Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

28.01.2022 10:04 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 28.01.2022 г.

Вакцинация. Ревакцинация. Зачем, если вирус мутирует?

Этот и много других вопросов имели возможность задать жители Ивановской области профессору, заведующей кафедрой Ивановской медакадемии, врачу инфекционисту Светлане Орловой в ходе прямого эфира ВКонтакте группы Ивановская область. Зачем нужен коллективный иммунитет, какого количества антител достаточно, чтобы не заболеть, чем вакцинированный пациент отличается от не вакцинированного… Самые популярные и наболевшие вопросы и ответы на них в нашем материале.

Светлана Орлова – доктор медицинских наук, профессор медакадемии, высококвалифицированный врач-инфекционист, член профильной комиссии Минздрава России по специальности «Инфекционные болезни», ведущий инфекционист России.

В 2021 году за самоотверженность и высокий профессионализм, проявленный в борьбе с коронавирусной инфекцией, награждена Почетной грамотой Президента России.

– Прошло два года с того периода, как в Россию пришел коронавирус. С одной стороны есть вакцины от этой болезни, но распространяется новый штамм «омикрон». Как защитить себя и близких? Давайте поговорим о тех вакцинах которые есть. Сначала был разработан «Спутник V», затем «ЭпиВакКорона» и «КовиВак», появились новые однокомпонентные вакцины. Давайте разберемся, какой вакциной лучше прививаться? Какой лучше ревакцинироваться?

– Действительно, мы уже практически два года живем в эпидемии коронавирусной инфекции. И только в течение года у нас есть возможность защитить себя с помощью вакцинации. Вакцинация известна давно, но только сейчас мы понимаем, что именно вакцинация сможет остановить эту инфекцию и самое главное, что если у нас будет создан коллективный иммунитет – это позволит полностью остановить эпидемию и предотвратит дальнейшую мутацию вируса.

Почему так? С чем это может быть связано? Дело в том, что любой вирус он всегда живет в живом человеческом организме. И только если есть живой организм, есть клетки человека – там вирус может активно размножаться и изменять свою структуру. Популяция вирусов живет гораздо дольше, чем человеческая и они быстрее приспосабливаются к среде, к тем прививкам, которые мы используем. Приспосабливаются к тому лечению, что мы используем. Вирусы опережают нас как минимум на два шага. Если этот вирус попадает в организм вакцинированного человека, то коронавирус у этого пациента размножаться не может. Он просто находится на слизистых оболочках дыхательных путей. Если пациент не привитой и он не болел коронавирусной инфекцией, то у него идет активное размножение вируса и он может изменять свою поверхностную структуру.

Достичь коллективного иммунитета очень сложно, потому что должно быть привито порядка 98% всего населения, и обязательно должны быть привиты дети. Вот только в этой ситуации мы достигнем того, что вирус перестанет активно циркулировать в человеческой популяции.

Мы справились с такими инфекциями как корь, краснуха, свинка. У нас это получилось благодаря тому, что дети начинают прививаться буквально с первых месяцев жизни. Достигнут иммунитет в 98 %, и мы видим, что у нас нет таких серьезных инфекций.

С другой стороны, вакцинация эффективна тогда, когда она проводится очень быстро. Я могу привести такой исторический пример, что в январе 1960 г., когда в Москву поступил больной оспой, за три недели января было привито более 6000 жителей г. Москвы. И удалось остановить эту инфекцию. Если бы мы могли хотя бы за три месяца провести вакцинацию хотя бы 80-90% населения нашей страны, а лучше всего мира, мы бы давно справились с этой инфекцией.

Вот уже год как есть прививка, но еще часть нашего населения не привита. Понятно, что за это время вирус, попробовав эту вакцину, начинает от нее уходить. Он начинает мутировать и таким образом нам приходится догонять его.

– Какие прививки можно использовать?

– Для вакцинации на сегодняшний день используются три основные прививки. Это «Гам-Ковид-Вак» или «Смутник-V», это «КовиВак» и «ЭпиВакКорона». Это основные вакцины. Для ревакцинации создан «Спутник Лайт». И для детей создана вакцина «Спутник-М», она уже зарегистрирована в Минюсте. Она уже прошла клинические испытания, и мы ждем, когда она непосредственно поступит в регионы, и мы начнем вакцинировать подростков.

– В чем смысл вакцинации, если привитые люди тоже болеют и тоже умирают?

