Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

09.09.2022 10:36 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 36 от 09.09.2022 г.

С молитвой о России

Автор: М. БОКАРЕВА, научный сотрудник Государственного музея палехского искусства.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Груздево. Фото Д. Дворядкин, сентябрь 2004 г.

В этом году Богородичный Крестный ход, начало которого было положено в Юже шесть лет назад, прошел во второй половине своего пути и по Палехскому району. Палешане и крестоходцы – участники Крестного хода, интересующиеся историей нашего края, попросили краеведов Палеха рассказать о том, чем была когда-то богата наша православная земля. Действительно, читая дореволюционные издания с описанием церквей, приходов, часовен, поражаешься, какое несметное культурное и историческое богатство Отечества было оставлено нам нашими предшественниками, многими поколениями мастеров – созидателей церковного искусства.

Каждый храм по своей внешней архитектуре и внутреннему убранству представлял собой большую художественную ценность. В них часто хранились древние рукописные и старинные печатные священные книги, иконописные шедевры, почитаемые чудотворные иконы, в том числе и палехских мастеров (иконостас Спас-Шелутинской Троицкой церкви).

Что-то из этих духовных сокровищ безвозвратно погибло в богоборческое советское время, какие-то православные святыни, проданные за границу, стали славой и гордостью западноевропейских музеев и собраний частных коллекционеров.

Такова наша история и судьба – духовно гибнуть и духовно возрождаться.

Обобрана православная земля, обесценена, попрана…

И вот в уцелевших стенах этих поруганных святынь вновь звучит Слово Божие, слово возрождающее, восстанавливающее сам дух христианского народа. Великое начинание!

Одна из остановок крестоходцев была запланирована в селе Груздево. В частично разрушенном Покровском храме и у источника был отслужен молебен. Церковь в советское время использовалась как склад минеральных удобрений колхоза им. Свердлова, центральной усадьбой которого было село. Удобрения погубили, к сожалению, росписи храма.

Старинное село Груздево находится на границе Южского и Палехского районов. Храмы Палеха и его окрестностей, южские церковные приходы до 1929 года входили в Вязниковский уезд Владимирской губернии. 54 прихода указаны в «Статистических описаниях» 1897 года издания.

В состав третьего благочиннического округа входили следующие приходы: Больше-Дорковский, Больше-Ламнинский, Вареевский, Груздевский, Красновский, Крутецкий, Лукинский, Мало-Дорковский, Мало-Ламнинский, Матушкинский, Мелешинский, Мордовский, Мугреево-Никольский, Мугреево-Спасский, Николо-Пенский, Палеховский, Помогаловский, Преображенский, Сакулинский, Тименковский, Холуйский, Шелутинский, Южский, Южский (фабричный). По этому списку можно судить о том, что Южский и Палехский районы в прошлом были объединены общим округом православных приходов. Это исторически – единая земля, это нас очень объединяет.

В советское время действующими в этих краях оставались только две церкви – в селе Красное Палехского района и в селе Холуй Южского района.

Итак, село Груздево. Глубокий овраг делит его надвое. Здесь находился один из самых богатых храмов, первоначальное основание которого относится к глубокой древности. Впервые это место упомянуто в 1578 году как слобода Груздево. Слобода – селение, освобожденное на то или иное время от уплаты податей. В храме до его разорения хранилось старопечатное Евангелие и по его надписи можно было узнать, что уже в 1578 году в слободе Груздеве существовала церковь Покрова Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Чудотворца. Сохранилось и имя священника – Семен Тарасов.

Историю церкви можно проследить по писцовым книгам 1628 – 30-х годов, по переписным книгам первой половины XVIII века и по храмозданной грамоте 1810 года.

После освобождения России от польской интервенции село Груздево-слобода с церковью значилось в вотчине князей Федора и Юрия Борятинских. Это была деревянная церковь с двумя престолами Покрова Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Чудотворца. Вотчина состояла из самого села, 24 деревень, 6 починков. Население в то время составляло 346 душ мужского пола, 192 двора крестьянских и 13 бобыльских. Итого, 205 домов жителей. Судя по писцовым книгам 1628 – 30-х годов церковь была богата и образами, и книгами, описываются ризы и церковные сосуды, «колокольница» с многочисленными колоколами. Двор князей находился в самом селе, на убранство церкви средств не жалели. Там же при церкви кормились и нищие, жившие в кельях.

