Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

22.12.2023 13:48 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 52 от 22.12.2023 г.

Воспоминания о друге

Автор: Б. Кукулиев, народный художник России

20 декабря исполнилось 90 лет со дня рождения талантливого палехского художника и моего друга Юрия Александровича Бровкина.

Юрий Александрович Бровкин родился 20 декабря 1933 года в Лухском районе Ивановской области.

С Юрой мы были однокурсниками. Он был общительным, деловым и способным, его уважали студенты и дирекция училища, через полгода его избрали старостой курса.

Рисовал он с особой четкостью, смело и своим, только ему характерным почерком, который отличался от всех. Его деловые качества нравились всем. В общежитии мы жили вместе. В общем подружились.

В 1956 году во время подготовки к защите диплома директор предложил выбрать тему дипломной работы. В то время активно работал секретарь райкома комсомола Владимир Приображенский, он предложил написать работу к 50-летию ВЛКСМ: о героическом комсомоле, изобразить подвиги комсомольцев за 50 лет в мирном труде и в военном времени, и во время революции. Мы с Бровкиным решили подать заявку на совместную дипломную работу «Героический комсомол», использовать форму – чернильный прибор. Форму прибора сами разработали, утвердили на худсовете, разобрали сюжеты и приступили к работе над эскизами. Дирекция ПХУ направила нас в творческую командировку в Москву, в Музей революции. Там мы делали зарисовки и определялись, какие сюжеты из жизни комсомола изобразить. Для дипломной работы писали каждый свой сюжет, естественно, консультируясь между собой.

Пятый курс наш взрослел. К нам в училище на танцы приходили молодые девушки, местные и приезжие. На одном из таких вечеров Юра Бровкин познакомился со своей будущей женой. На свадьбе гуляли всем курсом. Это было в ноябре 1956 года. В январе 1957 года мы с Калерией поженились. Дружили семьями. Родились дети, они также дружили между собой. Все праздники и дни рождения мы проводили вместе, семьями.

В первые месяцы 1957 года пришлось плотно поработать над дипломной работой. Защитили диплом на отлично и в июле поступили в Палехские художественно-производственные мастерские с дипломами «художников-миниатюристов». В мастерских был порядок, к 9 часам на работу, с 12 до 13 – обед и до 18 часов рабочий день. Творческие работы на выставки писали дома. На художественный совет, который проходил два раза в месяц, сдавали шкатулки, сколько успели написать. План должны были выполнять. Юра быстро завоевал авторитет коллектива и дирекции, работал очень быстро и классно. Выполнял ответственные заказы, которые поручали ему на худсовете. Работы были на различные сюжеты, писал он их четко и в срок.

Первую творческую работу Юра написал в 1958 году и принял участие на республиканской выставке в Москве. За создание творческих работ в 1966 году Бровкин был принят кандидатом в члены Союза художников России.

Юра Бровкин был избран членом художественного совета. Участвовал в стенной росписи в разных городах, в мастерских писал панно на холстах, лаковые панно. Но в основном писал лаковую миниатюру. С лучшими работами, которые рекомендовал местный выставком, участвовал в республиканских и всесоюзных выставках с 1958 года. Был избиран членом Правления Союза художников палехской организации.

Группа художников, работавшая над эскизами для м/ф «Добрыня Никитич», 1965 год.

Он не отказывался от заказов областных партийных организаций, сувенирной продукции, поздравительных адресов и знаков. В 1962 году знаменитые художники Т.И. Зубкова и Н.И. Голиков создали эскизы для мультфильма «Добрыня Никитич». По этим эскизам необходимо было расписать героев фильма, панно, пейзажи, архитектуру. Предложили эту работу Ю. Бровкину и нам с Калерией. В начале работали в Палехе, затем Н.И. Голикова, Ю. Бровкина и меня на месяц направили в Москву, в Союзмультфильм для завершения работы над фильмом. В Москве нас поселили в гостинице «Украина».

В Московских новостях прошла информация, что художники-палешане работают над созданием мультфильма «Добрыня Никитич». К нам в гостиницу приехал писатель Лев Абрамович Кассиль и пригласил нас к себе в гости. Он был женат на дочери известного оперного певца Л.В. Собинова, жили они в квартире Собиновых в Москве. У супруги Собинова Нины Ивановны при квартире был создан музей певца: его рояль, картины, подарки, письма и т.д. Она нам показала музей и остановилась на одном из подарков. На наше удивление и восторг – это была лаковая пластина, написанная Иваном Ивановичем Голиковым в 1932 году, размер 30х20 см, с портретом В.Л. Собинова, выступающего в итальянской опере «Лоэнгрин» и подаренная Иваном Ивановичем знаменитому тенору. Семья бережно хранила её, но они переживали за ее состояние. На ней лак покрылся кракелюрами (потрескался). Лев Абрамович предложил нам что-то сделать, чтобы работа засияла своим первоначальным цветом. Мы знали, что это сложный процесс. Юра Бровкин предложил, пока мы в Москве, можно попробовать. Николай Иванович Голиков решил взять пластину на реставрацию и подарил супруге Собинова свою пластину – эскиз, сделанный для мультфильма «Добрыня Никитич». Нина Ивановна была очень благодарна и сказала: «Теперь в музее Собинова будет две работы Голиковых – отца и сына».

