Узорчатая краса палехской вышивки
О событии, запечатленном на фотографии, красноречиво говорят две даты на заднике сцены. Это торжественное собрание в Доме культуры, посвященное пятидесятилетию строчевышивальной фабрики. Ее лучшие работницы сидят в президиуме рядом с руководителями района. А на трибуне с праздничным докладом – директор предприятия Лидия Васильевна Телегина.
1929-й – год рождения строчевой артели в Палехе. Это было время нашествия коллективного труда. Новорожденный социализм не мирился с частной собственностью на средства производства и придумал колхозы для крестьян. Поскольку у крестьянок-рукодельниц из средств производства были лишь иголка да пяльцы, объединение в артель давало им только благо: надежный сбыт изделий, поставку тканей, а значит и зарплату. Трудись – не ленись.
Немало значило и рабочее место вне дома. Давным-давно довелось наблюдать, как работала строчея — надомница. Большой станок — пяльцы занимал значительную часть комнаты и, конечно, мешал домочадцам. Благо еще, что было это в огромном шестистенке бывшего дьякона в не совсем еще пропащем тогда сельце Никола-Пенье. За пяльцами сидела дочь дьякона Серафима Вознесенская.
Так уж сложилось, что у истоков создания строчевой артели в Палехе стояла Антонина Ивановна Вознесенская – сноха той никольской семьи.
С именем Антонины Ивановны связано и становление, и развитие артели, превратившейся впоследствии в надежное и процветающее предприятие. Апофеозом ее директорской работы было строительство и ввод в строй нового двухэтажного фабричного здания, по праву занявшего лучшее место в самом центре поселка.
Не артель уже, а настоящая фабрика с большими раскройным и швейным цехами. Сохранили и цех ручной строчки. Древний промысел женщин-крестьянок получил новый стимул к развитию.
Больше всех в 70–80 годы славился цех машинной вышивки. Работали в нем молодые, сноровистые девчата. Умная техника выдавала высокую производительность. Дело кипело в руках. У работниц цеха была самая большая зарплата.
Коллектив фабрики вырос до нескольких сотен человек. В селах действовали фабричные филиалы. Оставались и работающие на дому: кому как удобнее.
Открылась своя творческая лаборатория. В ней «колдовали» над новыми рисунками вышивок и моделями одежды сотрудницы, получившие специальное образование. Это они вслед за традиционными льняными тканями взялись за импортные разноцветные шелка. Нить мулине ложилась на них мягко, завораживая взгляд. Красота неописуемая. А фабричным конструкторам и модельерам – широкий простор для творческой мысли. Твори, выдумывай, пробуй.
Фабрика наряду с Майдаковским заводом и льнозаводом давала солидный вклад в бюджет.
Переняв бразды правления у Антонины Вознесенской, фабричным производством стала руководить бывший главный инженер Лидия Телегина – умный, рассудительный, толковый знаток своего дела. Потом и для нее пришло время уступить молодым директорское кресло.
… Ныне в поселке услышишь самые разные мнения о причинах закрытия предприятия в 90-х годах. Большинство винит экономические передряги тех лет. Кто-то по привычке ругает пришедшее на смену старикам новое начальство. Как бы там ни было, но в большинстве других районов нашей области, в том числе и в соседних, подобные производства и по сей день продолжают работу и удивляют страну замечательными изделиями в традициях древней Руси.
Впрочем, слово «фабрика» из лексикона палешан не исчезло. Вот только идут теперь на фабрику за красным и белым вином, аптекарским товаром самого разного назначения, да за губной помадой… Там вершат дела предприниматели от торговли.
Обидно, однако, за наших мастериц-вышивальщиц.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.