Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

29.04.2022 09:24 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 06.05.2022 г.

Образ Петра I в искусстве Палеха

Автор: О. Колесова

Е. Жиряков, «Петр I», 1972 г.

В.Ф. Морокин, "Встреча русского посольства Петра I". 1975 г.

Пётр I, прозванный Великим, — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года) родился 9 июня 1672 года.

В палехском искусстве, несмотря на масштаб личности и важность деяний, художественные образы Петра Великого и его эпохи не имеют значительных количественных воплощений как другие исторические деятели и события прошлых времён. В этом есть и положительный аспект – отсутствие штампов, шаблонов. Каждая композиция, созданная палехским художником на тему петровских побед, представляет безусловный интерес и является знаковой для определённого этапа развития палехской миниатюры. Это относится как к произведениям из музейных коллекций, так и к дипломным проектам выпускников Палехского художественного училища имени М. Горького.

В собрании Государственного музея палехского искусства есть две работы с изображением Петра Великого. Их автором является заслуженный художник РФ Вячеслав Фёдорович Морокин (1945-2020 гг.). Шкатулка «Встреча русского посольства Петра I» 1975 г. посвящена одному из ранних событий петровской эпохи, вызвавшему значительный резонанс в Европе, – так называемому Великому посольству.

Великое посольство выехало из России в Европу в марте 1697 года для поиска союзников в войне против Османской империи.

Его возглавляли послы Франц Лефорт, Фёдор Головин и Прокофий Возницын. В состав посольства входили дипломаты, переводчики, молодые люди, которым предстояло изучать военно-морское дело и кораблестроение. В путь набралось более 250 человек. Среди них находился и урядник Преображенского полка Пётр Михайлов — инкогнито, сам царь Пётр I. Обоз посольства насчитывал тысячи саней.

Изначально Пётр I сохранял анонимность, путешествуя по Европе. Однако его необычная внешность выдавала монарха из династии Романовых.

В Митаве Пётр I сделал визит к герцогу Курляндскому. Это была первая остановка Великого посольства. Местное население, несмотря на неофициальность визита, торжественно и доброжелательно встретило русского монарха и его свиту. После Курляндии посольство отправилось в Бранденбург. Чтобы добраться до немецких земель, Петру I вместе с его подчинёнными пришлось объехать Польшу, так как там была неспокойная обстановка. Добравшись до Либавы, русский царь отдельно от послов отправился морем в Кёнигсберг.

На немецкой территории его торжественно принял курфюрст Фридрих III.

Великое посольство, следовавшее за Петром I по суше, отставало. Поэтому Пётр Михайлов в ожидании обоза приступил к изучению артиллерии. Учился военному делу царь у прусского подполковника Штейтнера фон Штернфельда.

18 мая состоялся официальный въезд в Кёнигсберг Великого посольства и его приём курфюрстом Фридрихом III. Устроенная по этому поводу церемония была необычайно эффектной, продолжительной, даже грандиозной. Данное событие и представлено на шкатулке В.Ф. Морокина.

Композиция морокинской шкатулки имеет много общего с пространственным построением лучших палехских икон. Следует отметить, что именно в эти годы многие палехские художники обратили более пристальный взор на образцы иконописи в местном музее, особенно на лучшие среди них – «Николай Чудотворец в житии и чудесах» и Акафисты. Многоярусность композиции В.Ф. Морокина с использованием дугообразных элементов напоминает композиционные приёмы, архитектурные формы и орнаменты в клеймах «Всякое дыхание да хвалит Господа», «Перенесение мощей Николая Чудотворца в Бари» палехской иконы «Николай Чудотворец в житии и чудесах» конца XVIII века.

Чёткая структурированность морокинской композиции под влиянием лучших образцов палехской иконописи станет понятней и очевидней, если сравнить её с дипломной работой 1972 г. Евгения Григорьевича Жирякова. Разница между ними всего лишь три года, но это как бы две совершенно разные эпохи в палехском искусстве. Морокинская композиция движет традиции палехской миниатюры вперёд, к новому периоду, а дипломная работа Е. Жирякова знаменует конец предшествующей, сказочно-фольклорной эпохи Палеха с деревянными теремами и каменными палатами. Но образ Петра историчен, реалистичен, узнаваем и на той, и на другой миниатюре.

А. Духанин, «Полтавская битва», 2009 г.

Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста он выдавался в толпе на целую голову. В то же время, при таком большом росте он был не богатырского сложения — носил обувь 39 размера, а одежду – 48. Руки Петра были небольшие, плечи узкие для его роста, голова была также мала по сравнению с телом. Такие пропорции в полной мере соответствуют традиционным стилистическим приёмам палешан.

Палехские художники всегда придавали большое значение историческим деталям, в том числе и костюму. В России до XVIII века во всех слоях общества по-прежнему носили традиционный русский костюм, а иностранной моде отдавали предпочтение лишь приближённые царя и молодёжь. Замена русского платья общеевропейским костюмом произошла в начале XVIII столетия после ряда специальных указов Петра I. С не меньшим сопротивлением были встречены новая модная прическа – завитой парик и бритое лицо. Многие откупались от бритья бороды: за её ношение платили в царскую казну налог. Эти модные тенденции отражены и в работах палешан. Художники детализируют одеяния всех персонажей, тем самым создают атмосферу конца XVIII века.

