Спортсмен, художник и поэт...
Сегодня, 3 февраля, исполнилось бы 70 лет Сергею Яковлевичу Адеянову.
Его нет с нами. Он не дожил до своего юбилея два с половиной месяца. Мечтал отметить свой юбилей, устроить выставку, собрать друзей.
Представляем читателям воспоминания его друзей и коллег о нем.
Человек доброй души
Так часто бывает: талантливый человек талантлив во многом – черта характера, присущая людям с творческой душой, обладателям развитого мировоззрения и незаурядного ума. Таким был Сергей Адеянов – художник, спортсмен, общественный активист.
Сергей был не только постоянным читателем газеты «Призыв», но и другом редакции. Помнится, как в неспокойные и бедные на бюджетное финансирование перестроечные годы встал вопрос: как сделать палехскую газету изданием с особым дизайном, отличным от других. Кто-то из художников посоветовал поговорить с Адеяновым: «Он в этом деле дока».
Сергей Яковлевич понял просьбу с полуслова:
– Нужны рисованные заставки – рубрики в едином стиле, чтобы налицо была системность в подаче текстов.
Составили список рубрик. И через пару недель Адеянов принес в редакцию полтора десятка четких графических рисунков. Изготовили с них клише, как требовала технология полиграфии тех времен.
Первый же номер «Призыва», иллюстрированный новыми заставками, получил одобрение и в областном Управлении печати, и в руководившем в те годы областью обкоме партии.
За работу Сергей не попросил ни копейки. Коллеги из других районных газет Ивановской области завидовали палехским журналистам и никак не могли поверить в бескорыстность художника.
Читатели «Призыва» помнят те рисунки, украшавшие газету: «Перекрёсток мнений», «Отечество», «Сверим часы», «Палех художественный», «Газета – читатель – газета» и многие другие. Не помешал их применению и последующий перевод газеты на компьютерную верстку и офсетную печать.
Искренне жаль, что так рано остановилось сердце Сергея Адеянова. О себе он оставил в Палехе самую добрую память.
А. СУРИН.
Памяти однокурсника
Сергей Яковлевич Адеянов – Сергей, Серёжа, Серёга.., мой однокурсник. Он не коренной палешанин, но Палех всегда притягивал к себе интересных людей. Вот и в этом случае – Серёга стал настоящим палешанином, которому не всё равно, как живут здесь люди.
У меня в памяти остались только добрые воспоминания, которые всплывают отдельными картинками: светлые, прекрасные дни студенчества; праздники-вечера в училище и потом в мастерских… Сергей всегда принимал активное участие в их подготовке: писал сценарии, снимали фильмы, был и актером, и режиссером…
Его сильный и не всегда удобный характер, трудолюбие и основательный подход к любому делу, желание расти и развиваться сделали из него прекрасного художника.
Сергей многогранная, творческая личность, а его художественная деятельность отмечена многочисленными наградами разных уровней.
Мир так устроен, что со временем многое уйдет, забудется, но его душа будет жить вечно в его работах, в наших воспоминаниях.
Человек жив, пока жива память о нем.
С. ПАРАМОНОВА.
Слово о коллеге
Сергей Адеянов был отличным художником – мастером во всех жанрах искусства: иконописи, лаковой миниатюре, графике, монументальной живописи и книжной иллюстрации. Все работы он выполнял на высоком уровне, классно!
Он глубоко любил традиции палехского искусства и верил, что это искусство вечно. Творческие работы Сергея Адеянова всегда были хорошо восприняты выставкомом, художественным советом, искусствоведами, общественностью.
Трудности, которые появлялись на пути искусства, переживал и стремился принять участие в их устранении.
С большим уважением он относился к художникам старшего поколения. Свой творческий опыт передавал молодому поколению художников.
В 1990 году мы вместе работали в созданной нами творческой мастерской «Палешане» на основе простого товарищества. Сергей Адеянов был активным участником всех проектов, реализованных членами мастерской. Это и выполнение монументальных работ для Российского Посольства в США в Вашингтоне и Нью-Йорке, в Екатеринбурге, Пскове, и иллюстрирование книг «Библия», «Евангелие в красках Палеха», «Малахитовая шкатулка», «Святые покровители земли русской» и других работах. Об устройстве персональных выставок в России и за рубежом, какие и куда Сергей Адеянов выполнял работы, подробно рассказано в газете «Призыв» от 18 ноября 2022 г.
Сергей Адеянов за целый ряд творческих работ, выполненных в лучших традициях палехского искусства, удостоен больших правительственных наград: звания «Заслуженный художник Российской Федерации», лауреат Государственной премии РФ. Награжден орденом «Святого Андрея Рублева», медалью «Святого Даниила Московского», юбилейными медалями «200 лет А.С. Пушкину и Ф.И. Тютчеву», «Архиерейской грамотой» за выдающиеся заслуги в художественной культуре России, трижды дипломом Национального конкурса «Книга года» в номинации «художник-иллюстратор», Почетной грамотой Ивановской областной думы, Почетной грамотой и благодарностями главы Палехского муниципального района.
