В песне нашла созвучие своей душе
18 февраля исполнилось бы 105 лет со дня рождения Тамары Ивановны Зубковой — заслуженного деятеля искусств РСФСР (1956 г.), лауреата Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина (1970 г.).
В начале тридцатых годов палехское искусство уже имело большой успех, работа Артели налаживалась во всех отраслях, поэтому возникла необходимость организации в селе профшколы. Специальная профшкола на пятьдесят учащихся была открыта в 1931 году. Учащиеся принимались с четырёхлетним образованием. Срок обучения был четыре года. В 1935 году палехская профшкола реорганизуется в художественный техникум, куда принимались учащиеся с семилетним образованием. Срок обучения установили — пять лет. Метод преподавания стал более совершенным. Художественный техникум дал значительное пополнение в коллектив палехских художников. Из числа выпускников довоенного периода особенно выделялись — Т.И. Зубкова, А.А. Котухина, Г.М. Мельников, А.М. Куркин, П.Ф. Чалунин и другие.
Тамара Ивановна Зубкова родилась в иконописной семье. Её отец и дядя были в числе организаторов «Артели древней живописи». Она с детства росла и впитывала в себя дух художественного творчества. Любила слушать сказки и песни, весенние птичьи трели и жутковатое завывание зимней вьюги. Наслаждалась великолепием убранного инеем январского леса и яркой пышностью золотой осени. А потом — так же естественно и незаметно — взялась за кисть. Тамара Ивановна сначала закончила профшколу, затем художественный техникум. В 1938 году, после окончания техникума работала на фарфоровом заводе «Красный фарфорист» в Ленинградской области, затем в Москве на Балакиревской фабрике, где расписывала пластмассовые изделия. Но молодой художнице не нравилась эта несложная, однообразная работа. Её тянуло в Палех, где она выросла, где всё с детства было мило и понятно. Николай Михайлович Зиновьев писал: «Тамара Ивановна с ученичества избрала правильный путь для своего любимого труда, поставив перед собой задачу полностью овладеть новым палехским искусством, чтобы понять его основы, хранить традиции, быть достойной продолжательницей этого искусства, быть требовательной к себе и самокритичной к своему искусству». В 1940 году Т.И. Зубкова вернулась в родное село, и здесь она нашла своё призвание. Из воспоминаний Н.М. Зиновьева: «Тамара Ивановна во время обучения палехскому искусству была лучшей и любимой нашей ученицей, а работая в коллективе художников, она не знала, что такое массовая или товарная продукция. Из под её кисти выходили только творческие произведения, в которые она вкладывала свою душу, любовь, лирику и глубокое содержание».
Задушевность и теплота, напевность и женственность — вот отличительные особенности миниатюр Тамары Ивановны Зубковой. Всегда сдержанно-спокойная и задумчиво-умиротворённая, она в основном обращалась к былинным и сказочным сюжетам, удачно проявила себя в театральной живописи и в реставрации памятников старины, но песня была главной темой творчества Тамары Ивановны. Она умела видеть песню и показать её зрителю во всей прелести — музыкальной и поэтической. Из поэтов Т.И. Зубковой всех ближе был Михаил Исаковский. В конце сороковых годов 20 века по произведениям Исаковского она написала сложную композицию, в которой прозвучали мотивы песен: «Лучше нету того цвету», «Шёл со службы пограничник», «На позицию девушка провожала бойца», «Катюша»... Этот ларец был отмечен дипломом республиканской выставки.
Тамара Ивановна Зубкова – человек тонкой поэтической натуры, в песне нашла созвучие своей душе. «Мне всегда хотелось, – писала в своё время Тамара Ивановна, – чтобы мои произведения доставляли людям радость, такую же хорошую и чистую, какую приносит с собой любимая, задушевная песня». В песенные сюжеты художница внесла мягкую женственность и особую лиричность.
Её миниатюры и на сказочную тему («Снегурочка», «Аленький Цветочек», «По щучьему велению», «Сказка о царе Салтане», «Морозко») обладают изяществом, поэтическим настроем и какой-то особой чистотой и чёткостью образов. Она и в сказочные композиции вносит плавный ритм мелодии.
Н.М. Зиновьев вспоминал: «Смотришь на работы Тамары Ивановны и удивляешься, с какой любовью и тщательностью они выполнены. Я радуюсь что наша ученица превзошла своих учителей».
Мастерство украшать миниатюру орнаментом в Палехе ценится очень высоко. И одной из лучших в этом сложном деле считали Тамару Ивановну. Сказывалось влияние творчества отца Ивана Ивановича Зубкова. Он всегда тщательно отрабатывал орнаменты. Его произведения были необычайно красивы по цвету, пронизаны золотом и серебром, которые применялись не только для детальной проработки предметов, а служили как солнечное их освещение.
Большой работой художницы было участие в восстановлении Лакового кабинета Петродворца — Монплезир (1956–1959 гг.). «Если присмотреться внимательно, то в каждом панно можно заметить особенности почерка автора. В одних сказывается энергия и смелость.., в других лирическая тонкость и ювелирная изысканность Зубковой», – вспоминал Н.М. Зиновьев.
Светлое чувство несут людям произведения Т.И. Зубковой. Они, как хорошие песни, создают бодрое, радостное настроение, облагораживают человека.
Н.М. Зиновьев писал: «Вспоминая творческий путь Тамары Ивановны с начала обучения и до настоящего дня (1972 год) у меня сложилось хорошее чувство о ней, как о настоящей труженице и как об одарённой художнице. Прежде всего я ценю её любовь к искусству, ценю за её стремление всё время повышать своё мастерство и обогащать его другими видами искусства, ценю за её трудолюбие, за богатое дарование и за её служение своим искусством народу. Её произведения глубоко народны, по содержанию индивидуальны, пронизаны лирикой, новизной фантазии и нежностью цвета. Именно её творчество утверждает мастерство и традиции палехского искусства».
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.