Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

29.03.2019 09:38 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13 от 29.03.2019 г.

Все пути ведут в «Кладезь»

Автор: А. Сиротина

Хорошее старое, доброе, русское слово кладезь, пожалуй, сегодня услышишь не часто. Но только не в Палехе. Потому что здесь оно прежде всего ассоциируется с популярным квартетом песни, с которым знакомы здесь все, от мала до велика.

Группа была создана в мае 2011года. Тогда новорожденный палехский коллектив пригласили выступить на фестивале моды «Льняная палитра» в Плесе. Даже само по себе название «Кладезь» родилось в дороге, его предложил Виктор Юсков. Это выступление можно считать дебютом, а потом – быстрый взлет популярности. Все четверо членов коллектива выросли из прославленного уже к тому времени ансамбля народной песни «Палиха» под руководством Марины Кочетковой. Она же возглавила и новый ансамбль. Почему решили «отпочковаться» (не прерывая выступлений в составе «Палихи»)? Просто на тот момент почувствовали, что востребован новый формат, который позволял бы расширить репертуар. Появилось много интересных песен, которые не вмещались в рамки исполнения ансамблем народной музыки. Многие были написаны Виктором Юсковым, а аранжировку к ним сделала Марина Кочеткова. Кроме них в состав коллектива вошли Ольга Пименова и Александр Салапин. А так как все были приверженцами многоголосья, нравилось петь на четыре голоса, решили не уходить от красоты многоголосья. Оправдывая свое название «Кладезь» гармонично вместил в себя множество песенных жанров. Ему с восхищением рукоплескали и любители задорной народной песни, и почитатели эстрады 70 – 80-х годов, чьи сердца изнывали от ностальгии, и приверженцы серьезной патриотической песни.

Сразу стало ясно, что ансамбль родился с легкой руки, к тому же все четверо исполнителей – опытные музыканты, влюбленные в свое дело. Одно за другим посыпались приглашения на выступления. Концерты и конкурсы в Фурманове, Лежневе, Комсомольске, Наволоках, Пестяках, Юже, Решме, Иванове, соседней Костромской области – Волгореченске и Заволжье. Выступали на Тихвинской ярмарке и фестивале «КухонЪ», на презентациях книг, днях городов и сел. Словом, легче перечислить, где палешане не побывали. И всюду выступления проходили на волне успеха. Вот, например, одно из Благодарственных писем с оценкой таланта музыкантов: «Департамент культуры и культурного наследия выражает вам искреннюю благодарность за активное участие в подготовке и проведении на высоком качественном уровне областного фестиваля национальных культур «Диалог культур: к миру и согласию». Выступление вашего коллектива стало украшением фестиваля, прекрасным прологом его художественной программы. Народные песни, песни современных композиторов России в вашем исполнении заново открыли для многих участников фестиваля – представителей разных национальностей – разнообразие и многогранность национального песенного искусства, широту русской души, дали возможность припасть к самым истокам подлинно народной культуры. Талант и мастерство самодеятельных артистов покорили абсолютно всех гостей праздника и оставили в их сердцах незабываемые впечатления. Желаем вам новых творческих успехов и достижений, жизненных удач, несмолкаемых аплодисментов зрителей».

«Кладезь» неоднократно участвовал и становился победителем в конкурсах и фестивалях «Волжские зори» (Пучеж), «Славим Россию» (Иваново), «О мужестве, о доблести, о славе» (г. Южа). В 2016 году на фестивале-конкурсе «Песенная россыпь Родников» (г. Родники) получил гран-при.

Разумеется, что не менее востребован квартет и в родном Палехе. Ярмарки, дни поселка, школьные межмуниципальные фестивали, куда съезжается много гостей, профессиональные праздники, юбилеи организаций и учреждений – всюду «Кладезь» – желанный и званый гость. Вспомнить хотя бы приезд в Палех Деда Мороза из Великого Устюга. Это было яркое событие, а встречали сказочного Дедушку, пели ему Величальные песни и участвовали в представлении артисты ансамбля «Кладезь», что, конечно, придало празднику особый колорит.

Не так давно у Палеха появился свой гимн. Автор стихов и музыки Виктор Юсков, аранжировка Марины Кочетковой. Теперь он стал гордостью и визитной карточкой нашего поселка и звучит в дни ярких событий и праздников на палехской земле, прославляя ее красоту.

Сейчас артисты готовятся к выступлению на фестивале «Соловушкино раздолье», который состоится в Иванове в начале апреля. Конечно же, земляки будут болеть за них и горячо желают удачи и новых поклонников.

25 марта музыканты отметили свой профессиональный праздник, с чем мы их от души поздравляем. Накануне мы попросили рассказать нашим читателям о том, каким все же был их путь на сцену, какие обстоятельства и люди повлияли на их жизненный выбор. У каждого из музыкантов своя большая музыкальная история, которая, как правило, берет начало в далеком детстве.

