Учитель – профессия творческая
В этом номере, дорогие читатели, мы познакомим вас с молодым специалистом, приехавшим работать к нам в Палех. Все мы знаем, как нужны современной школе молодые учителя, талантливые, творческие, деятельные и многогранные.
Чем интересна героиня нашего рассказа? Чем привлекательна для нее работа в школе? Об этом читайте далее.
Александра Николаевна Тенина, учитель Палехской средней школы – тот самый преподаватель, которого принято называть «молодым и перспективным». И перспективы действительно есть. Александра Николаевна обладает одним из важнейших качеств, необходимых современному педагогу – это желание работать, влюбленность в свою профессию.
От военной академии до педагогического вуза
О том, почему она выбрала именно эту профессию, Александра рассказывает как о чем-то предопределенном еще в детстве. Ведь родилась и воспитывалась она в учительской среде: мама, папа, дедушка, свекровь были педагогами, да и младшая сестренка решила продолжить династию и поступила в педагогический. «Нашим семейным праздником всегда был День учителя, – вспоминает молодой педагог. – С детства я видела эту работу изнутри, и, как это водится, многие мне пророчили карьеру учителя».
Так и случилось. Несмотря на подростковую нерешительность и желание пойти наперекор всему свету девочка Саша в последний момент забрала документы из военной академии и подала их в Шуйский филиал Ивановского государственного университета, что по ее оценке – одно из самых верных решений в жизни.
Родилась Александра Тенина в городе Южа, после окончания местной школы поступила в вышеупомянутый университет на историко-филологический факультет по специальности «История и география». Окончила его в 2020 году с отличием.
На вопрос, почему она выбрала именно это направление, отвечает, что на самом деле и во время обучения, и во время работы стало очевидно, что история и география очень тесно связаны. История – это наука о времени и пространстве, а география – о пространстве и времени. И владение знаниями этих двух дисциплин очень помогает в работе.
В общей сложности педагогический стаж нашей героини насчитывает порядка двух лет, из которых можно выделить недолгую работу в одной из школ г. Шуя и преподавание в Палехской средней школе.
О переезде в Палех
«В Палех переехала жить к супругу. Преддипломную практику проходила в Палехской школе и, наверное, хорошо себя зарекомендовала, так как Галина Александровна Фомина предложила мне стать частью этой школы. Я с большой благодарностью и радостью приняла это предложение. Хорошо помню мой первый рабочий день 28 августа 2019 года, когда я пришла на первый в своей жизни педсовет и нас, молодых педагогов, которые только начинали работать, тепло встретили коллеги.
Имея опыт работы и в городской, и в сельской школе, могу сказать, что в сельской есть ряд преимуществ. Во-первых, здесь совсем другие дети, они более дисциплинированные, более уважительны к педагогу, у них более глубокие знания, иное восприятие самого процесса обучения. Возможно, это связано с тем, что поселок маленький и все друг друга знают. Во-вторых, атмосфера в Палехской средней школе сильно отличается от городской школы – чувствуется везде заботливая рука, видно, что педагогический коллектив дружный и сплоченный».
И действительно, один из важных аспектов любой организации или предприятия – это люди. А в Палехской школе педагогический состав сильный – на них хочется равняться и самосовершенствоваться. Молодых педагогов там поддерживают и с удовольствием делятся опытом.
К каждому ученику – свой подход
Стиль преподавания у всех педагогов разный и каждый в своей «копилке» имеет определенный «набор инструментов» и методов работы с детьми. Сменяются поколения, и меняется подход к детям. У Александры Николаевны относительно небольшая разница в возрасте со старшеклассниками, но она уже сейчас отмечает различия в мышлении и восприятии окружающего мира у, казалось бы, близких друг к другу поколений. И она придерживается мнения, что школа должна меняться соответственно детям.
«Да, современная школа претерпевает большие изменения, и не все педагоги этому рады, но, на мой взгляд, это положительный момент, потому что классической «Марии Иванне», которую мы все помним из школы, намного сложнее сейчас найти общий язык с подростками. Ведь учитель сегодня уже не является основным источником знаний для детей, мы живем в веке доступности информации, и учитель должен стать, скорее, наставником, проводником ребенка в этом огромном мире. Я придерживаюсь подхода, что дети должны учиться самостоятельно, а учитель направлять их в нужное русло. У ребенка должна быть творческая свобода и нельзя замыкать его в рамках своего предмета, потому что у всех учащихся разные способности и это надо учитывать. К счастью, география, которую я преподаю, располагает широким спектром таких заданий за счет метапредметных связей. Важно иногда смотреть на свой предмет под разными углами и прислушиваться к каждому ученику», – говорит А.Н. Тенина.
