Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

06.01.2022 09:40 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Рождественская история в Палехе, глазами повзрослевших детей

Автор: А. Разумовская

Многие годы в России праздник Рождества Христова оставался в тени новогоднего переполоха. Все изменилось, когда в соседней Шуе открылся первый фестиваль «Русское Рождество», ставший популярным далеко за пределами Ивановской области. Фестиваль призван возродить традиции празднования Рождества Христова в стиле дореволюционной России. В этом году в план праздничных мероприятий включен Палех. Но есть у поселка и своя богатая история празднования.

Традиции празднования Рождества Христова в Палехе имеют крепкую духовную основу. В праздничной суматохе главное – не забыть про истинный смысл праздника.

Богатая трапеза, украшение дома и даже города, обмен подарками, насыщенная развлекательная программа — сейчас эти рождественские традиции модны чуть ли не у всех народов Европы. А вот богослужение, праздничные песнопения и восхваление пришедшего в мир Богомладенца не всегда тематически бывают связаны с событием Рождения Христа. В чем в чем, а в этом Палех упрекнуть нельзя.

В поселке всегда с особым почтением относились к встрече Рождества Христова. Все потому, что большинство жителей села-академии православные христиане. В храмах поселка всегда были большие приходы. Многие связывают такую приверженность к вере с историческими особенностями столицы русской иконописи. С давних лет и до сегодняшнего дня иконописцы и художники Палеха стараются блюсти каноны православной культуры, следуя заветам стариков, с благоговением относиться к делу благоукрашения православных храмов и написанию святых ликов.

Рождественские традиции заложены у палешан с детства

Конечно, главными героями рождественских праздников всегда являются дети. Маленьким палешанам очень повезло, когда в 1996 году при Палехском подворье Николо-Шартомского монастыря открылась воскресная школа. Располагалась она в боковой пристройке (сторожке) Крестовоздвиженского храма. Каждое воскресенье после Божественной литургии там собиралось столько ребят, что однажды настоятелю пришлось заказать дополнительный огромный стол для занятий. Но особенно многолюдно в сторожке становилось в преддверии Рождества, когда школа приглашала всех желающих принять участие в Рождественском представлении. Вот как вспоминает эти дни Евгения Аверина, воспитанница воскресной школы и регент клироса при Крестовоздвиженском храме.

В сторожке при храме был один большой стол, вокруг которого мы собирались вместе и были как одна дружная семья. Создавалась какая-то особенная теплая атмосфера, поэтому занятия проходили дружно и весело.

Как-то непринужденно в спокойной обстановке мы получали первоначальное богословское образование, учились писать и читать на церковно-славянском языке, усваивали устав Богослужения. А с 12-ти лет нас благословили петь на клиросе.

По праздникам организовывались чаепития. Девочки постарше сами делали тесто, чтобы испечь пирог в русской печи в сторожке храма.

Как раз накануне великого праздника Рождества Христова живо предстают воспоминания о том, как воспитанники всех возрастов принимали участие в спектакле. Рождественская сценка отражала Евангельскую историю о Рождестве Спасителя. Этот праздник всегда был любим нами, детьми, особенно старательно готовящимися к нему. И так получилось, что мы запомнили это на всю жизнь. Ребята постарше были ведущими, пастушками или волхвами (персидскими царями), а малышам готовили костюмы ангелов, барашков и овечек. Студенты Палехского художественного училища – тогда одни из первых прихожан Крестовоздвиженского храма, нарисовали декорации для сценки с большими фигурами Богородицы и Богомладенца Христа на фоне ночного Вифлеема.

Долгими зимними вечерами мы учили Рождественские стихи и колядки, которые приходят на память и сейчас:

«…Рождество. Этот праздник пришел издалёка. Из страны, где в вертепе родился Спаситель. Люди, радуйтесь, пойте и Бога хвалите!..»

«… Эта ночь святая, эта ночь спасенья возвестила всему миру тайну Боговоплощенья…»

Репетиций и спевок было очень много, чувствовалось приближение праздника, хотелось выступить хорошо и не огорчить никого из взрослых.

С поставленными спектаклями и выученными стихами мы выезжали в храмы других городов (в частности – на подворья монастырей), где нас также угощали чаем и дарили подарки. Там была прекрасная возможность увидеть детей других воскресных школ и их выступления. А когда спектакль подходил к концу, гостям праздника ведущий загадывал загадки, за правильный ответ каждый получал сладкий гостинец.

Две недели после Рождества Христова называются святками – святыми днями. По вечерам в эти дни к воспитанникам Воскресной школы присоединялись верующие и ходили к своим знакомым и родственникам колядовать – славить Христа: «Торжествуйте, веселитесь люди добрые со мной, и с восторгом облекитесь в ризу радости святой. Ныне Бог родился в мире – Бог богов и Царь царей…»

Приветливый верблюд и волхвы в мамином халате

Если Евгения вспоминает о театрализованном представлении в храме, то в моей памяти часто оживают следующие моменты.

Мне самой посчастливилось в детстве посещать воскресную школу при Крестовоздвиженском храме и одним из ярких воспоминаний, наверное, как и многих других ребят, стала Рождественская коляда. Большой компанией мы собирались в условленном месте. Заранее обговаривали, кто какие костюмы для коляды будет готовить. Мы точно знали, важно, чтобы образы соответствовали евангельской истории Рождества. Роли трех волхвов были самыми любимыми. Для них готовились самые яркие наряды. Как правило, из маминого или бабушкиного гардероба выбирался самый красивый халат и палантин, из которого крутили чалму. Пастухов старались нарядить так, чтобы они были похожи на настоящих гостей из Вифлеема. Маленьким участникам колядок, как правило, доставались роли ангелов или овечек. Но самым любимым персонажем, как для колядовщиков, так и для зрителей, пожалуй, был верблюд. Голова его была сделана кем-то из родителей настолько старательно, что этот персонаж послужил колядовщикам ни одного поколения. Для верблюда выбирали двух самых сильных, выносливых ребят. Им предстояло весь вечер ходить под попоной и полагаться на волю поводыря, так как зрительный обзор в костюме не был предусмотрен. Единственное за чем внимательно нужно было следить верблюду это за своими ногами, в частности за тем, чтобы его задняя часть ненароком не наступила на конечности передней. Вот так, подняв над головами большую вифлеемскую звезду, мы отправлялись возвещать благую весть – Христос родился.

В основном ходили по домам прихожан храма, мы знали, в этот вечер колядовщиков там ждут. Случалось и так, что зайдем к кому-то, а нас просят сходить в другую семью, например, где много деток живет или, наоборот, одинокая старушка, адресов по рекомендациям набиралось столько, что за один вечер не управиться, собирались снова и снова. Пока шли дорогой, пели колядки и рождественские песнопения. Наверняка многие сегодня вспомнят, как приветливо кивал прохожим верблюд. И с какой радостью незнакомые люди начинали поздравлять друг друга с Рождеством прямо посередине улицы.

Сегодня многие говорят о том, что колядование – это языческий обычай. Оно становится таковым, когда по своей неграмотности люди идут колядовать, обряжаясь в костюмы непонятных существ, животных и других персонажей, не имеющих отношения к истории праздника.

На самом же деле колядка – это радостный крик души верующего человека. Ведь радость о Рождении Христа можно выражать по-разному: и в богослужении, и в приготовлении праздничного обеда, и в песнях. Об этом теперь своим детям рассказывают родители, которым в юные годы была открыта тайна Боговоплощенья. Значит, традиция встречи Рождества и по сей день живет в Палехе, ее всего лишь нужно поддерживать.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

159