Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

08.12.2023 09:00 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 50 от 08.12.2023 г.

В шаге от столетия

Автор: А. Разумовская

Искусство палехской лаковой миниатюры вступило в свой юбилейный год. Вековая история изящной росписи имела свои триумфальные подъемы и болезненные периоды.

Вот и сегодня, в шаге от столетия, художники села-академии с ностальгией вспоминают свое прошлое и с тревогой глядят в «миниатюрное» будущее, всеми силами стараясь найти ответ на один единственный вопрос: как воскресить былую славу палехского искусства?

Инициатор проекта С.Г. Щирова.

Идея «Товарищества Палех» по сохранению и развитию палехской лаковой миниатюры получила поддержку Президентского фонда культурных инициатив. Художники объединения считают, что если миниатюрой заинтересуется молодое поколение, она обретет новую яркую жизнь. Идеолог проекта Светлана Георгиевна Щирова и ее команда на средства президентского гранта создали в Палехе профессиональное пространство – студию для молодых палехских художников-миниатюристов. В течение полугода молодые художники со своими опытными наставниками в стенах новой молодежной мастерской создавали работы лаковой миниатюры. Серия получившихся художественных произведений на тему русских народных сказок прошла независимую аттестацию ведущих палехских миниатюристов, и теперь эти произведения будут представлены на российских выставках, посвященных 100-летнему юбилею палехской лаковой миниатюры. О том, как создавались работы, и о деятельности нового творческого пространства за круглым столом говорили участники проекта, представители художественного сообщества и местной власти.

Талант художника рождается в коллективе

Для наглядного образца в студии выставлены работы опытных мастеров.
Столовый набор. Е. Богатикова и П. Кондаков.

В своей приветственной речи инициатор проекта Светлана Георгиевна Щирова в первую очередь отметила каждого члена большой творческой команды, людей, чье сердце и руки на протяжении многих лет остаются преданны миниатюре. К сожалению, таких художников в Палехе становится все меньше. Главной проблемой этой грани художественного Палеха на сегодняшний день является приоритетный переход местных мастеров из светского в религиозный пласт искусства. В ходе круглого стола Светлана Георгиевна отметила, что за последние 30 лет в миниатюру пришло не более 10 молодых художников. Ранее работать в этом жанре стремилось не менее 20 человек в год.

Признанный палехский художник, член-корреспондент академии художеств Екатерина Федоровна Щаницина считает, что художникам-миниатюристам необходимо объединяться. «Когда мы работали не по одному, а в коллективе, мы стимулировали друг друга на качество и оригинальность создаваемых работ. В мастерских царила здоровая конкуренция не в гонке за рублем, а именно в погоне за творческим совершенством», – рассказала авторитетный мастер.

Начинающему художнику необходимо наставничество. Выходцам из художественных династий в этом плане гораздо проще. А вот выпускникам, у которых нет возможности спросить совета у родителей, бабушек, дедушек, приходится рассчитывать только на себя.

Молодой участник проекта Евгений Кузовков – выпускник Холуйского художественного училища. До прихода в молодежную мастерскую трудился в одной из частных палехских мастерских. В приоритете была работа по изготовлению копий, этот процесс для начинающего художника неотъемлемая и очень важная ступень на пути к мастерству. Но через какое-то время молодой человек стал понимать, что пришло время выходить на новый уровень. Создать самостоятельную работу не получалось. Узнав о старте реализации проекта в «Товариществе Палех», решил принять участие. Здесь в течение шести месяцев под руководством своего опытного наставника и в окружении таких же молодых, ищущих творческого совершенства художников, создавал свою первую оригинальную работу. Евгений единственный художник в семье и без генетической предрасположенности работа по созданию миниатюры давалась ему очень непросто. Опытные мастера, которые на протяжении всего проекта помогали Евгению советом, отмечали его невероятное стремление и упорство. В разработку Евгений взял очень смелый проект, отнесся к нему с большой ответственностью, трудился вникая в каждый этап. Это, конечно,отразилось на сроках изготовления. Дальнейшую работу он будет продолжать вне проекта, также заручившись поддержкой наставников.

Молодой, но уже достаточно опытный художник Анна Сурикова тоже приняла участие в проекте, но отважилась сделать это самостоятельно. На сложившуюся ситуацию у нее имеется свой взгляд: «Молодежь от миниатюры отходит. И в большей степени здесь играет роль финансовый вопрос. Ездить на росписи и заниматься иконописью куда прибыльней. Но я вот решила остановиться на миниатюре, мне нравится ее тонкость и лиричность».

Искусство не по расчету – по любви

Работа куратора В.А. Бровкина, на примере которой он обучал молодежь подходам, этапам и технике палехской миниатюры.
Письменный набор. Е. Кузовков. Работа выполнена под руководством В. Бровкина.