Купили лак, решили попробовать. Юра Бровкин знал, как привести в порядок работу. Единственное – сушить пришлось в гостинице. Время у нас было, работа освежилась и зацвела, получилось неплохо. Когда вручили ее обратно Собиновым, получили благодарность. Мы были все очень довольны, что шедевр Ивана Голикова сохранили и оживили. А мультфильм «Добрыня Никитич» был успешно завершен, его и сейчас показывают по телевизору.

Юра Бровкин не лишен был чувства юмора. Хочу вспомнить еще одну историю. Когда мы работали над фильмом «Добрыня Никитич», погода была морозная. Недалеко от Союзмультфильма был большой плавательный бассейн. Шли мы мимо, видим, над бассейном стоит облако пара, а там люди плавают, слышны крики. Юра предложил зайти. Николай Голиков говорит: «Мальчишки, слабо поплавать?» Мы согласились, купили билеты, переоделись. Вход в бассейн был из углубления с водой прямо в помещении, ныряешь – и ты в бассейне. Нырнули, вода парит и плохо видно. Я с Голиковым плыву рядом, доплыли до центра. Там площадка, на ней в тулупе стоит наблюдатель-спасатель. Юры не видно, мы заволновались, стали кричать: «Юрий.., Юра.., Юра!» Молчание… Наблюдатель в микрофон кричит, нам помогает: «Юрий! Юрий!» Нет его. Голиков и я вернулись обратно в помещение. А там слышим Юрин голос. Он, стоя под душем, поет: «Вода, вода, кругом вода…» Мы посмеялись, переоделись и в гостиницу. Потом в жизни при встрече вместе вспоминали про купание зимой в бассейне.

1974 год. В Палехе жил Виталий Тимофеевич Котов – искусствовед. Он с художниками дружил. Однажды он предложил нам, Бровкину Юре и мне, иллюстрировать палехские достопримечательности на открытках в палехском стиле, написал нам, что нужно изобразить. Получилась подборка открыток, которая была издана и продавалась туристам.

Дружили мы с художником А.В. Гордеевым. Он был постарше нас, но компанейский и здорово играл на баяне. Решили сделать подборку открыток «Золотое кольцо России», 36 штук в наборе. Отпросились в мастерских, поехали по городам, входящим в «Золотое кольцо». Начали с Вологды. Делали зарисовки и фотографии, в основном древнюю архитектуру, ходили в музеи. Получилась интересная подборка, каждый написал по 12 открыток. Этот набор открыток пользовался большим успехом у туристов. Художники и искусствоведы дали хороший отзыв на нашу работу, оригиналы подборки приобрел Ивановский художественный музей, иногда их экспонируют на выставках.

В 1969 году Юру Бровкина пригласили на работу в Палехское художественное училище – преподавать и на должность директора. Проработал он там до 1981 года. Свой энтузиазм и деловитость проявлял на этой должности. Часто приглашал художников на встречи со студентами. Художники приходили со своими работами и эскизами. Несколько раз приглашал и меня. Юра Бровкин искренне уважал и приветствовал художников старшего поколения. Глубоко ценил и берег наследие, созданное великими мастерами-иконописцами, лаковую миниатюру и традиционную палехскую иконопись. Свои творческие знания передавал студентам. Как директор ПХУ изыскивал и создавал новые мероприятия для студентов, старался привить любовь к палехскому искусству. Практиковал роспись на стене, на холстах и лаковых панно, на фарфоре, книжной графике. Он старался, чтобы студенты соблюдали традиции и стилевые особенности палехского искусства. Среди студентов Ю. Бровкин пользовался большим уважением.

Юрий Александрович Бровкин награжден знаком Министерства культуры СССР «За отличную работу». Созданные им творческие работы разошлись по музеям и частным коллекционерам России и зарубежья. Его имя хорошо известно в России. В династии художников Бровкиных восемь творческих мастеров, которые продолжают творить и своими творческими успешными делами хранят память о нем.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

56