Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

19.11.2021 09:24 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 47 от 19.11.2021 г.

Исторические события глазами художника

Автор: Е. Любимова, старший научный сотрудник Государственного музея палехского искусства.

24 ноября исполнилось бы 105 лет со дня рождения художника лаковой миниатюры, члена Союза художников СССР Александра Михайловича Куркина.

Иллюстрация к альбому «Сказка о Царе Салтане».

Он не принадлежал, как и большинство художников, к корифеям палехского искусства, но без учёта его творчества палехское искусство было бы неполным. Произведения Александра Михайловича — это одна из заметных страниц палехского искусства. Исторические события, происходившие на глазах художника, стали частью его судьбы, жизненной школой, определив внутренний смысл и содержание его искусства. Герои произведений А.М. Куркина в большинстве своём не выдуманы, а написаны с живого материала. Эти образы неотделимы от самого художника. Именно чувство эпохи и умение воссоздавать верную ситуацию, характер и тип героев позволили ему стать художественным летописцем своей эпохи.

Александр Михайлович происходил из рода донских казаков. Родился он 24 ноября 1916 года в Ростовской области на хуторе Сибилёво Тарасовского района, и там прошли детские годы. Донские казаки уважали грамотных и культурных селян. Однако считали, что надёжнее будет, если дети получат какую-то рабочую специальность. Так вот и получилось, что А.М. Куркин, страстно желавший стать художником, начал учиться в училище железнодорожников (ФЗУ) в городе Каменске Ростовской области. Учеником он был способным, но не чувствовал полного удовлетворения от занятий. Его тянуло к рисованию. В ФЗУ он изготовлял наглядные пособия, занимался художественно-оформительскими работами, пробовал рисовать с натуры портреты. И только в 1935 году мечта сбылась, Александр Михайлович стал студентом Палехского художественного училища. Учился с большим желанием, даже в каникулы не расставался с этюдником. Дипломную работу он выполнил на сюжет повести «Мать» А.М. Горького. Репродукция с этой работы была опубликована в 1940 году в журнале «Огонёк».

Едва молодой художник начал работать в художественных мастерских, его призвали в армию. Попал он в строительный батальон. Их часть была отправлена в Прибалтику. Когда началась война строительные части были преобразованы в сапёрные.

В самом начале войны, часть, в которой служил А.М. Куркин оказалась в окружении. Художник вспоминал: «Меня хранил, наверное, Бог, так как погибнуть я мог много раз».

За годы войны, успел сменить несколько специальностей. Работал экспедитором по доставке почты, проектировщиком, киномехаником. Работа фронтового киномеханика была опасной. Фильмы показывали на передовой, в каком-нибудь окопе. Но какая радость светилась на лицах солдат, когда они с удовольствием смотрели кино с любимыми артистами («Весёлые ребята»), забывая о страшных днях войны. И всё же, даже на фронте Александр Михайлович не забывал об искусстве. В течение нескольких лет он работал оформителем при штабе.

Войну закончил в Латвии, в звании старшего сержанта.

Шкатулка, «Маёвка на реке Талке», 1955 г.

Вернувшись в Палех в 1945 году, Александр Михайлович пришёл работать в художественные мастерские. Писалось тяжело — за годы войны пальцы отвыкли держать кисточку, не слушались, мелкие элементы на миниатюрах выполнялись с трудом.

Война наложила свой отпечаток на творчество молодого мастера. Ему хотелось в своих произведениях воспеть героические подвиги, показать дух и патриотизм советского народа. Он старался найти такую тему, чтобы она охватывала не отдельные эпизоды боевых действий, а выражала переживания всего народа.

Из военных воспоминаний рождались художественные образы – «Подвиг Александра Матросова», «Генерал Доватор», «Тачанка», «Едут, едут по Берлину наши казаки».

Дальнейший курс обучения он прошёл на ответственной практической работе в 1946 году. Николай Михайлович Парилов, бывший иконописец и один из самых опытных мастеров по стенописи, пригласил Александра Михайловича в качестве помощника-исполнителя для оформления оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» в Саратовском театре оперы и балета. Яркие, чистые краски, сияние колорита отражают блеск театральной постановки, весёлый и жизнерадостный подъём, правдивость и реалистическая убедительность сказочных сцен. Этот спектакль был отмечен Государственной премией. На этой работе А.М. Куркин приобрёл мастерство, основы техники и стиля, и самое главное — уверенные навыки композиционных построений...

