Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

22.04.2022 09:15 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 22.04.2022 г.

Пасхальный перезвон

Автор: М. Бокарева, научный сотрудник ГМПИ.

Оказывается, по колокольному звону человек может определить состояние своей души. В книге «Закон Божий» упоминается, что «скорбными, удручающими и чаще всего раздражающими тонами отзывается колокольный звон в душе нечестивого отступника, чувство беспокойства, душевного томления вызывает звон колокола в душе постоянно грешной. В душе верующей, ищущей мира с Господом Богом, церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение.

А вот пасхальные перезвоны — это совершенно особенная музыка и никого не может оставить равнодушным. До сих пор существует древняя русская традиция, что благовестить на Пасхальной неделе позволено и не только звонарям.

Как же прекрасно передан праздничный звон в произведении палехских художников Ирины Вадимовны Ливановой и Вадима Григорьевича Зотова «Звонари» 1999 года из Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства! Написан этот сюжет на изысканной форме в виде вазы. Изображение круговое, исполнено в теплой, гармоничной, слаженной цветовой гамме с золотыми, словно слетевшими с неба колоколами. Фигуры двух звонарей в развевающихся одеждах окружают облака и птицы небесные. С колокольни виден Кремль с соборами и вдали — сельские церкви, очень похожие на палехские.

Мы часто подвергаем произведение палехских мастеров искусствоведческому анализу. С точностью выявляем, как родился замысел, что вдохновило на обращение к той или иной теме, как шла работа, из каких элементов состоит композиция, какие стилевые и пластические приёмы и особенности использовал автор. Это важно и необходимо.

А вот как работы палешан воспринимает зритель, какие чувства и ассоциации рождаются в его душе, какие воспоминания пробуждает эта признанная красота палехского письма? — об этом разговор заходит реже. А ведь отклик зрительского сердца не менее важен и интересен.

Можно долго разглядывать эту чудесную миниатюру со сказочно-нарядными звонарями, полными сил и энергии, и любоваться их вдохновенным трудом!

При первом же взгляде на них охватывает чувство полёта. Душа парит в воздухе, словно птица. Кто бывал на колокольне, звонил в колокола, тому хорошо известно это состояние.

Порывы ветра, весёлый свист ласточек и стрижей, проплывающие мимо облака, необозримые дали пробудившейся от зимнего оцепенения природы — незабываемые картины праздника, всё знакомое, всё родное!..

Можно представить, как поднимаются звонари по старым ступеням на колокольню, как их встречает ветер, особенный здесь, высоко над землей машущий своими бесшумными крыльями, как он развевает их волосы и одежды. Звонари, перекрестившись, берут верёвки от колоколов, и через минуту воздух вздрагивает от гулкого удара. И вот другой, третий: «Благовествуй земле Радость велию, хвалите небеса Божию славу!»

Один за другим властные, звонкие и певучие тоны наполняют пространство!

Христос Воскресе из мертвых!.. – отдаётся этот возглас в сердцах людей. Ветер подхватывает волны звуков и широкими взмахами несёт их ввысь, сливаясь с громким и торжественным звоном. Музыка колоколов, сплетаясь чудной вереницей, несётся ввысь, к небесному своду, льётся рекой и вновь припадает к земле.

Пасхальный колокольный перезвон часто изображался в произведениях русских писателей и поэтов. Вот какая перекличка мелодий встречается в рассказе В.Г. Короленко «Старый звонарь»: «Большой бас громко вскрикивал и кидал властные могучие тоны оглашавшие небо и землю: «Христос Воскресе!». И два тенора, вздрагивая от поочерёдных ударов железных сердец, подпевали ему радостно и звонко: «Христос Воскресе!»

А два самые маленькие дисканта, точно торопясь, чтобы не отстать, вплетались между больших и радостно, точно малые ребята, пели в переговорку: «Христос Воскресе!»

Как одухотворяет писатель колокола, дружно живущие на колокольне, в лад исполняющие пасхальную песнь под руководством опытного звонаря.