– Конечно, привитые люди тоже болеют, но процент летальных исходов у этих пациентов меньше чем 0,01%. Действительно, привитой пациент может заболеть коронавирусной инфекцией, и мы на практике видим, что может быть достаточно обширное заражение легочной ткани, до 50%. Но если мы возьмем двух пациентов с поражением легких 50% привитого и не привитого, то мы видим заметную разницу. У привитого человека с поражением легких 50% необходимость в кислородной поддержке составляет несколько дней. С хорошей положительной динамикой такого пациента из больницы выписываем в течение 7-10 дней. Если же этот пациент не привитой и у него 50% поражения легочной ткани, то, как правило, на кислородной поддержке он будет находиться 3-4, а может быть и более недель, и процесс восстановления легочной ткани будет еще более выраженным. Вот эти 3-4 недели, что пациент находится на серьезной кислородной поддержке, очень тяжело отражается на состоянии здоровья всех его внутренних органов. Недостаток кислорода в первую очередь испытывает головной мозг, почки. И у этих пациентов после перенесенной болезни возникают очень серьезные проблемы. Они нуждаются в хорошей реабилитации. Привитых пациентов видно сразу, заходишь в палату и можно определить вот этот пациент привитой, а вот этот не привитой. Привитым не требует серьезной кислородной поддержки, они быстрее выходят из этого состояния.

– Когда нужно проходить ревакцинацию и в какой срок?

– Ревакцинацию нужно проходить через шесть месяцев после окончания заболевания коронавирусной инфекцией, если она была подтверждена или после окончания действия второй дозы вакцины. Раньше смысла нет. Так как все данные о вакцинации или ревакцинации заводятся в единую гос. систему, и если пациент придет раньше хотя бы на два дня, то система его просто не пропустит, поэтому нет смысла приходить раньше. Чуть позже – тоже не очень хорошо, потому что длительность жизни иммунных комплексов тоже имеет свой срок. И если идет эпидемический подъем заболевания, то есть на человека может воздействовать большое количество вирусов, у него должна быть высокая иммунная защита, поэтому пока идет эпидемиологический подъем, ревакцинацию нужно делать каждые шесть месяцев. Когда не будет такого большого количества заболеваний, то небольшой дозы иммунитета будет достаточно, чтобы делать прививку один раз в год. И это относится не только к коронавирусной инфекции, та же самая ситуация и с гриппом, корью, краснухой, полиомиелитом. Если требовалось, когда была угрожающая ситуация, то мы использовали дополнительно, как мы говорили, бустерные или туровые дозы вакцинации именно от этих инфекций.

– Зачем ревакцинироваться, если вирус мутирует?

– Проблема заключается вот в чем. Мутации у вируса происходят в основном в рибонуклеиновой кислоте, РНК самого вируса, условно назовем это сердце самого вируса, а прививка в большинстве своем сделана на основе оболочечного поверхностного S-белка. И когда этот вирус попадает в организм человека, то чтобы попасть в клетки нашего организма он должен вот этим поверхностным белком подойти к специфическим рецепторам ангиотензинпревращающим ферментам второго типа и с помощью них войти в организм человека. Так вот, прививка блокирует этот поверхностный оболочечный S-белок и не дает этому вирусу войти внутрь организма, а все мутации происходят непосредственно в других структурах, которые находятся внутри вируса. Поэтому в большинстве своем, процентов на 90, вакцинация эффективна от большинства мутаций, пока не будет мутаций вот в этом оболочечном S-белке. Но пока таких мутаций мы не видим. Вот схему лечения нужно менять. Наши лекарства воздействуют уже не на оболочечный S-белок, а непосредственно на саму рибонуклеиновую кислоту, на внутренние структуры самого вируса, а она мутирует. Соответственно привыкание к нашим лекарственным препаратам в ряде случаев мы тоже видим. Приходится придумывать новые схемы лечения.

– У пациента наблюдается гипертонический криз, можно ли сделать ревакцинацию, какие последствия могут быть?

– Гипертонический криз – это неотложное состояние. И сейчас вся забота должна быть направлена на то, чтобы купировать этот гипертонический криз. Надо дождаться, когда артериальное давление будет на стабильно нормальных цифрах, подобрать специфическое лечение и тогда вот на этом нормальном состоянии можно делать вакцинацию и ревакцинацию.

– Иногда врачи советуют ревакцинироваться «Спутником V». Все-таки «Лайт» или «V»? Нужно ли ревакцинироваться двухкомпонентной вакциной? Или достаточно первого компонента или «Спутника Лайт»?