Современников и потомков всегда удивляло, как Петр, не видевший не только моря, но и большого озера, с детства боявшийся воды, так пристрастился к морскому делу. Есть предположение, что истоки этой страсти связаны с изучением астролябии, а также со старым ботиком, найденным Петром I и Францем Тимерманом в сарае Н.И. Романова в селе Измайловском. С тех пор Петр каждый день отправлялся в плавание. Он научился ходить под парусами, но Яуза была очень узка, чтобы маневрировать. Самым близким крупным водоемом было Плещеево озеро близ Переславля, в восьмидесяти пяти милях к северо-востоку от Москвы. Здесь и начинается история «потешной флотилии» Петра Великого.

А. Панов, «Петр I», 1980 г.

Потешному флоту посвящена ещё одна работа В.Ф. Морокина – круглая шкатулка «Петровские потехи» 1975 г. В основе композиции вполне реальные события, связанные с пребыванием Петра в Архангельске в 1694 году, когда он впервые вышел в море на фрегате «Святое пророчество», построенном в Голландии. В.Ф. Морокиным с художественным изяществом сделаны все конструктивные акценты. Это прочный военный корабль с закругленным носом и сорока четырьмя пушками, опоясывавшими верхнюю и среднюю палубы. Бургомистр Витсен, стремясь угодить царю, велел обшить каюты деревянными панелями, обставить изящной полированной мебелью, убрать шелковыми занавесами и красивыми коврами. Через неделю новый фрегат был готов к плаванию. Петр договорился, что его маленькая русская флотилия проводит до Ледовитого океана караван голландских и английских торговых судов, отплывающих домой. Флотилия Петра сопровождала караван до мыса Святой Нос на Кольском полуострове, к востоку от Мурманска. Здесь Белое море, расширяясь, сливалось с серыми водами Северного Ледовитого океана. Затем все три очень скромных, по океанским меркам, петровских парусника пришли в Архангельск, где царь устроил прощальный пир, а 3 сентября он с сожалением выехал в Москву. Детали и атрибуты пира на шкатулке палехского мастера занимают не последнее место.

Доминирует в композиции Морокина образ Петра. Условность языка палехской миниатюры позволила художнику представить Петра в цветах созданных им потешных полков: для Преображенской роты – темно-зеленые, бутылочного оттенка, для Семеновской – густо-синие. С тех пор, вплоть до самого конца старой русской армии, считалось, что зелёный — цвет преображенцев (он же стал главным цветом формы всей русской армии), а голубой — семёновцев.

Преобразования Петра I совпали с господством французской моды в Европе. Так выглядят иностранцы и на шкатулке палехского художника. Сам Пётр предпочитал голландский и немецкий костюм, который отличался большей простотой тканей и отделки. Пётр на шкатулке В.Ф. Морокина представлен в кюлотах, башмаках с пряжками и традиционной треуголке. На многих портретах петровской эпохи русский монарх изображён в рыцарских доспехах. Эта особенность не ускользнула от внимания палехского мастера. Отдельными штрихами, используя роспись металлом, В.Ф. Морокин добавляет своеобразные акценты, напоминающие рыцарские латы, в изображение костюма Петра.

Е. Лаврова, «Ништадтский мир», 2005 г.

Бывшие петровские потешные полки Преображенский и Семёновский стали основой русской армии. Новая петровская армия отважно проявила себя в одном из самых ярких сражений русской истории – Полтавской битве. Это событие представлено на дипломной шкатулке Антона Духанина 2009 г. Полтавская битва – крупнейшее генеральное сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Битва состоялась утром 27 июня (8 июля) 1709 года в шести верстах от Полтавы на территории Русского царства. Накануне сражения Петр I объехал все полки. Его краткие патриотические обращения к солдатам и офицерам легли в основу знаменитого приказа, требовавшего от воинов биться не за Петра, а за «Россию и российское благочестие…». Однако справедливо заметить, что победа в Полтавской битве не завершила войну.

Начиналась Северная война, которая длилась более 20 лет, неудачно для России. Русским войскам не удалось противостоять шведам под Нарвой 30 ноября 1700 года молодая армия Петра I была разгромлена и лишилась всей артиллерии.

Тогда 4 февраля 1701 года Петр I издал указ, согласно которому в подмосковных монастырях, Московском уезде, в городах у соборных и приходских церквей, архиерейских и боярских домах, монастырях, вотчинниковых селах требовалось взять в пушечное и мазжерное литье на Пушечный двор колокола. Исполнение данного указа изображено на дипломной шкатулке 1980 г. Александра Панова. Правда, работа называется «Пётр I», она охватывает более длительный период петровских преобразований. В верхней части композиции изображены Азовские походы 1795-1796 гг. против Османской империи, когда был построен первый флот российский, и Россия вышла к берегам Чёрного моря.

А Северная война должна была обеспечить господство России на Балтике. В результате войны Петру удалось «прорубить окно в Европу». Россия осуществила главную свою цель – закрепилась на Балтийском море. Победа в Северной войне выдвинула Россию в число крупнейших европейских государств.

По итогам Северной войны между Швецией и Россией был заключён Ништадтский мир. Подписан он 30 августа (10 сентября) 1721 г. в городе Ништадте (сейчас в составе Финляндии). 10 сентября 1721 года в Москве были устроены торжества по случаю Ништадтского мира.

Это праздничное действо с народными гуляниями и фейерверками стало темой ещё одного дипломного проекта 2005 г. – шкатулки Екатерины Лавровой – «Ништадтский мир».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

62