Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

05.03.2021 10:55 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 05.03.2021 г.

Ледяной поход к Сергию (Академические встречи, заметки)

Автор: Ю.Г., с. Палех.

И. Голиков, «Партизаны», эскиз.

Февральский рассвет. За губернским городом Владимир асфальтовое шоссе окончательно накрыла плотная наледь. По-над ней, металась и вихрями кружила сквозь легионы колесных шин, снежная поземка.

Автомобиль наш, меняя свой курс и сознание находившихся в нем людей, на полном ходу уверенно разворачивался своим бортом к встречному потоку транспорта, мгновенно сокращая последние метры и секунды бытия. Ходовые огни первой машины, вспыхнув, промчались в десятках сантиметров от задней боковой двери. Траектория стремительного скольжения предполагала удар второго автомобиля в район водительского кресла… (вместо предисловия).

Вторая слева С.В. Горожанина, в центре – Н.В. Тостухина, В.С. Макашов и научные сотрудники музея.
М.П. Вакуров, «Руслан и Людмила», 1935 г.

Лавра многочисленными главами соборов в лучах тусклого солнца проступала сквозь мутную пелену зимнего тумана. Посадские обыватели привычно встречали новый день.

Не в первый раз «главковерх» палехских живописцев Василий Семенович Макашов представляет творчество Палехского отделения Союза художников России в музейном заповеднике «русского Ватикана».

Десятого февраля огромный выставочный зал распахнул двери и явил зрителям свою редчайшую коллекцию «Старого Палеха». Александр Глазунов, Иван и Николай Голиковы, братья Иван и Александр Зубковы, Баженов, Парилов, Дорофеев, Паликин, Баранов, Ватагин, Баканов, братья Иван и Михаил Вакуровы, Маркичевы, Салабанов, Зиновьев и многие, многие другие. Лаковая миниатюра, рисунки, книги, эскизы, холсты, мультипликация… Большинство произведений предстало перед нами впервые. Современники также нашли свое место в витринах.

Беспрецедентное внимание, огромное уважение и такт, с которым сотрудники этого музея встречают нашего брата-художника, мягко говоря, потрясают.

С порога мы попали под заботливую опеку Натальи Владимировны Толстухиной, заведующей отделом декоративно-прикладного искусства. С первых минут общения стало понятно, что ее знания и просвещенность в тонкостях палехского искусства, биографического и архивного материала о жизни основоположников Артели древней живописи ничуть не меньше, если не больше, наших.

Шедевров только одного И.И. Голикова в музейных кладовых хранится около полусотни единиц, не говоря об остальных работах его учеников и сподвижников.

Над собранием другого отдела народного и декоративно-прикладного искусства властвует Светлана Валентиновна Горожанина. Как и ее коллега, она – представительница высокой культуры и обладательница уникального багажа профессиональных знаний.

Третья знаменательная встреча произошла у массивных кованых ворот старинного подворья. Навстречу нам, в красивой силе движенья, «плыла» статная дама в роскошной шубе и с «царственным» взором; ее образ старорусской дворянки благородных кровей источал «свет невечерний», словно только что оживший и сошедший с полотна умелого живописца. «Дворянкой» оказалась Ольга Борисовна Кузьмина, в недалеком прошлом – ректор Абрамцевского художественного училища им. В. Васнецова, которое, подобно промыслам Палеха, Холуя, Мстеры и др., подверглось разрушительной внешней силе «не пользы ради, а корысти для». Кроме того, что родом Ольга Борисовна из Шуйского района, она предстала перед нами человеком настолько интересным и редким, что беседа с ней продолжалась несколько часов. Побывавшая почти на всех континентах мира и жившая подолгу во многих странах; повидавшая и пережившая драмы и испытания, она приобрела огромный жизненный опыт, который превратил ее в проницательную мыслительницу и доброжелательного, светлого человека.

Возвращаясь к выставке, необходимо отметить, что современники, выставленные рядом с произведениями основоположников, явно уступают в ремесле и силе выражения глубины художественного образа – другое понимание Палехских стилевых особенностей, чужеродная цветовая палитра. Возможно, неискушенному наблюдателю этот факт не так заметен, но мастерам, проработавшим по 20 – 50 лет и более в художественных мастерских и промысле, это явление, более чем очевидно и имеющее под собой объективные причины. Здесь и разрушение фундаментальных основ ученичества, и развал палехской «Академии», и кадровый голод из-за отсутствия просвещенных искусствоведов и научной работы и т.д.

Последним рубежом национальной обороны русской культуры в Палехе остается творческое ядро мастеров местного отделения СХ, приобретавших артельный опыт и учившихся под рукой блистательных учителей, творивших в 50 – 80-е годы прошлого столетия. Посредством общения с ними и их творчеством продолжала развиваться живая связь древних традиций, инерция которых пока еще сильна в небольшой группе художников.

Село, когда-то названное «Академией», стремительно меняет свой уникальный облик на провинциальный сувенирный прилавок. Неуемное желание извлечь максимальную торговую выгоду на мировой славе основоположников, уничтожение местных достопримечательностей древней истории и культуры – явление дикое и безнравственное.

Оправданные денежными потоками и рыночными отношениями, формально раскрашенные культовые доски и стены на мифологические темы Ближнего Востока, подменяют собой бескорыстное и трудное служение великому искусству русских художественных лаков. Тем самым, безнадежно увеличивается временной провал в этнической памяти самобытного Палеха.

Ссылаясь на мысли выдающегося ученого Василия Воронова (1887–1940) видим, что на одной чаше весов – зрелые творческие фантазии, остроумие, наблюдательность, народный юмор и декоративное композиционное чутье; наследственные и приобретенные приемы и навыки, переданные молодому поколению ушедшими мастерами.

На другой – холодное ремесло оформительства и бессодержательная тематика, принадлежавшая давно ушедшим эпохам мировой цивилизации.

Удар, который был нанесен в 90-х годах по материальным и духовным сокровищам художественных мастерских и коллективу, будет ощущаться еще очень долго. Нескоро уровень творчества сможет вернуться на оставленные высоты.

* * *

(Послесловие)... Возвращались в Палех далеко за полночь. Сильный мороз с ледяным ветром окончательно отполировали на дороге ледяную броню, коварно скрыв ее от водительского глаза снежным налетом. Но, яркие впечатления от неожиданных встреч с новыми людьми, открытие фантастической экспозиции покрыли с лихвой все зимние издержки, не очень удачно начавшейся командировки.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

37