– Двухкомпонентной вакциной ревакцинируемся только в том случае, если у пациента будет доказано полное отсутствие антител после проведенной вакцинации. Но с одной стороны мы ведь определяем только антитела, это гуморальный фактор. А у нас есть еще клеточный иммунитет, который мы к сожалению даже при современном развитии лабораторного дела определить не можем. И сказать, что по нашим всем научным рекомендациям, по европейским рекомендациям не требуется повторная вакцинация мы не можем, требуется ревакцинация. И если она будет сделана через шесть месяцев, то этого будет достаточно для того, чтобы не было летального исхода.

– У человека в достаточном количестве вырабатываются антитела, он бессимптомно переболел. Зачем человеку делать прививку, если у него есть собственная защита?

– Для того чтобы понять, есть ли защитные титры антител и достаточно ли их количество, надо определять количество этих вируснейтрализующих антител в международных единицах BAU. И если количество этих защитных антител больше, чем 150, вот тогда действительно вакцинацию можно не проводить. Если количество этих антител будет меньше хотя бы на 1,149, то уже никто не дает 100% эффективности вашего иммунитета. Если будет защитный титр более чем 500 единиц BAU, то здесь вакцинация однозначно не нужна. Сейчас наше правительство говорит о том, что если есть хороший защитный титр антител, то они будут выписывать QR-коды только по наличию этих антител.

– Есть ли какие-то противопоказания у вакцин? Кому можно прививаться, кому нельзя?

– Всегда все врачи, все фельдшеры понимают, что безвредных вакцин не бывает. Любая инъекция, даже любой витамин может нанести в определенной ситуации вред организму. Вводя прививку, мы вводим биологический препарат. К вакцинации надо относиться достаточно серьезно. Для каждой вакцины в инструкции есть специфические противопоказания. Все эти противопоказания условно можно разделить на две группы. Это противопоказания постоянные, когда пациенту никогда нельзя делать прививки. Чаще всего это когда у пациента уже были тяжелые аллергические реакции на введение вакцины. И аллергические реакции по типу анафилактического шока, по типу тяжелых аллергических реакций это синдром Лайелла, синдром Стивенса-Джонсона. Мы не говорим о том, что после вакцинации у него появилась какая-то красная сыпь, он принял таблетку от аллергии и через два часа она ушла. Это не относится к тяжелым аллергическим реакциям. Это действительно такое состояние, которое потребовало госпитализации в лечебное учреждение. Вот если в анамнезе у пациента были именно такие реакции на прививки, вот тогда этому пациенту нельзя делать прививки пожизненно любые. Почему нельзя делать? Потому что в состав всех вакцин входят дополнительные вещества, которые помогают быть в балансе этой вакцине, и чаще всего аллергические реакции идут именно на эти сопутствующие вещества, вспомогательные вещества, которые есть в вакцинах. Они приблизительно все одинаковые, поэтому мы и говорим о том, что лучше их не использовать. Это основные противопоказания, которые постоянные.

И есть временные противопоказания. Это острое какое-то заболевание респираторного тракта, желудочно-кишечного тракта и надо дождаться, когда это заболевание закончится.

Есть особая группа пациентов, которые перенесли тяжелые заболевания (инсульт, инфаркт, онкологическое заболевание). В этом случае надо выждать хотя бы шесть месяцев для того, чтобы организм пришел в довольно стабильное состояние. Необходимо подобрать лекарственную терапию для больного так, чтобы не было резких скачков артериального давления, чтобы не было угрозы развития повторного нарушения мозгового кровообращения. И уже на фоне стабильного состояния можно использовать вакцины, но уже не все. Как оказалось, и мы реально на практике видим, что самой лучшей вакциной, что у нас сейчас есть, оказалась «Спутник V».

– Чем отличаются импортные вакцины от российских?

– Если мы берем европейские, то они в большинстве своем векторные. Взят аденовирус и на него прикреплен кусочек гена «с белком». Аденовирус доставляет ген к иммунной системе. У российских вакцин аденовирус человеческий, у европейских взят от обезьян. Он оказался чуть менее эффективным, чем у нашей российской вакцины.

– Как долго будет восстанавливаться обоняние и осязание после перенесенного коронавируса? И что делать?

– Статистика по возвращению обоняния и осязания очень разная. Есть научные публикации, в которых приводятся данные о том, что у 80% пациентов эти функции стабилизируются в течение двух-трех месяцев. Другие специалисты указывают на продолжительность симптомов до года. В данном случае следует обратиться к неврологу по поводу нарушения кровообращения в той зоне головного мозга, которая отвечает за эту функцию организма. Правильно подобранное лечение поможет решению этой проблемы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

52