Артур Фокин: «Если есть выбор, лучше оставаться дома»
Основной темой для обсуждения в Ивановском регионе остается ситуация по коронавирусу. Исчерпывающую информацию любой желающий может получить из официальных источников. Это сайты Всемирной организации здравоохранения, правительства Ивановской области, департамента здравоохранения, роспотребнадзора.
Директор департамента здравоохранения, представитель регионального штаба по коронавирусу Артур Фокин, отвечая в своих выступлениях на самые актуальные вопросы по эпидситуации, делает акцент на сознательности каждого жителя области, призывает правильно расставлять приоритеты, не делать поспешных выводов. С самого начала карантинных мероприятий, в регионе действует один из самых жестких регламентов, тогда как в других регионах ограничения постепенно снижают. Ситуация начала ухудшаться 16 марта. Те меры, которые предпринимала власть, были направлены на то, чтобы не допустить роста числа больных. Не пора ли все у нас прекращать и начать нормальную жизнь, как было до этого? Россия, Ивановская область в том числе не вышла в «лидеры» ни по показателям заболевших, ни по смертности. Достичь этого удалось, в первую очередь, благодаря сознательности граждан. Таково мнение Артура Фокина. Он убежден, что сейчас рано расслабляться. Сказались несколько месяцев всевозможных ограничений, смена образа жизни, ушло чувство тревоги и опасности.
Время покажет
Еще на прошлой неделе регистрировалось по 100 заболевших в день. Нарушение режима самоизоляции, расширение круга контактов, майские праздники давали такой прирост. Последняя статистика говорит о небольшом снижении случаев заболевания. Но о стабильности пока говорить рано. 12 мая закончился режим выходных дней, люди вышли на работу и в этих условиях им была предложена новая модель поведения. Обязательными для личной гигиены стали маски и перчатки, строго отслеживается соблюдение круга контактов.
Чтобы понять, насколько эффективно это работает, нужно время. При десятидневном инкубационном периоде заболевания, начиная с 22 числа, будет видно, насколько эффективно жители Ивановской области научились жить и работать в новых условиях. Пойдет ли заболеваемость вверх, или продолжит снижаться, это и будет предпосылкой к ослаблению карантинных мер или их усилению.
«Помимо тех статистических констант, которые мы учитываем при принятии тех или иных решений, это коэффициент распространения инфекции, уровень тестирования, число свободных коек и еще много других, – комментирует Артур Фокин. – Не столько важно количество развернутых коек, а их мы можем увеличить до нескольких тысяч, сколько важна концентрация кадров, которые смогут лечить людей, концентрация медицинского оборудования и недопуск лавинообразного роста числа случаев».
По словам директора здравоохранения области, все достаточно неплохо в области и с тестированием. «Мы изначально расширили группы, которые тестируем. Не каждый регион тестирует всех заболевших с респираторными инфекциями. Мы пошли на это и увидели в этой группе людей достаточно большое количество коронавирусных пациентов – 6,6%. Это много. И что это нам дает. Мы выявляем людей с легкой формой. Людей, которым можем помочь преодолеть эту болезнь дома, не дожидаясь развития тяжелых осложнений, таких как пневмония».
COVID-19 или грипп?
На сайте Всемирной организации здравоохранения можно найти информацию от марта 2019 года: ежегодно гриппом и его вариантами болеют в мире около миллиарда человек. До пяти миллионов – это тяжелые случаи. От осложнений умирают от 200 до 350 тысяч человек. По одним из последних данных в мире, больных коронавирусом 4,7 миллиона, умерли около 316 тысяч человек. Так ли оправдано внимание к COVID–19?
По мнению Артура Фокина, грипп хорошо изучен. Существуют институты гриппа, изучаются его штаммы. Разработана вакцина. У гриппа и COVID разная клиническая картина. Для лечения гриппа назначается специальная терапия, способная этот вирус полностью убить. Умирают не от гриппа, а от его осложнений. Они наступают только в крайнем случае. А с коронавирусом все по-другому: от момента первых клинических проявлений до тяжелейшей пневмонии фактически несколько дней.
«Мало изучен вопрос иммунитета к коронавирусу. Антитела могут быть как в острый период болезни, так и спустя месяц могут быть максимально активны. Но никто не изучал длительность наличия этих антител. Слишком малый период наблюдения. Уже зарегистрированы случаи повторного заражения. Человек вылечивался, начинал вести обычный образ жизни и снова заболевал коронавирусом» – считает директор департамента.
