«Живая» история
В июне Государственный музей Палехского искусства, как и другие музеи нашего региона, вновь открыл свои двери для посетителей и представил новый выставочный проект «Государственный музей Палехского искусства в годы Великой Отечественной войны», посвященный Году памяти и славы в нашей стране и 85-летию музея.
По страницам истории
22 июня 1941 года на рассвете началась Великая Отечественная война, подвергшая суровым испытаниям все общество и каждого человека в отдельности, политическую и экономическую систему СССР. Огромные потери в годы войны понесло и культурное наследие страны, сохранение которого стало основной задачей музейных работников в военный период повсеместно.
Военные годы в истории Государственного музея Палехского искусства были самыми тяжелыми, но вместе с тем и созидательными. О том периоде рассказывают как многочисленные архивные материалы, хранящиеся в музейных фондах, в Государственном архиве Ивановской области, так и сами музейные экспонаты, пополнившие собрание ГМПИ в те трудные времена.
В годы войны музей не закрывался, лишь на короткое время – с лета 1941 года до января 1942 года музей был переведен на местный бюджет, то есть, по сути, было прекращено его финансирование. В музее на тот период остался лишь директор, два смотрителя и сторож. Но основная его деятельность была активной – это прием посетителей, организация выставок, пополнение коллекций, просветительская деятельность.
В первые дни Великой Отечественной войны, в конце июня 1941 года, была организована выставка на оборонную тему. Ее посещали все, кто в эти дни призывался в армию. На ней были представлены работы палешан на историческую, революционную и былинную темы. Затем была произведена реэкспозиция во всех залах, большую помощь в которой оказало Товарищество. Палехские художники стали в основном писать миниатюры на военную тематику, и в музейных залах экспонировались именно эти работы. К сожалению, архивные материалы не сохранили нам точное количество посетителей, но они все же были. И самая светлая страница в истории музея военного периода – это собирательская деятельность, пополнение коллекций. Этому и посвящена ныне действующая в Музее лаковой миниатюры выставка.
Всего в 1942-1944 годах в музей поступило более 90 новых экспонатов. 13 работ было принято в дар, часть приобретенных работ создавалась художниками непосредственно по заказу музея. Это интересная практика, введенная в свое время первым директором музея Г.В. Жидковым. Значительное количество икон, пополнивших собрание, – это результат экспедиций сотрудников по закрывшимся храмам. Остальные работы были приобретены у родственников авторов или закуплены у Товарищества художников Палеха. Среди них, в основном, работы 1930-х годов и работы военного времени. Среди новых приобретений были и скульптурные портреты палешан работы Н.В. Дыдыкина.
Таким образом, выставочный проект «Государственный музей Палехского искусства в годы Великой Отечественной войны», экспонируемый сегодня в музее, уникален. Примечательно, что несмотря на трудные времена, государство не оставляло без внимания нужды культуры, в том числе и музеев. Музейная коллекция в годы войны пополнилась значительно больше, шире, глубже, чем за последние тридцать лет.
Палех, Холуй и Мстера
На выставке «Государственный музей Палехского искусства в годы Великой Отечественной войны» посетителей ожидают 66 экспонатов кисти палехских мастеров, художников Холуя и Мстёры, иконы, скульптура Н.В. Дыдыкина, живопись Андрея Корина, ивановского художника Михаила Пырина.
На чем же основан именно такой отбор работ в данном проекте? А связан он с тем, что на очень короткий период наш музей получил статус Республиканского. Он стал называться Республиканским Государственным музеем народного изобразительного искусства. Это было в 1943 году. Перед музеем были поставлены задачи заниматься пропагандой не только палехского искусства, но также искусства Холуя и Мстёры в масштабе РСФСР. Был повышен бюджет. Музею необходимо было организовать несколько масштабных выставок, в том числе и передвижных по крупным городам России. В то время в Москве у сына В.М. Васнецова была приобретена одна из лучших икон в коллекции музея «Василий Блаженный» XVII века.
Все представленные на выставке произведения взяты из фондов музея. Значительная часть работ экспонируется впервые.
Конечно же, есть работы, участвовавшие в крупных Всесоюзных и областных выставках военного времени. Среди них шкатулка И.П. Вакурова «На смерть поэта», шкатулка Ф. Клюшкиной «Мороз красный нос», шкатулка Н.Ф. Вихрева «На запад» (выставка «Победа» в Москве 1945 г.), холст А.А. Дыдыкина «Микула Селянинович» (выставка «Народное творчество» 1943 г. в Иванове).
Сюжеты представленных на выставке работ самые разнообразные: сказки, былины, произведения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, А.М. Горького, Н.А. Некрасова. Много композиций на военную и историческую тему.
Реставрационная мастерская
Большая часть участвующих в выставке работ имеет хорошую сохранность. К сожалению, некоторые экспонаты не представлены как раз по причине невозможности провести реставрационные работы силами нашего музея. В связи с этим актуален раздел выставки, посвященный истории реставрации экспонатов в годы войны.
При музее в годы войны действовала своя реставрационная мастерская. В Палехе реставрацией музейных икон в военное время занимались опытные мастера Иван Васильевич Белоусов (1941 г.) и Павел Львович Парилов (1944 г). При этом выделялись деньги на то, чтобы лучшие работы реставрировались в Москве, в Государственной Третьяковской галере. Среди них средник нашей знаменитой иконы «Николай Чудотворец в житии и чудесах», «Не рыдай Мене Мати» Ильи Балякина, «Деисус» XVI века.
Возможно ли сравнить организацию выставки сегодня и в годы ВОВ?
В первую очередь, можно обозначить отличие организуемых выставок сегодня и в годы ВОВ в целях и задачах.
Выставка в музее в годы войны выполняла, в первую очередь, пропагандистскую, агитационную функцию, ее задачей было повышение патриотических настроений, боевого духа населения.
Сегодняшняя выставка – это результат интенсивного поиска документальных источников, изучение собственных фондов, выезд половины сотрудников в Ивановский государственный архив, чтобы как можно больше просмотреть архивных документов, поиск фотоматериалов, печатных изданий. Кстати, в результате поисков, удалось обнаружить уникальный материал о директоре музея в годы войны Константине Иннокентьевиче Померанцеве. До этого мы знали только фамилию и инициалы.
А проблемы по устроению выставки, как ни странно, одни и те же. Как, имея очень ограниченный бюджет, создать единый этикетаж, оформить витрины и графику в едином ключе.
Правила посещения
В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией многие сферы нашей жизни были вынуждены обратиться к дистанционным формам работы. Не стал исключением и Государственный музей Палехского искусства – создаются виртуальные выставки, видеоэкскурсии.
Для тех, кто хочет ознакомиться с выставкой «Государственный музей Палехского искусства в годы Великой Отечественной войны», но не может посетить сейчас музей, на официальном сайте ГМПИ уже размещена виртуальная выставка, найти которую можно в разделе «Виртуальный музей» – «Выставки». Хочется отметить и тот факт, что виртуальная выставка будет дополняться теми произведениями, которые в силу разных причин не были включены в экспозицию выставочного проекта, что означает возможность знакомства с новыми страницами в истории музея, искусства Палеха и для тех посетителей, которые познакомились с экспозицией в залах музея.
Выставка будет работать до середины августа. Ее посещение входит в стоимость входного билета в Музей лаковой миниатюры. Важно помнить, что в настоящее время посещение музея возможно лишь в масках и перчатках. Приобщайтесь к культуре и будьте здоровы!
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.