Трудовые будни педагога
Работу педагога можно условно разделить на три части: подготовку к урокам, проведение уроков и заполнение различной документации. А.Н. Тенина выделяет еще одну важную, по ее мнению, сторону – время на общение с детьми: «На мой взгляд, учитель, особенно классный руководитель, должен быть эмоционально доступным для детей, чтобы они могли подойти к нему со своими проблемами, переживаниями. Только выстроив канал доверия возможно эффективно давать им знания. Конечно, не без соблюдения субординации».
Основная работа Александры Тениной связана с обучением адаптивного класса по отличной от основной школьной программе, что не вызывает у молодого педагога сложностей, скорее наоборот – есть интерес и желание уделить пристальное внимание этому направлению работы. Тем более, что изучение так называемого инклюзивного образования привлекло ее внимание еще в период обучения в вузе.
«Я очень люблю свой класс, у меня замечательные дети, они очень талантливые, открытые, каждый – уникальная личность, и работа с ними доставляет мне только удовольствие», – отмечает она.
«Хочу, чтобы детям было интересно»
«Вся моя работа – это творчество, каждый урок не похож на другие, – делится педагог. – И место творчеству есть в каждом уроке – и при подготовке, и при постановке домашнего задания, и в проектной деятельности, разумеется. Когда ты ищешь подход и ключик к каждому отдельному ребенку, ты не только можешь, ты должен проявлять свое творчество. Ведь профессия учителя предполагает перевоплощение в различные роли – и судьи, в решении спорных вопросов между детьми, и врача, и актера, и, конечно же, мамы, ведь ребята проводят большую часть времени в школе».
Александра Тенина отмечает: «Я эмоционально подвижный человек и все мои уроки сопровождаются мимикой, жестами, я всегда очень глубоко погружаюсь в атмосферу урока. Я же еще и историк, а разные исторические периоды переживаешь по-разному. На своих уроках стараюсь поддерживать динамичную рабочую обстановку, подразумевающую творчество детей в том числе, будь то желание сделать какой-то проект или пожелание рассказать подробнее о том или ином факте».
Важно отметить, что молодой педагог в рамках учебного процесса проводит уроки на открытом воздухе, водит детей на экскурсии и прививает им любовь к природе.
Легко ли быть молодым педагогом?
«Быть учителем вообще нелегко, не только молодым, – говорит Александра. – Конечно, есть свои сложности именно у молодых педагогов – это то, как тебя воспринимают дети, очень важно правильно себя поставить изначально, чтобы они воспринимали тебя как наставника, видели в тебе авторитета. Бывают сложности во взаимоотношениях с родителями учеников, которые почти все меня старше. Я считаю, что эти сложности вызваны сформировавшимися школьными стереотипами. Мне повезло, с родителями моего класса у нас доверительные отношения, они положительно и адекватно воспринимают мою работу.
Конечно, есть вещи, которые я не могу себе позволить: если мои сверстники могут покрасить волосы в розовый цвет и носить «рваные» джинсы, то для учителя, тем более учителя в маленьком поселке, это в некотором смысле табу.
При этом учитель все-таки должен давать понять детям, что он тоже человек, у которого есть свои интересы и увлечения, пусть даже не связанные с его деятельностью».
О наградах – материальных и духовных
В студенческие годы Александра Николаевна активно участвовала в общественной жизни университета: принимала участие в конкурсах, писала научные публикации, и это был весомый вклад в ее будущую профессиональную деятельность. Из значимых побед она сама отмечает участие во Всероссийской педагогической олимпиаде, в которой стала лауреатом в номинации «Педагогическое искусство».
«Но важнее лично для меня, – говорит А.Н. Тенина, – когда мои ученики справились с контрольной работой всем классом, когда ты научила их чему-то и они понимают этот предмет. Когда твой урок стал получаться у тебя чуточку лучше, когда ты видишь, что детям интересно то, о чем ты с ними говоришь. Вот это, на мой взгляд, самая большая победа.
На сегодняшний день принимаю участие в конкурсе классных руководителей, надеюсь, что в конечном итоге, опубликую свою методическую разработку».
Йога, вышивка, пение
Какие же хобби у героини нашей сегодняшней статьи? А хобби у нее разнообразные. Как отмечает сама Александра, ее привлекает активный отдых – часто бывает на природе, которая вдохновляет девушку и заряжает энергией, любит заниматься спортом – фитнесом, велопрогулками, недавно открыла для себя йогу. Помимо активного отдыха молодой педагог занимается рукоделием, любит готовить, изучает популярную научную литературу, статьи и журналы, чтобы быть в курсе последних новостей и делиться со школьниками актуальной и научно-подтвержденной информацией, а также по возможности уделяет время детскому увлечению – пению в церковном хоре. Одним словом, столь всесторонне развитый человек не может не быть примером для подрастающего поколения!
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.