Среди художников и жителей Палеха Сергей Адеянов пользовался заслуженным уважением.
Б. КУКУЛИЕВ.
Вдумчивый мастер
«Величие всякого ремесла, быть может, прежде всего в том и состоит, что оно объединяет людей: ибо нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком».
Антуан де Сент-Экзюпери.
Совсем недавно на страницах «Призыва» мы познакомились с хорошей, доброй статьей Любови Кухаркиной, посвященной Сергею Адеянову, художнику и поэту, где она знакомит нас с его размышлениями об образе женщины в его жизни, его стихах. Мне бы хотелось дополнить. У него была еще одна главная тема, которая волновала его на протяжении всей творческой жизни. К ней он возвращался снова и снова. Это «Песнь о Вещем Олеге» А.С. Пушкина. Вспоминается один наш с ним разговор.
– Почему Олег у А.С. Пушкина «Вещий», когда вещий выходит кудесник, он же предсказал ему смерть от коня, а Олег, если он «Вещий» должен был предвидеть, где таится смерть, – рассуждал Сергей.
И так его это зацепило, что он поднял очень много материала по этой теме, вплоть до древнерусского текста «Повести временных лет». И что пророк – это значит поэт в переводе, а само стихотворение о роке, о судьбе и еще много-много о чем. Был написан в миниатюре не один вариант на это стихотворение. В одном из ларцов Сергей развивает тему предательства, рисуя положительным героем в своей композиции коня, как боевого друга, которого Олег отпустил на волю после разговора с кудесником, опасаясь за свою жизнь. Вроде бы все правильно сделал, а в итоге все-таки предал по большому счету. В этой связи вспоминаются слова из песни Малинина:
«Белый конь, белый конь я тебя потерял
Белый конь от меня по степи ускакал
Белый конь, белый конь потерял я коня
Только снег, белый снег, укрывает меня».
Был и вариант, где на первый план он выводит Бояна, немножко Васнецовское прочтение. В последнем монументальном панно в богатых орнаментах с заставками (в которых он также демонстрирует свое мастерство) оба героя, пророк и Вещий Олег начинают между собой спорить. Автор как будто не знает, кому отдать главную роль, но удачно справляется с этим, выделяя Олега цветом, а фигуру пророка ставит почти по центру, взгляд его устремлен на зрителя. Налицо свое, сугубо индивидуальное, глубокое прочтение известной темы, не однократно пропущенной через себя. Вместе с тем далеко еще не исчерпывающий его творческий потенциал. Чувствуется, хоть работа уже завершилась, но новые поиски еще впереди. Все это говорит о нем как о художнике вдумчивом, рассуждающем, стремящимся к самосовершенствованию.
Незадолго до его внезапной кончины мы разговаривали с Сергеем, он был полон творческих планов, приглашал меня к сотрудничеству…
Для творческой мастерской «Палешане» – это невосполнимая потеря, как и для всего художественного Палеха, ибо главное достоинство и величие этого мастера в сознании ответственности перед собой и перед товарищами, такое дорогое нам всем, палехским художникам, чувство плеча.
А. АРАПОВ.
Уходит человек и остается недосказанность
Уходит человек – остаются воспоминания. И всякий раз, когда отдается прощальный поклон, возникает чувство жалости от того, что искренние слова благодарности не удавалось произнести при жизни. Тогда, когда они по-настоящему необходимы, важны, как поддержка и понимание.
Конечно в первую очередь Сергей был большой художник. Но кроме этого, он с успехом проявлял себя как незаурядная личность во многих областях. Он сам писал сценарии к театральным постановкам. С его помощью ставились спектакли театра эстрадных миниатюр в палехском художественном училище, а впоследствии в художественно-производственных мастерских. В нем жили – художник и поэт, артист и спортсмен.
Сергей обладал организаторским талантом и немало сделал для Палеха в области спорта. Являлся тренером футбольной команды, которая успешно выступала за честь поселка. Являлся спонсором мероприятий – покупал спортивный инвентарь, форму для спортсменов. Тратил колоссальное количество личного времени на тренировки и организацию встреч. Был хорошим наставником для молодёжи.
Сергей вёл спортивную женскую секцию по волейболу. И был просто обаятельным, остроумным человеком. За что его и любила вся наша команда.
Думаю, что не случайно он оказался в составе туристической группы от областного бюро международного молодёжного туризма «Спутник».
В своей газетной статье: «Олимпиада, имя тебе – мир!», Сергей описывает, как побывал в 1980 году на грандиозном празднике спорта в городе-герое Москве. Великолепное, красочное оформление столицы, состязания, и то, как наша группа отчаянно болела за советскую команду. Как восторженно рукоплескал стотысячный стадион победителям.
Л. КУХАРКИНА.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.