Марина Кочеткова

Марину Кочеткову, наверное, уже можно назвать легендой палехской культуры. Этим неутомимым человеком столько сделано для развития музыкальной среды в Палехе, что приходится только удивляться, как такое по силам представительнице слабого пола.

Марина в 1984 году окончила Ивановское музыкальное училище, а в 1986 приехала в Палех, как оказалось, навсегда. Начала работать руководителем народного хора, организовали группу «Палешаночка».

Но вся история, которая происходила до этого момента, собственно была путем к своей цели, которая и реализовалась именно здесь.

Марина выросла в музыкальной семье. Папа джазовый музыкант. Мама Ольга Мякишева – заслуженный работник культуры. Отчим Александр Мякишев – известный ивановский поэт, фольклорист. Брат Илья и сын Кирилл – тоже музыканты, закончили училище культуры.

Помимо народного хора Марина вела хор художников при художественных мастерских. 12 лет пела в вокальном квартете «Сентябрь» Дома культуры, в вокальном трио «Окраина», этими коллективами руководил палехский бард Артем Щукин.

Ее официальным местом работы был и ресторан «Палех», где она сольно и вместе с коллегами пели 20 лет, даря людям праздники и хорошее настроение.

18 лет назад создала и по сей день руководит хором ветеранов «Живи, родник», 10 лет – студией детского вокального пения «Радуга» при ДК. Вырастила молодую смену, много сил и времени посвящая юным талантам.

7 лет работает в детской школе искусств – преподавателем хоровых дисциплин, сольфеджио, фортепиано.

Да, ее время расписано по минутам. В плотном графике совсем мало времени для отдыха. Когда я спросила ее (на всякий случай), есть ли какие-то еще интересы в ее жизни, кроме музыки и пения, ее коллеги дружно ответили за нее – любит путешествовать. Но, как оказалось, и в путешествиях Марина Владиславовна всегда думает о работе. Например, из поездки в Тунис привезла в свой клуб тунисский барабан. Экзотический инструмент очень пригодился на выступлениях.

Виктор Юсков

Как и его коллег по коллективу, Виктора Юскова песенная атмосфера окружала с детства. Он родился на Южном Урале, недалеко от Оренбурга. В семье любили пение. Когда в праздники родственники и друзья собирались за столом, много пели. Может быть, время такое было, когда на застольях не пили, а пели.

Пели акапельно, причем голоса подбирали сходу. И эта раскладка на голоса происходила у маленького Вити на глазах, всегда удивляла и восхищала. Создавалось впечатление хорошо отрепетированного выступления, а на самом деле все происходило спонтанно. Люди менялись, а пение было всегда слаженным и стройным. И эта культура, народная, распевная, многое определила в будущей жизни любознательного мальчика.

Семья была творческой. Папа гармонист, еще и художник-самоучка, мама и бабушка очень красиво пели. Витя тоже пытался освоить гармонь, но как-то больше нравилось слушать и подпевать.

И еще мальчишке все время хотелось научиться играть на гитаре. А гитару в то время, в 70-е годы, было очень сложно купить. И однажды, когда с художественной школой Витя поехал в путешествие по стране, (маршрут школьников проходил через Москву, города Белоруссии и Прибалтики), он в Друскининкае (курортный городок на юге Литвы) купил гитару. Это было событие! Пусть эта первая гитара была маленькой, дамской, но свои первые опыты игры будущий музыкант постигал на ней.

В школе пел в хоре, и это тоже приносило радость душе.

Когда пришло время думать о выборе профессии, все-таки остановился на том, чтобы стать художником. Так и попал в Палех в 1981 году. Жизнь в Палехском художественном училище, куда он поступил, была очень интересной и оживленной – столько собралось здесь увлеченных и одаренных людей. Кроме всего, здесь был театр эстрадных миниатюр. Виктора сразу вовлекли в эту деятельность. Спектакли, которые ставили ребята, пользовались огромным успехом. Там Виктор Юсков познакомился с Михаилом Ларионовым, который учился на три курса старше, и он во многом научил играть на гитаре.

На первом курсе организовался вокально-инструментальный ансамбль, места на гитаре Вите не хватило, и он играл на ударных. Студенческий ВИА сопровождал все праздники, танцы до самого окончания училища. Иногда играли и в Палехском клубе. Ансамбль назывался «Форвард — 5», потому что ребят было пятеро.

Потом играли различные джазовые вещи. Необыкновенно одаренный и мастер на всякие неожиданные идеи, Михаил Ларионов создал ансамбль «Белый понедельник», где Виктор тоже играл. Студенты давали концерты, которые молодежь очень любила. Часто играли около городской бани в Палехе, там была хорошая акустика. Выступали в училище, в художественных мастерских, ездили выступать в Шую, увлекались джазом. Вдохновение давало и участие в фестивале «Студенческая весна». Свои первые песни Виктор написал в ПХУ. Ему нравилось подбирать музыку на стихи известных поэтов Гумилева, Ахматовой, Рождественского… Позднее стал сам пробовать писать тексты для своих песен, и это занятие очень увлекало.

