю энергию и уже спокойно отправиться на урок. К сожалению, эту идею сложно реализовать.

— По этой причине детям не запрещают бегать на переменах? В детстве этого не замечаешь, потом это начинает удивлять, а теперь вдруг прояснилось – бег на переменах – это не лишенная смысла затея.

— Если не позволять такие вольности на переменах, то дети будут больше шалить на самих уроках.

— А как справляются со стрессом сами учителя?

— Я прихожу домой, как правило, словно «выжатый лимон». Сажусь и продолжаю работу – проверяю тетради. Жена меня не трогает, она знает, что поговорить нормально можно только на выходных, когда я отойду от рабочей суеты. Конечно, не настолько все строго, но мы с ней стараемся терпеливо относиться к эмоциям друг друга.

Всегда любил волейбол, занимаюсь спортом, увлекаюсь компьютерными играми. Всё это помогает переключаться. Сейчас машину купил – на нее уходит время, это же конструктор, только большой, голова забывает о работе. Иногда, очень редко (сейчас уже пальцы деревянные), но беру в руки гитару, и вспоминаю старые песни.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

133