Как же подходит этот отрывок к тем золотым, украшенным затейливым орнаментом колоколам на работе «Звонари». И вправду, словно слышится их разговор друг с другом, их торжественная песнь!

Переводя взгляд на архитектуру Кремлёвских соборов, звучат в душе незабываемые строчки Ивана Шмелёва из книги «Лето Господне»: «Я просыпаюсь радостный, меня сразу же ослепляет блеском, и в этом блеске весёлый звон. Будто ещё во сне — звонкие золотые яблочки, как в волшебном саду, из сказки. Открываю глаза — и вдруг вспоминаю: да это Пасха!.. Яркое утро — солнце, пасхальный звон!..».

Открываешь сборники духовной поэзии, стихи возвращают нас вновь на эту нарисованную тончайшими беличьими кисточками колокольню, к «Звонарям» палехских мастеров. Не зря же признают искусствоведы, что лучшие палехские произведения не проза, а высокая поэзия. И как замечательно перекликаются и дополняют друг друга миниатюра Палеха и стихотворные строки:

Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть могла.

Будто ангельское пенье

Этот дивный перезвон

Светлым гимном Воскресенья

Зазвучал со всех сторон!

(Свящ. Вл. Шамонин)

* * *

Великий праздник Воскресенья!

Как всё торжественно кругом:

И свод небес, и птичек пенье,

И к небесам летящий звон...

Христос Воскрес! – И к жизни новой

Пусть в мире все воскреснет вновь!

Пусть мрак души освятят снова

Надежда, вера и любовь.

(Н. Кофтанников)

Огромная радость видеть «Звонарей» И.В. Ливановой и В.Г. Зотова, пережить этот поток чувств и эмоций, который излучает их совместный труд!

В закованных в орнаментальную схему фигурах чувствуется живая жизнь, живое дыхание. В этом особый дар этих удивительных мастеров — современных нам классиков палехской миниатюры!

Творческий союз И.В. Ливановой и В.Г. Зотова основывается на едином понимании общих задач народного искусства и роли традиции в современном искусстве. Они прекрасно дополняют друг друга. Эмоциональный замысел образа, предложенный Ириной Вадимовной находит пластическое выражение в разработке эскиза Вадимом Григорьевичем. Эскизов и вариантов работ всегда создаётся множество. Произведения в каждом из последующих вариантов наполняются различными оттенками чувств, обогащаясь новыми орнаментально-ритмическими построениями композиции. Пожалуй, самое главное, что необходимо отметить, восторгаясь произведениями этих художников — это их глубокое изучение наследия старых мастеров Палеха, их принципов многопланового построения пейзажа, красота которого связана с родной землёй.

Вот и в этих ненаглядных сценах со звонарями покоряет та духовность и поэзия чувств, которые так подкупают в произведениях старых мастеров. В них раскрывается богатство бытия мира, радость от созерцания красоты. Композицию пронизывает солнечный свет, сияние красок придаёт особую задушевность и глубокое поэтическое чувство художественному образу. В их работах сама природа становится Божиим храмом!

После 1990 года художники Палеха часто обращались к пасхальной теме. Это и замечательная по умиротворённости шкатулка Л.Ф. Новиковой «Пасха», решённая в красном колорите, и целая серия пасхальных яиц и многофигурных работ Е.Ф. Щаницыной, передающих торжество и хлопоты пасхальных дней, и небольшие по размерам произведения других художников.

Ваза «Звонари» привлекает поэтически тонко переданным переживанием чувств звонаря. Все мы в своём сердце молимся: «Господи, пошли нам мирное житие и благоденствие...», молимся о том, чтобы с колоколен всегда звучали счастливые пасхальные звоны, несущие добрую весть, высокие слова торжества православной веры: «Христос Воскресе!»

Пасхальные звоны и отражение этого Великого праздника в литературе, живописи, музыке, песенном творчестве — это бесценный дар нам и нашим потомкам. Сберечь, сохранить, приумножить это богатство — завет целого сонма святых, просиявших в русской истории; это завет русского Православия!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

50