Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

20.01.2023 09:09 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 20.01.2023 г.

Праздник, богатый на традиции, обычаи, поверья

В праздник Богоявления православная церковь вспоминает одно из важнейших событий земной жизни Иисуса Христа. В Евангельской истории повествуется о том, как Спаситель принял крещение в реке Иордан от Иоанна Крестителя.

С течением времени религиозный праздник стал обрастать множеством традиций и обрядов, чаще всего никак не связанными и порой противоречащими истинной символике праздника. Как воспринимали и встречали Крещение в разные исторические времена на Руси и в России, узнали исследователи русской культуры.

Историческое противоречие

По утверждениям некоторых современных духовных лиц, «купание в полынье-иордани на Богоявление –это не исконная, как принято думать, а сравнительно недавняя российская традиция. Прежде, до революции, на «Иордани» совершались крестные ходы только с целью освящения воды, но массовое купание этому не сопутствовало. Если же где-то это практиковалось, то подвергалось осуждению церкви. Об этом свидетельствует классик С.В. Булгаков, ссылаясь на «Настольную книгу для священно-церковно-служителей», в которой говорится: «В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках. Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордан во всякое время. На Востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой – значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем. Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через таинство Исповеди. А купание – это просто традиция».

Другое же свидетельство говорит о том, что на Руси в XVI–XVII веках над вырубленной в виде креста полыньёй или иорданью устраивалась выносная часовня. Она получила название «иорданской сени», там служился чин водосвятия, после которого люди окунались в освященную воду, омываясь от грехов.

По сей день люди стремятся к купелям в вечернее время, когда на улице уже стемнеет. По предположениям, особенность эта заложена в нас не случайно. Скрываясь от народа, к купели спешили только те грешники, которые не соблюдали Рождественского поста или, что еще постыдней для христианского люда, позволяли себе гадания в Крещенский сочельник. Святочными гаданиями особенно славился Феклистов день – 17 января. Говорили: «Святой Феклист гадать речист». Потому многие и стремились себе в оправдание смыть все согрешения этих дней в крещенской проруби.

Христианство с оттенком язычества

Долгое время люди жили по народным поверьям и приметам. В некоторых из них явно присутствуют языческие мотивы. Например, в ночь с 18 на 19 января все ждали знака о том, что в местной реке искупается сам Иисус Христос. Считали, что именно поэтому во всех речках и озерах вода «колышется», свидетельствуя о том, что Христос погрузился в воду. А после первого удара колокола к заутрене люди спешили зажечь вязанки соломы перед избами для того, чтобы Иисус Христос, искупавшись, мог погреться у огня. Чтобы заметить чудесное «колыхание», необходимо было прийти в самую полночь на реку и ждать у проруби, пока «пройдет волна». Это верование создало в крестьянской среде обычай ранее, чем через неделю не полоскать бельё в той реке, на которой происходило крещенское водоосвящение. Нарушители этого дедовского завета считались приспешниками и помощниками чёрта, ведь при погружении святого креста в воду вся нечистая сила в страхе, не помня себя, бежит от него и, хватаясь за бельё, которое полощут в проруби, выскакивает наружу.

В центральных губерниях России канун Крещения, 18 января, назывался «свечками», так как в этот день после вечерни, когда совершалось водосвятие, деревенские женщины ставили к сосуду, в котором освящается вода, перевитые лентами или цветными нитками свечи.

В этот день чертили кресты углем или мелом над дверями, окнами, печными отверстиями, чтобы защититься от бесовского влияния.

Пекли обрядовое печенье в виде крестов. Хозяйка во время выпечки выдавливала на некоторых печенинках первую букву имени члена семьи. Хорошо пропеченный крест сулил здоровье, успехи, благополучие. Печенье с трещинами и надломами предрекало трудности, перемены в судьбе. Горелый или непропекшийся крест обещал болезни, печаль. Такие кресты потихоньку относили на улицу и скармливали птицам, которые, как считалось, могут унести горе.

Вода всемогущая

Вода, почерпнутая из проруби в Крещение, считалась целебной и помогала в любых испытаниях.

Не только водой, но и целебным снегом умывались девицы в Крещение, чтобы отбелить кожу и стать красивее.

По возвращении с водосвятия хозяин брал из-за иконы священную вербу и кропил святой водой весь дом, пристройки и всё имущество от беды, напасти и от дурного глаза. В некоторых губерниях вливали святую воду в колодцы, очищая их от нечисти.

Затем вся семья отправлялась на скотный двор освящать скотину, которую окропляли святой водой и угощали особым кормом – хлебом, ржаными лепёшками, оставленными от Рождества и Нового года, зерном и хлебными снопами, сбережёнными к этому дню с осени.

Крещение под залпы пушек

В 1890–1910 годах в Санкт-Петербурге во льду напротив Зимнего дворца также вырубалась иордань.

После обедни во дворце высшее духовенство выходило на иордань служить молебен с водосвятием. На лёд выходила и царская семья.

Митрополит опускал крест в воду, и в это время давался 101 выстрел из пушек Петропавловской крепости. «По представлению верующих, вода в Неве мгновенно делалась святою, и все по очереди подходили испить её», – писали тогда.

В современной России, поддерживая православный праздник, повсеместно организуются места для Крещенского купания, оборудуются купели и открытые проруби. Купаются многие и днем, и ночью на протяжении трех дней. Только и по сей день для кого-то традиция Крещенского омовения заключает в себе сакральный духовный смысл, кто-то ищет в купели проявление божественного чуда, а кто-то попросту превращает это действо в захватывающий аттракцион. В конечном итоге каждый сам для себя решает, для чего он окунается в купель крещенской иордани.

Факты

Обычай ритуального очищения существовал ещё у древних иудеев. Омовение во имя очищения происходило в открытых водоёмах, реке или озере.

* * *

Точное расположение места крещения Иисуса Христа неизвестно, разные летописи называли разные ориентиры. А с течением времени и река Иордан изменила своё русло, так что в настоящее время место крещения Иисуса находится где-то на суше.

* * *

В Евангелии говорится, что во время крещения Спасителя «Отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!». Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын. Поэтому этот праздник называют ещё и Богоявлением.

* * *

В память о событиях, произошедших на реке Иордан, все водоёмы, а точнее, специально устроенные проруби, в России называют иорданями.

* * *

Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

22