Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

23.04.2021 09:38 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 23.04.2021 г.

Новое дыхание старых мастерских

Автор: А. Зайцева

В Палехе в здании по адресу: Ленина, 33 побывали журналисты, пожалуй, всех телеканалов и интернет-изданий региона. Что же это за место, которое притягивает к себе столько внимания? Это здание бывших Палехских художественно-производственных мастерских. После того, как губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский обратил на него внимание, внешний и внутренний облик строения значительно преобразился.

Не дожидаясь официального открытия мастерских или арт-центра, которое состоится 8 мая, мы заглянули в него. Нам повезло, на стройке мы встретили Дмитрия Костина и Елизавету Корягину, которые работали над восстановлением исторического здания. Молодые люди открыты для общения. Мы поговорили с ними о проделанной работе, планах и перспективах.

Долгое время здание Палехских художественно-производственных мастерских пустовало, оно было разграблено – все, что можно было унести, унесли. Из-за отсутствия должного ухода оно разрушалось, а в сердцах палешан жила надежда на то, что когда-нибудь все изменится и в помещениях, где каждый кирпичик хранит дух искусства, вновь возродится атмосфера творчества.

– Ребята, расскажите, как возникло решение восстановить мастерские? Это произошло после того как губернатор обратил внимание на здание мастерских?

Дмитрий Костин (Д.К.) – Во время одного из своих первых визитов губернатор посетил и отметил интересный дизайн интерьера в стиле лофт кафе «Мясорубка», владельцем которого я в то время являлся и предложил создать концепцию арт-центра в аналогичном стиле, которая и была в итоге воплощена в жизнь с небольшими изменениями.

– Я помню, когда Станислав Сергеевич впервые после назначения посетил Палех, он сразу обратил внимание на здание мастерских, потому что маршрут проходил мимо них. Губернатор долго смотрел на здание, которое своим внешним видом контрастировало с благоустроенным центром, наверное, в этот момент было принято судьбоносное решение. Потом мы узнали о реализации проекта по восстановлению старых, заброшенных мастерских.

Елизавета Корягина (Е.К.) – Ну это же здорово. Потому что, сколько все ни писали, сколько ни спрашивали о судьбе этого здания, никто не хотел давать конкретный ответ.

– Вы жалеете, что не удалось сохранить пристроенный позднее корпус?

Е.К. – С точки зрения архитектуры, по своим эстетическим качествам он уже представлял мало ценности. Хотя, возможно, можно было бы увеличить жилфонд муниципалитета, если бы вовремя за это взяться...

Д.К. – Его невозможно было уже восстановить.

– Скажите, в планах есть благоустройство площадки, которая освободилась? Может быть она входит в планы дальнейшего развития мастерских?

Д.К. – В ближайшее время нет. Эта земля не относится к зданию. Мы отмежевали примерно 5-6 м. от стены здания.

Е.К. – Так сказать проезд для пожарной машины. И все.

Д.К. – Поэтому остальная земля остается во владении муниципалитета, что они будут с ней делать, пока мне неизвестно. Мы заинтересованы в том, чтобы в ближайшее время ее разровняли, как-то облагородили, чтобы она нормально выглядела. Достаточно просто грейдера. Сейчас сухо и вполне можно работать.

– Историческое здание мастерских построено в 1907 году, много пришлось поработать над концепцией дизайна?

Д.К. – Два года назад уже был сделан эскиз и разрабатывался дизайн, который здесь будет. Я бы не сказал, что все было так просто на самом деле. Часто по факту приходилось отходить от того, что изначально хотели. Потому что все равно с какими-то проблемами сталкиваешься – технологическими, инженерными. Приходилось концепцию менять по ходу пьесы.

– Почему в итоге стиль лофт?

Д.К. – Данный стиль является наиболее подходящим для восстановления здания, которое было изначально построено под мастерские, производство. Если вспомнить, исторически лофт как стиль сложился в прошлом столетии, когда промышленные здания переделывались под творческие мастерские или студии, используя индустриальные элементы в интерьере.

– На первом этаже планируется кафе. Оно будет постоянно работать? Кафе в Палехе не очень выгодный бизнес.

Д.К. – Я как никто другой это все понимаю. Предполагается, что будет работать постоянно.

– Будут ли в здании офисные помещения?

Е.К. – Это сделать очень сложно. Имеем свободное пространство, центральную несущую стену и минимум перегородок. Стены такого качества, что пробивать лишние проемы совсем не хочется.

– Получается, на первом этаже расположится кафе, фойе, лестница на второй этаж и четверть будет занимать небольшое камерное помещение. Для чего оно будет использоваться?

Д.К. – Губернатор запомнил концепцию, что здесь будет салон. Круглый стол. Возможность камерного общения небольшой группы, проведение мастер-классов, мини-конференций, коворкинг. И была идея – сделать здесь шоурум, выставка-продажа. Сейчас перед нами встала задача как все это совместить.

Е.К. – В принципе совмещается. Это единственное маленькое помещение, с отдельным входом на первом этаже. Людям удобно, они заходят и попадают сразу сюда. В общем, здесь пока свобода творчества в рамках заданной концепции.

– Вы довольны тем, что получается?

Е.К. – Красиво будет. Когда солнышко светит, все уже по-другому, смотрится. Мне понравилось только сейчас, последние две недели. Раньше виделось столько недоделок, сейчас уже кажется перед глазами проектный интерьер.

Д.К. – Кажется, мы просто присмотрелись уже.

Е.К. – Просто свет стал летний, красивый.

Д.К. – Наверное, эти недоделки видим только мы, те, кто участвовал в строительстве. Сейчас идут работы по корректировке электрики, убираются лишние линии, штробятся стены. Впечатление изменилось.

– Елизавета, скажите, подрядчики сделали все так, как вы хотели?

