12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

Главная / Статьи / Неделя кино: каким будет новое «Зеркало»?
11.04.2018 11:34
  • 31
  • 7

Категории:

В печати не опубликовано!

Неделя кино: каким будет новое «Зеркало»?

Фото: kinoky.com

Ивановский кинофестиваль, посвященный памяти Андрея Тарковского, пройдет в городах региона с 12 по 17 июня. Впервые открытие «Зеркала» состоится в Юрьевце, на родине знаменитого режиссера.

Мы побеседовали с литературным критиком, поэтом и пресс-секретарем фестиваля Сергеем Сдобновым о том, что стоит ждать посетителям от летнего киносмотра, о том, как попасть в индустрию кино молодому автору, и о том, какой фильм Андрея Тарковского наиболее актуален для палехских художников.

— Начнем с простого вопроса. Зачем сегодня смотреть кино?

— Мне кажется, кино позволяет посмотреть на наш мир по-другому: с тех сторон, с которых мы никогда его не увидим. Каждый фильм дает зрителю шанс прожить историю, которая с ним может никогда и не произойдет. А мы, думаю, хотим, чтобы с нами случались истории, и нам было интересно жить. Ради этого мы и ходим в кино.

Так получились, что сегодня проще смотреть кино, чем читать книгу: сериал «Игра Престолов» популярнее книг Джорджа Мартина (автора цикла романов – прим. ред.). Сериалы сегодня это один из самых популярных видов досуга, потому что для просмотра кино нужно меньше усилий. Конечно, для понимания «Андрея Рублева» Тарковского может и стоит вспомнить специфику русской культуры. Но «Полторы комнаты» можно смотреть и без знания творчества Иосифа Бродского. Безусловно, это будут два разных опыта.

Когда ты смотришь сериал – получаешь право быть не подготовленным к просмотру. Ты приятно проводишь время, и вместе с тем что-то узнаешь, к примеру, о жизни людей в других временах и странах. Может быть ты никогда не побываешь в Нью-Йорке, но посмотреть сериал про Нью-Йорк ты можешь и, к сожалению, на практике это легче, чем прочитать о «большом яблоке» (самое известное прозвище Нью-Йорка, возникшее в 1920-х годах – прим. ред.).

В этом году у фестиваля сменилась команда, все ждут дебюта новых управленцев. По словам генерального продюсера Константина Шавловского, «Зеркало» сохранит все лучшее и обеспечит мост от содержательной части (программы) к зрителю. Хочется подробностей.

— Нам кажется, что в предыдущие годы программа фестиваля была избыточной по количеству фильмов. Зрители иногда не успевали посмотреть интересное им кино из разных фестивальных программ.

Мы в России как-то привыкли, что управленцы часто решают какие угодно задачи, кроме основной — обеспечить транспорт смыслов от производителя к потребителю. Это же всего касается — и строительства дорог, где смыслом является дорога, которую нужно построить так, чтобы по ней удобно было ездить, и в том месте, где эта дорога необходима, и кинофестиваля, где смыслом является встреча фильмов со зрителями. Так как на фестивале «Зеркало» фильмы по традиции не самые простые для восприятия, то эта встреча не состоится, если ты просто приведешь зрителя в кинозал (хотя и это уже немало). Поэтому важно, чтобы у сеанса — в идеале каждого — был «медиатор», автор или куратор, который бы смог поставить зрителю «оптику». Или, говоря проще, чтобы фильм можно было обсудить — именно в этих обсуждениях мы видим смысл фестивальных показов.

Генеральный продюсер кинофестиваля Константин Шавловский, программный директор Андрей Плахов и художник по костюмам Надежда Васильева на пресс-брифинге в Юрьевце. Фото: .ivanovoobl.ru

В этом году хочется больше обсуждать кино со зрителями. Мы планируем переместить разговоры после каждого сеанса в специальную зону для общения и встреч зрителей с режиссерами, критиками или кураторами программ. Фильм закончился – зрители переходят в соседнее помещение и спокойно делятся впечатлениями. Мы хотим создать такие условия, чтобы посетители фестиваля выходили из кинотеатра не только с вопросами, но и с какими-то ответами.

— Насколько активно новый губернатор участвует в организации фестиваля?

— Во-первых, без поддержки губернатора региональный фестиваль делать было бы по меньшей мере странно. Во-вторых, мы довольно быстро нашли общий язык — во всяком случае нам так кажется — и в первую очередь потому что губернатор очень неплохо разбирается в кинематографе, как российском, так и зарубежном. Любит и знает кино. При этом он воспринимает фестиваль в первую очередь как потенциальный драйвер для развития региона, а не как ярмарку тщеславия московского бомонда — и в этом мы полностью с ним солидарны. Первое, на что указал губернатор — что важно провести открытие «Зеркала» в Юрьевце, поскольку это родина Андрея Тарковского и одно из «мест силы» в регионе. Губернатор убежден, что одна из задач фестиваля – показать, что мы работаем не только для ивановского зрителя, но и для жителей поволжских городов. В этом команда фестиваля полностью согласна со Станиславом Воскресенским.