В 1960 году Александр Михайлович продолжил работу в искусстве театральных постановок. Вместе с художниками Г.М. Мельниковым, А.В. Боруновым, В.В. Большаковым и В.Н. Смирновым он оформлял спектакль «Красные Дьяволята».

Есть у А.М. Куркина и работа в области монументальной живописи. В составе бригады палехских художников он участвовал в росписи фриза для ресторана-кафе в селе Архангельское под Москвой.

Основу многих его композиций составляли сюжеты из известных патриотических и лирических песен: «Орлёнок», «Дан приказ: ему – на запад», «Каховка», «На просторах Родины чудесной», «Подмосковные вечера». Эти и другие песенные темы художник воплощал не только на папье-маше, но в сериях рисунков для музыкальных альбомов или открыточных наборов. В предисловии к одному из альбомов, выпущенных издательством «Музыка», известный поэт-песенник Евгений Долматовский написал: «Соединение искусства Палеха с любимыми произведениями из золотого фонда советской песни — удача особая, неожиданная и в то же время очень естественная. Есть все основания полагать, что встреча наших знаменитых песен со знаменитой живописью Палеха станет добрым и дорогим подарком, принесёт людям радость».

В середине 20 столетия в искусстве Палеха усилились реалистические тенденции, многие художники стремились к внешнему правдоподобию в раскрытии сюжета и отдельных образов. В этот период внимание Александра Михайловича было направлено на современные советские историко-революционные сюжеты. Его стали интересовать темы мирного труда, народные традиции и быт советских людей. В его работах «На просторах Родины чудесной», «Труд в СССР — дело чести, славы, доблести и геройства», «Выборы — наш всенародный праздник», «Вручение акта на вечное пользование землёй», «Колхозная свадьба» – жизнь представлена, как непрерывный праздник, а героический труд — как подвиг.

В 1970 году на четвёртой выставке «Советская Россия» экспонировался его ларец «Тихий Дон». Это произведение было особенно дорого Александру Михайловичу. Уроженец раздольных степных просторов Дона, художник в красках Палеха воспел жизнь донского казачества.

Лучшие страницы творчества А.М. Куркина связаны с книжной сказочной иллюстрацией. Самый обширный цикл посвящён сказкам из собрания А.Н. Афанасьева. Его внимание привлекают сказки о животных и особенно волшебные сказки. В них очень искренне представлены чувства героев, их поступки, настроение. Да и сам мелодичный строй языка сказки, требует выражения под кистью палехского художника.

Иллюстрации А.М. Куркина в ряде отношений дополняют текст, в котором нет описания внешности героев, нет многих конкретных деталей. Художник незаметно подсказывает нам краски и формы сказочных героев. У А.М. Куркина много иллюстраций, в которых сказка воспринимается мастером через призму знакомого с детства сельского быта и труда среди степного пейзажа. Он не любит насыщать свои композиции горками и густыми массивами лесов. Часто извилистая сосна служит только знаком леса, орнаментальным обрамлением мизансцены или разделительным рубежом эпизодов. Много раз изображается изба под соломенной крышей. Возле избы — деревянные заборы, горшки и другие бытовые предметы. Эти объекты играют роль знаков, которые внушают нам веру в художественную реальность условной и сказочной жизни. И тогда открывается сердечный, душевный, гармоничный и красочный мир. В оформлении А.М. Куркина вышли несколько альбомов: «Русские народные сказки», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне», «Сказка о царе Салтане». Михаил Порфирьевич Сокольников так отзывался о красочном альбоме: «Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» являются новым этапом в развитии искусства Куркина. В этом большом, вдумчивом труде художник достигает соединения присущей его творчеству повествовательности несколько эпического порядка с романтической поэтичностью. Не повторяя других палехских художников, он раскрывает образы пушкинской сказки в своём творческом плане»...

Кроме театра, росписи шкатулок, книжных иллюстраций, Александр Михайлович расписывал чёрно-лаковые декоративные столы и стулья, которые украшались богатым и затейливым орнаментом и сюжетными сказочными сценами.

В целом, творчество Александра Михайловича Куркина представляет весьма своеобразную особенность современного палехского искусства. Он на протяжении всей своей жизни неустанно искал что-то новое, лучшее, более совершенное и высокое, сочетающееся с верностью традициям художественного Палеха.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

66