Е.К. – Есть на стройке такое понятие «по месту». Здесь возникла такая ситуация, что фактически проект пришлось сильно адаптировать. Приходилось всем участникам команды, которые занимались этим с утра и до вечера здесь находиться и помогать принимать решение по факту.

– По каждому вопросу?

Е.К. – По каждому откосу, я бы так сказала. Судьбу вот этого откоса решал Игорь Вадимович, вся администрация, я, Латиф, Дмитрий. И под конец пришел гениальный палехский человек Евгений Иксанов, который попилил кирпич на плинфу и восстановил этот откос в его кирпичном варианте. То есть, если бы его квалификация не позволила это сделать, то все, имели бы еще один фрагмент, зашитый просто современным гипсокартоном.

– Поднимемся на второй этаж. Здесь будет большой выставочный зал?

Д.К. – Да, предполагается так. Современное многофункциональное пространство.

– Разве в Палехе дефицит мест, где можно выставить свои работы?

Е.К. – В Палехе выставить свои работы, собственно говоря, почти негде. Когда делалась первая выставка «Ночь в музее» на первом этаже и чердаке музея, то художники поняли, что свободное от регулярных экспозиций арт-пространство в Палехе будет крайне востребовано.

– Кто сможет здесь выставить работы? Будет ли какая-то определенная программа выставок? Для того, чтобы выставочный зал работал, нужен человек, который бы всем этим занимался?

Д.К. – Такие люди есть. И у меня есть опыт организации выставок. Относительно художников, ждем тех, кто будет проявлять инициативу. Должны быть критерии отбора, чтобы работы были на уровне.

– Палехские художественно-производственные мастерские это необычное здание. Многие очень трепетно к нему относятся. Это помещение где развивалось палехское искусство. Художники приходили сюда, работали, обменивались опытом. Будет ли что-то подобное, будут ли какие-то встречи для художников?

Д.К. – Будет. Например, 8 мая именно это и предполагается сделать в первый раз. Специально для художников подготавливают кинопоказ, а организацией мероприятия открытия занимается Марина Галкина.

Е.К. – Показ будет вот здесь на стене. Здесь будут стулья, проектор. Несколько недель к нам приезжали операторы из Иваново, cнимали воспоминания старых художников. Жаль только не всех удалось уговорить, например, Ирину Ливанову. Она могла бы много о чем рассказать. Зато пришли на съемки Екатерина и Юрий Щаницыны и много интересных, потрясающих мастеров.

Д.К. – Давайте без спойлеров! (смеемся) Сейчас Лиза все расскажет и никому будет уже не интересно смотреть.

Вот когда вы спросили на счет того, будут ли тут собираться художники, это ведь по большому счету, зависит не только от нас. Это зависит от них от всех, как это будет. Есть такое крылатое выражение – «игру делают не организаторы, а сами участники игры». Нужно создать место с интересной точкой притяжения, куда можно будет приходить, общаться, создавать что-то интересное.

– Вы организуете выставку черно-белых фото, они будут размещаться здесь?

Е.К. – Да, сначала мы хотели на первом этаже, но потом нас попросили перенести на второй, больше места. Дизайн проект разглашать не будем.

– Очень важен обмен опытом, когда старые мастера обучают молодых художников, когда есть наставничество.

Е.К. – Сейчас мы хотели бы эту историю восстановить. Есть договоренность с палехским художественным училищем, Михаил Романович Белоусов дал нам студентов на практику, в мастерских расписывать стены. Студенты с большим энтузиазмом ждут, и в принципе, если молодежь подтянется, им будет это здание уже не безразлично.

– Они будут оформлять стены во всем здании?

Д.К. – Скорее всего это будет одна стена на территории арт-центра.

– Скажите, а по поводу названия этого здания вы думали? Многие называют его арт-центр. У вас есть какие-то идеи?

Д.К. – Мы очень долго коллегиально все это решали. Идей много, сошлись на том, что, наверное, останется название Мастерские.

Е.К. – Как его не назови, все равно все будут называть Мастерские. Жалко терять историческое название.

Д.К. – Мы с ребятами сами это здание так называем. «Ты где? – В Мастерских».

– Вы правы, Мастерские действительно всем по душе.

Возрождение здания старых художественно-производственных мастерских действительно событие для Палеха. По этому поводу 8 мая будет организован большой праздник с насыщенной культурной программой. Подробная программа будет опубликована в следующем номере газеты «Призыв», на сайте и страничках газеты в социальных сетях.

На пути в редакцию из здания старых мастерских после беседы долго не покидал особый творческий подъем, вдохновение.

Фото из Интернета

Немного истории

Палехские художественно-производственные мастерские располагались в доме, который был построен на средства купцов Коровайковых, бывших крепостных, получивших вольную в 1840 году. В 1907 году было возведено здание иконописной мастерской. И в этом качестве в дореволюционной России здание просуществовало около 10 лет, впоследствии было национализировано. После революции 1917 года художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. Так, 5 декабря 1924 года объединение художников создало «Артель древней живописи». В 1935 году артель преобразована в Товарищество художников Палеха, а в 1954 году образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР. Так все начиналось.

Первоначально все художники работали в одном небольшом здании этого старинного Коровайковского дома. Не хватало рабочих мест. За столом сидели по трое. Пришедших из художественного училища молодых художников, пересаживали с места на место, на места тех, кто уходил в отпуск. Поэтому был построен новый корпус, который примыкал к старому зданию. Места стало хватать всем.

В 1970-80-е годы Палехские художественно-производственные мастерские становятся самой успешной организацией во всей системе Союза художников России.

Лихие 90-е внесли свой отпечаток, и даже такая сильная организация пала под натиском перестройки. Мастерские опустели, здание – заброшено.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

545