Один из ведущих художников Палеха Владимир Александрович Бровкин считает, что проблема с популяризацией миниатюры лежит гораздо глубже. Современному выпускнику не прививают любовь к миниатюре. Большинство вчерашних студентов, получив дипломы, начинают подыскивать творческую нишу, в первую очередь руководствуясь финансовыми стимулами. Настоящего мастера должен воспитать коллектив. Многие имеют такое мнение, что вырастить хорошего художника можно и в домашних условиях, если будущий художник воспитывается в семье мастеров. «Но в нашем деле важно наставничество, а это педагогика, педагог в этой ситуации должен быть от природы. Если у человека есть дар что-то передать другому человеку, то он может заниматься наставничеством, но далеко не все мастера высокого уровня могут быть педагогами. В свое время и нас, молодежь, двигали мастера, которые видели потенциал молодых специалистов и помогали выбрать правильное направление.

Мне, например, «пиночка» давал Алексей Дмитриевич Кочупалов. Мы с ним в одной бригаде работали, в ней было больше десяти человек. Бригада наша была сформирована так, что в ней был и именитый мастер, и вчерашний студент. Становление большинства знаменитых художников современного Палеха шло именно по этому принципу. Но более того, работая в коллективе, молодой художник мог получать новые знания как от мастера, так и от своего начинающего товарища. Нашел тот какую-то интересную деталь, свою, и стал использовать. Это может передаться и другому мастеру», – поделился своим мнением с участниками круглого стола Владимир Александрович.

Ответить на злободневный вопрос: что нужно сделать, чтобы привлечь молодежь в творческую среду и оградить от штамповости, участники круглого стола попросили Александра Николаевича Мамина, который многие годы преподавал в Палехском художественном училище. Он же считает, что на становление художника-миниатюриста влияют сразу несколько одинаково важных факторов. «Первый фактор – финансовый, его никуда не деть. Если вспомнить 90-е годы, тогда был бум палехского искусства, все хотели быть палехскими художниками, потому что был спрос. Теперь второй фактор – миниатюра сложнее, многодельнее и менее оплачиваема, например, чем икона. Молодежи, конечно, хочется все и сразу. К сожалению, это так: настоящее творчество – это искусство, в ущерб зарплате. К такому подвижничеству молодежь не готова.

Я проработал несколько лет в училище. Говорят, что учат там сегодня хуже, студенты плохие – это не так. Студенты, как и во все времена, приходят разные. Но главное качество хорошего студента – от него исходит инициатива, таких на группу процентов тридцать. В училище, в соответствии с программой им дают хорошие знания лаковой миниатюры, живописи, иконописи. Всеобщая проблема – мобильники, они пожирают внимание, сознание и отнимают много времени. Поэтому общий уровень студентов может быть несколько ниже относительно прошлых лет.

И опять же – наставничество. После того, как я окончил училище, меня еще пять лет курировала теща. Вопрос о наставничестве и передаче опыта, он крайне важен и необходим. Почему-то никто не говорит о такой важной вещи, как энергетическая среда. Когда в одном помещении собирается несколько художников, они озадачены общей идеей и заботой. Среди них возникает мощное энергетическое поле. Когда я приехал поступать в Палех, я удивился, что попал в какое-то необычное место, здесь повсюду чувствовалась эта сильная творческая энергетика, и это заражало, делало художника сильнее, уверенней. За 700 лет сколько ее здесь накоплено! Я думаю, что она и по сей день нас выручает во всех сложных исторических моментах.

Но, к сожалению, сегодня в Палехе действительно намечается довольно печальная тенденция. Приведу конкретный пример. У меня была очень талантливая студентка, после того как получила диплом, девушка устроилась в одну из палехских мастерских. Писать миниатюру ей очень нравилось, но коммерческий вопрос сманил ее в пользу храмовой росписи, а после нее молодому художнику практически невозможно возвратиться в технику миниатюры», – поделился своими умозаключениями с коллегами Александр Николаевич.

Палех должен обрести гармонию

Первые шаги в освоении новых форм, столик под торшер. Н. Корнилова.
Столик под торшер «Пушкин в Крыму». А. Сурикова.

Присутствующие на мероприятии представители районной администрации отметили важность такого уникального проекта по поддержке молодых художников и популяризации лаковой миниатюры среди творческой молодежи. Заместитель главы района Елена Жилякова подчеркнула, что Палех – это, прежде всего искусство, и здесь гармонично должны развиваться и лаковая миниатюра, и иконопись, и монументальное искусство.

Гости не могли не отметить, как в рамках проекта преобразилось пространство «Товарищества Палех». Современная комфортная мебель, за которой очень удобно работать художнику, продуманная система освещения, приятный эстетический вид – все это настраивает на плодотворную работу. В одном из залов предприятия организован небольшой салон по продаже изделий лаковой миниатюры, в планах у организаторов сделать это пространство открытым для туристов. Не исключено, что в скором будущем здесь появится еще одна культурная площадка, которая откроет новые возможности для молодых художников и поможет им совершенствовать навыки работы и выгодно реализовывать свои творческие идеи.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

183