В каком случае диагноз коронавируса будет считаться причиной смерти, если имели место быть другие заболевания? Не подменяет ли один диагноз другой? Артур Фокин считает, что причинно-следственная связь в этих случаях устанавливается точно: «В Ивановской области 17 случаев смертельных исходов по диагнозу коронавирус. Всем умершим в перепрофилированных госпиталях проводится вскрытие. Только патологоанатом на вскрытии может непосредственно увидеть, что явилось причиной смерти. Если человек с диагнозом коронавирус умирает, скажем, от сердечно-сосудистой недостаточности, то причина смерти будет его основное заболевание, а коронавирус запишут как сопутствующее заболевание. В список умерших от коронавируса он не попадет. Если же у человека нет никаких изменений в организме, но есть тяжелейшая двусторонняя пневмония и фактически отсутствуют легкие, естественно причина смерти будет стоять – коронавирус. Если сопутствующие заболевания были, они все будут прописаны именно как сопутствующие.
Тесты и маски
Делать или нет коммерческие тесты? Ряд жителей области готовы делать тест за тестом. К сожалению, в этом случае люди не понимают, что тест не гарантирует защиту. Его надо делать, когда, к примеру,человек попадает в какую-то целевую группу, где риск выше. Чем лишний раз сдавать, лучше минимизировать свои контакты с внешним миром. Ведь тест – это тоже контакт. Тестирование – сложнейший вид лабораторной диагностики, выявляющий генетический материал вируса. Могут быть погрешности, вызванные тем же качеством забора материала.
Сейчас налажена продажа первичных средств защиты от вируса. Маски продаются в аптеках, магазинах. Но приобретение их на семью из трех-четырех человек требует определенного бюджета. Сайт Всемирной организации здравоохранения предостерегает, что ношение маски здоровым человеком может создать ложное впечатление защищенности в ущерб дистанции, гигиены рук. «Маска – это не панацея, – соглашается специалист. – Наша задача – научить людей правильно пользоваться теми средствами защиты, о которых мы говорим. Есть ряд правил ношения той же маски, чтобы она не превратилась в рассадник инфекции. В сумме с другими мерами профилактики процент защиты увеличивается».
Все еще сохраняется вероятность того, что сценарий, по которому будет развиваться распространение инфекции, будет неблагоприятным. Крупные больницы могут также закрываться на карантин. Поставит ли эта ситуация в тупик здравоохранение?
«У нас все, за редким исключением «эксклюзивных» специалистов, таких как челюстно-лицевые хирурги, специалисты сосудистой нейрохирургии, продублированы, – отмечает Артур Фокин. – Однако, когда выходит из строя то или иное медицинское учреждение, ты понимаешь его истинную значимость. Так было с областной клинической больницей. Когда она «ушла» на двухнедельный карантин, это были не лучшие дни в моей жизни и жизни тех людей, которые отвечают за маршрутизацию больных в медицине. Всё приходилось регулировать в ручном режиме. Сейчас на карантине находится 7-я городская больница. Больница большая, и период ее выхода из строя для нас тоже не простой, но мы справляемся.
Коек нам хватит, если не будет массового поступления больных. Сейчас свободно 233 койки. Если этого будет недостаточно, значит, мы в соответствии с нашим планом, перепрофилируем еще одно медицинское учреждение. Мы готовы увеличить количество коек до 1153».
Медики получают
Несколько дней назад медикам были начислены доплаты, которые указаны в правительственном постановлении, о которых говорил Президент. Медики говорят, что кому-то не доплачивают, кому-то не платят вообще.
Директор департамента здравоохранения комментирует: «Есть два постановления. В одном говорится о доплатах за работу с группой риска (до 23 тысяч рублей), в другом о доплатах за работу с больными (до 80 тысяч рублей). На 1 мая у нас было 403 случая заболеваемости ковидом. Выплаты получат только те, кто с ними работал, а все остальные не получат?
Никто никого не пытается лишить положенных выплат. Это федеральные выплаты. Это постановление правительства Российской Федерации. Мы всё начисляем в соответствии с формулировками этих постановлений.
Сейчас цифры уже больше, чем были озвучены на брифинге. По первому постановлению выплаты получили 3131 человек, по второму 1415. Мы начислили заработную плату медикам по действующему на тот момент постановлению правительства, считая факт отработки дней. 15 числа в постановления были внесены изменения. Как только до нас довели деньги, мы сразу перечислили выплаты уже по-новому, без факта отработки времени.
Те, кто отработал с больными ковидом 10 смен, и те, кто одну, получат одинаково – в данной ситуации мы только исполняем те решения, которые изложены в документах. Мы не можем от этого отклониться».
P.S. Мнение директора департамента здравоохранения Артура Фокина – вторая волна коронавируса неизбежна. Он дает несколько советов, как себя к этому готовить. «Сейчас нужно принять то, что победа над вирусом не будет быстрой. К привычной жизни вернуться удастся не скоро. Надо учиться жить в новых условиях, правильно пользоваться средствами защиты, внутренне адаптироваться. Нужно заботиться об иммунитете. Прогулки на свежем воздухе разрешены. Если с иммунитетом есть проблемы – это повод встретиться с лечащим врачом и выработать грамотную стратегию лечения. Заниматься самолечением и бесконтрольно принимать витамины нельзя. Витамины нужны, но принимать их нужно осторожно, консультируясь с врачом».
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.