В первой половине 18 века переписные книги упоминают уже другую церковь вместо старой. В то время вотчина принадлежала сыну одного из владельцев – Ивану Федоровичу Борятинскому. В семидесятых годах 18 века церковь сгорела. После пожара строится первая каменная церковь, она была покрыта тесом и имела деревянную главу. В 1857 году за ветхостью и она была разобрана. Храмозданная грамота 1810 года упоминает еще об одной деревянной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Груздево, которая в то время обветшала и разрушилась. Итак, в селе имелись две церкви, посвященные Пресвятой Богородице. В 1810 – 1822 годах на месте двух деревянных и одной каменной Покровских церквей строится уже основательный, большой храм на возвышенности обширной торговой площади села, где проводились большие ярмарки, а в 1860 – 65 годах к нему пристраивается отдельно от храма стоящая колокольня. Престолов в этом новом храме уже три. Главный – Покровский, в трапезе теплой во имя Рождества Пресвятой Богородицы и Никольский. Над главным престолом была устроена сень. Убранство храма передавалось из века в век со времени первого упоминания его в конце 16 века. Утварь, ризница, иконы, древние богослужебные книги составляли богатейшее собрание исторических и церковных редкостей.

Старые жители села вспоминают особо чтимые прихожанами прихода, состоявшего из 22 деревень древние иконы Покрова Пресвятой Богородицы, Святителя Николая Чудотворца и святого Алексия, митрополита Московского.

Особой красотой серебряных вызолоченных риз и ценностью украшений отличались иконы Богородичные – Покрова, Иверской, Казанской, а также две иконы Спасителя, икона Нерукотворного образа и икона Божией Матери «Всех скорбящих радости».

Древние священные сосуды 1782 года упоминаются в «Описании церквей и приходов» – книге 1897 года в количестве шести экземпляров. Для водоосвящения имелся большой серебряный вызолоченный крест – вклад, сделанный в 1776 году. Одной из самых больших древностей храма было особо хранимое Евангелие, напечатанное в 1575 в городе Вильне при митрополите Киевском Ионе.

Упоминается в «Описании», что на его листах имелась подпись: «Лета 7086 положил сию книгу Козмо-домьянской поп Семен Васильев сын да Федор Лукин в Груздеве слободе у Покрова Святей Богородицы да у Николы Чудотворца при царе великом князе Иване да при архиепископе митрополите Антонии при священнике Семене Тарасове сыне по своих родителях; и аще хто похощет взяти сию книгу насильством опричь царя великого князя Ивана или его благоверных царевичей или похитит в тай книгу сию да судится со мною в оном веке пред Спасом, иже сердца весть и тайная всех человек, а подписал поп Семен своею рукою».

То есть особо почитаемое Евангелие 1575 года передавалось в строящиеся на этом месте Покровские церкви из века в век. Какова дальнейшая судьба этого Евангелия, уникального церковного памятника русской истории – не известно. Кто похитил ее или уничтожил? С кем судиться будет поп Семен Васильев сын перед Спасителем – «тайны, всех людей ведающих»?

Вот такое было отношение у наших предков к православным святыням!

В новом храме, чья постройка велась 12 лет, служили два священника, два псаломщика и диакон. У всех были собственные дома на церковной земле. Церкви принадлежал капитал 7200 рублей, причитающиеся с него проценты шли на свое содержание.

Приход храма состоял из села Груздева и многочисленных деревень, в которых по клировым ведомостям конца 19 века числилось 1461 человек. Здесь была открыта народная школа, содержащаяся на средства земства, упоминается, что учащихся в 1897 году было 90 человек.

Что касается деревень, которые входили в приход Груздевского храма, то от многих из них остались лишь названия и память потомков их жителей. Это деревни Кашино, Суханиха, Бусино, Тарасиха, Федуриха, Терехово, Шамово, Починок, Кожевниково, Гарино, Горки, Оладьино, Петушки, Пашково, Чалово, Верзякино, Шоготово, Кокошкино, Сидоровка, Подлесново, Калиниха, Кудерево.

Миру русской церкви посвящены многие исследования ученых-историков, писателей и краеведов. Он – необозрим и прекрасен. Он связан глубокими корнями с историческим прошлым России. Это – корни наших современников, это – наша память, живущая в сердцах.

Пройти по родному краю лесными тропами, полями, опустевшими поселениями, вспомнить прошлое народа, неразрывно связавшего свою судьбу с верой в Бога – это путь памяти и поклонения православным нашим предкам.

Более полную историю села Груздево, Покровского храма и его прихожан можно узнать из замечательной книги православного краеведа Владимира Копрова «Тихая моя родина».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

78