Врио губернатора Ивановской области Станислав Воскресенский. Фото: zampolit.com

— Что интересного будет происходить в Юрьевце?

— В этом году там пройдет открытие фестиваля в формате концерта. Пока мы не можем сказать, кто будет выступать — эту новость мы расскажем на пресс-конференции 22 мая. Но будьте уверены, мы привезем музыкантов, ради которых жители близлежащих регионов захотят провести летний день в Юрьевце.

Каждый вечер для жителей и гостей города будут показывать кино на площади. Для этого мы установим специальный экран, по сути, соберем кинотеатр под открытым небом. Мы планируем создать городскую зону, похожую на то, что происходит во дворе московского института «Стрелка». Открытый кинотеатр с фудкортом, туалетами и охраной — словом, место, в котором можно хорошо и комфортно провести вечер всей семьей.

Внутренний двор институт «Стрелка». Фото: strelka.com

— Плес, как традиционная площадка проведения «Зеркала», окончательно смещена Юрьевцем?

— Нам кажется, что Плес не обделен фестивальной жизнью, поэтому стратегически намного важнее сделать упор на те города Ивановской области, куда фестиваль не доезжал. Особенно исходя из обновленной концепции «Зеркала», где ставку мы делаем в первую очередь на творческую молодежь. Условно говоря, задача фестиваля на ближайшие годы — это не просто привезти в Ивановскую область режиссеров, которые продолжают дело Тарковского, но создать условия для появления таких людей там, где Тарковский родился. Конечно, мы отдаем себе отчет, что это задача идеалистическая, но по крайней мере на появление нового поколения зрителей мы точно рассчитываем. Это все не значит, что Плес нам не интересен. «Зеркало» — довольно большой фестиваль, в котором много разных событий. И, возможно, какие-то пройдут в Плесе — все это решится до конца месяца.

Юрьевец летом. Фото: strana.ru

— В каких ивановских кинотеатрах будут идти показы?

— Все фильмы конкурсной программы будут идти в кинотеатре «Лодзь». Такое решение мы приняли для удобства посетителей фестиваля, чтобы они не кочевали из одного кинотеатра в другой за интересующим их фильмом. В этом году мы запускаем новую программу — «Кино на колесах». Кинокритик Алексей Артамонов и режиссер-документалист Лиза Козлова отправятся по городам Ивановской области, чтобы показать и обсудить со зрителями фестивальное кино. Цель этой программы — вовлечение городов Ивановской области (и в целом Поволжья) в фестивальную жизнь. На данном этапе география поездок выглядит так: Кинешма, Шуя, Вичуга, Тейково, Родники. Участие других городов напрямую зависит от возможности места принять у себя кинопоказ — есть ли в городе кинотеатр или профессиональный проектор. «Кино на колесах» — это попытка перезапуска культурного досуга, недоступного в другое время для жителей этих городов. Мы хотим пообщаться с людьми, которые любят кино на местах: участники киноклубов и других кино-инициатив. Не в каждом городе есть современный кинотеатр, но это не означает, во-первых, что там нет любителей кино, а, во-вторых, что кино в городе не может показываться. Например, в Москве давно уже существует большое количество киноклубов — в библиотеках и даже квартирах, куда люди могут бесплатно прийти посмотреть и обсудить кино. Даже при давящей конкуренции больших кинотеатров, в обществе существует запрос на просмотры фильмов, и вряд ли он пропадет.

— Еще одно новшество фестиваля — кампус для начинающих кинематографистов. Расскажите об этом подробнее.

— Да, это нововведение этого года, куратором кампуса станет режиссер-документалист Ольга Привольнова, ученица Марины Разбежкиной. Заявку на сайте кампуса могут оставить ребята, которые уже снимали, снимают, или хотят снимать кино и живут (или же родились) в городах Поволжья. В течение 6 дней для 20 участников кампуса будут проводиться мастер-классы и лекторий «Картина мира», в котором шесть ведущих специалистов из разных гуманитарных областей (кино, литература, музыка, архитектура) будут рассказывать студентам кампуса, а также и гостям фестиваля, о том, как устроены эти гуманитарные области. Лекторий будет открытым и пройдет на базе ИГХТУ. Кроме того, участники кампуса «Юность» попадут в неделю интенсивного обучения. Конечно, за это время вряд ли они смогут сделать готовый фильм, но каждый студент получит опыт проживания в киносреде.