Когда пошел в армию, там не было возможности заниматься на гитаре, но все равно сочинял, и эта музыка жила в нем. После службы вернулся в Палех, его пригласили петь в хор «Палешаночка». Так началась многолетняя дружба с Палехским Домом культуры.

Виктор принимал участие в поездках агитбригады. С бригадой он ездил еще со студенческих времен. Тогда это попросту кормило. На селе всегда хорошо угощали, мало того платили за выезды по 5 рублей, и это были тогда большие деньги для студента.

После армии появилось много песен собственного сочинения, которые исполнял под гитару и на сцене, и в кругу друзей. Пригласили участвовать в театральные постановки, которые ставили на сцене клуба. Было интересно.

Когда на сцену Палехского ДК вышел вновь созданный ансамбль народной песни «Палиха», Виктор со всей душой влился в этот большой творческий коллектив и стал его неотъемлемой частью. А вскоре его талант не только петь, но и сочинять пригодился в «Кладезе».

Ольга Пименова

В гитару Ольга влюбилась с детства и в 12 лет научилась играть сама. Ее ранние годы прошли в селе Крутцы. Недалеко от их семьи жили цыгане. Они играли и пели. Этот задор цыганской песни, по ее признанию, до сих пор в ней жив.

В селе действовал детский отряд «Сорванцы», которым руководила Софья Михайловна Родикова. Ребята разучивали стихи, песни, танцы и ездили выступать на полевые станы и в красные уголки животноводческих ферм, где им труженики села были всегда рады.

Если бы не заболела музыкой, когда ее покорил пугачевский «Арлекино», возможно, стала бы бесстрашной разведчицей или стюардессой – и об этом грезилось в детских мечтах. Но все это ушло на второстепенный план, и выбор пал на Ивановское училище культуры. Любовь к музыке привела ее на дирижерско-хоровое отделение, которое успешно закончила в 1987 году. Позднее продолжила учебу на факультете культурологи в ШГПУ, получив в университете высшее образование.

Ее сценическая карьера начала успешно строиться на сцене Палехского Дома культуры, куда она пришла в качестве художественного руководителя в 1991 году, до этого недолгое время проработав в Подолинском сельском клубе, где вела взрослый и детский хоры.

Пела в фольклорной группе «Палешаночка», которую создала Марина Кочеткова. Затем были коллективы «Окраина» и «Палиха». И еще новые грани ее таланта открыл для зрителя «Кладезь».

В трудовой книжке Ольги Пименовой всего одна запись о месте работы. Любимому делу она служит уже 31 год. По прежнему любит свою профессию и предана ей без остатка.

Александр Салапин

Профессия еще одного участника ансамбля «Кладезь» – Александра Салапина в палехской художественно-музыкальной среде звучит загадочно – техник холодильных установок. Однако, это отнюдь не мешает его творческой реализации.

Когда-то он тоже мечтал стать художником. Даже трижды поступал в Палехское художественное училище, но в то время это были огромные конкурсы, Палех гремел на всю страну, и стать студентом ПХУ было делом непростым. В конце концов, махнул рукой и в 1978 году уехал учиться в Костромской техникум, где и приобрел свою профессию.

Впрочем, вскоре понял, что это не его дело, и оно не приносит никакого удовлетворения. Вернувшись в родной Палех, стал работать в «Сельхозтехнике», а вечера и выходные посвящал любимой гитаре. Как и Ольга Пименова, Александр еще в юные годы научился играть на гитаре самостоятельно. Благо, в поселке было много музыкантов и было кому подражать, хотя юноша, конечно, искал свой путь, увлекаясь популярными в то время ансамблями – как «Машина времени» Макаревича, «Цветы» Стаса Намина и множество других звездных коллективов.

Еще работая в «Сельхозтехнике», стал играть в ансамбле при ДК, в 1986 году перешел на работу в клуб, выступал в коллективах и как солист. Александру всегда нравился фольклор, поэтому, когда организовалась «Палиха», его талант и его яркая внешность очень пригодились в новом коллективе, так же, как и впоследствии в «Кладезе».

Если выдается свободное время, на досуге любит слушать классическую музыку, в первую очередь, Баха и Шопена. Еще одна его любовь и еще одна грань таланта – резьба по дереву. Работа с резцом приводит в порядок мысли, дарит отдых от суеты и житейских забот.

Свою любовь к музыке надеется передать внукам. Младший внук Александра в свои 5 лет уже тянется к пению. Как знать, может быть, пройдет еще несколько лет, десятилетий, и в состав обновленного «Кладезя» войдут внуки сегодняшних музыкантов, которые также будут любить песню и дарить свои таланты зрителю.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

166