Сайт кампуса "Юность"

— Как будут отбирать ребят?

— Отбор будет проводиться кураторами на основе творческого текста (заметки, эссе, творческая биография) и видео. Это видео может быть сделано кандидатом заранее: опубликовано или снято как фильм. Также оно может быть снято специально для кампуса. Никаких ограничений в жанрах нет, ограничений по возрасту участников — тоже. Подробнее лучше ознакомиться на сайте (http://yunost.online).

— В целом, насколько это возможно: провинциальным авторам попасть в поле зрения киноиндустрии? В Палехе есть интересное объединение «Сейф», которое известно не только своей музыкой, но и тем, что, начиная с середины 90-х они снимают любительское игровое кино. О них слышали здесь, но не более…

— Для автора из провинции важно понять — не стоит боятся и ожидать, что тебе везде откажут. Наверное, у каждого хорошего художника должен быть хороший менеджер, а если его нет, то и сам художник может продвигать свой труд и начать, наконец, посылать заявки на все знакомые кинофестивали.

Программный директор фестиваля Андрей Плахов, генеральный продюсер Константин Шавловский и PR-директор Елена Слатина — постоянные участники многих событий в киноиндустрии. Если у человека, который хочет попасть в мир кино есть какой-то сформулированный запрос (или хотя бы ожидание), то нет никаких проблем все-таки подойти, взять свою волю в кулак, и спросить совета: «Вот я такой есть, что мне делать? Я не знаю механики, я не знаком с правилами». Советами уж точно все поделятся, потому что все заинтересованы в том, чтобы в России появлялось больше хорошего русскоязычного кино.

Трейлер второго фильма палешан «Тот берег» (снят в 2000 году)

— Последние несколько лет столичный книжный магазин «Порядок слов»привозил новинки на «Зеркало». Традиция продолжится?

— Да, состоится презентация, как минимум, двух книг, одна из них — «Сны Андрея Тарковского». Это сборник работ кинокритиков, режиссеров и других специалистов о творчестве Андрея Тарковского. Также будет представлена новая книга Константина Шавловского, повествующая о документальном методе Марины Разбежкиной. Каждый день с 12 по 17 июня будет работать книжная лавка «Порядка слов». Думаю, мы разместим ее в «Лодзе».

— Андрей Тарковский, узнав, что в Палехе живут художники, которые работают с наследием древнерусской живописи, решил показать им своего «Андрея Рублева». Приехал и показал, пообщался с палешанами, ему подарили брошь (дело было в 1970-е). А какой фильм этого режиссера наиболее актуален для сообщества палехских художников в наши дни?

— Мне кажется, что сейчас происходит повсеместное переосмысление традиции. В этом плане Палех не является исключением. То, что в 70-х палехские художники принимали за горизонт, я полагаю это работы Ивана Голикова 1920-30-х годов, вероятно, ждет переосмысление. У художественного промысла стоят иные задачи, например, это адаптация к тому миру, в котором вдруг оказался промысел, живший на госзаказ, а сейчас – живущий на частные заказы при условии, что совершенно непонятно сколько это продлится. И в этой странной ситуации возможно рекомендовать к просмотру два фильма Тарковского: первый, и в этом году ему исполняется 35 лет (а оператор Джузеппе Ланчи получит почетный приз на фестивале) — «Ностальгия». Это с одной стороны, а с другой, я бы пожелал пересмотреть палехским художникам фильм «Жертвоприношение», как собственно один из вариантов развития художника в России.

Олег Янковский, отрывок из «Ностальгии» Андрея Тарковского

— В области осенью появится еще один кинофестиваль. Приготовилась ли команда «Зеркала» к соперничеству?

— Я думаю, что у фестиваля «Зеркало» и осеннего фестиваля сериалов «Пилот» совершенно разные аудитории. Опять же, несколько фестивалей в год в регионе — это отлично! Чем больше качественного кино можно будет увидеть в регионе, тем лучше. Если доступ к новинкам киноиндустрии есть в своем городе, и не надо ехать в Москву, это, собственно, и есть то развитие территории к которому, наверное, стоит стремится. Миф о том, что все самое интересное и важное происходит в столице — ошибочен.

Учитывая, что фестиваль «Зеркало» проводится уже в 12 раз, конечно, никакой конкуренции мы не боимся!

Фото: wonderfoto.ru

Автор: Е. Лакеев

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Оцените, пожалуйста, этот материал по 5-балльной шкале:

Выберите один вариант

Всего проголосовало 0 человек

11.04.2018 - 11.05.2018

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

Объявления

Реклама

Вверх