Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

13.04.2018 10:48 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 13.04.2018 г.

«Вот – я полирую, вот – наш цех… золотое время!»

Автор: Е. Лакеев

Постучав в дверь квартиры одного из «домов художников» на улице Толстого, я принялся ожидать Аллу Ивановну. На секунду я представил себе даму почтенного возраста, неторопливо идущую открывать, но в этот момент дверь отворилась и передо мной появился совсем другой человек, точнее это была Алла Ивановна, и она была с палочкой, но выглядела она очень молодо и вела себя… бодро. По-другому и не скажешь!

Алла Ивановна Лузгина – человек, который отдал работе в палехских художественных мастерских большую часть своей жизни. Трудилась она не художником, а мастером полировки расписанных работ. До того хорошо научилась «доводить» шедевры местных художников до товарного вида, что клиенты не оставляют ее в покое и по сей день. Пока шла наша беседа, знакомая Аллы Ивановны принесла ей шкатулку. «Выручаю, – говорит героиня моего рассказа. – Дочери-художнице помогаю, внучке – она тоже художник. Да и внук – художник, но тот по иконам». Мы решили встретиться накануне юбилея Аллы Ивановны, чтобы вспомнить «золотое время» для многих поколений палешан – годы, когда легендарные палехские мастерские были главной местной достопримечательностью.

Работники цеха полировки: Н. Киселева, В. Пиликина, А. Лузгина.

SSI error

– В Москву было принято именно за колбасой ездить?

– Люди ведра брали с собой, везли все подряд. Мясо, одежду, туалетную бумагу. Возвращались обратно наперевес с «ожерельем» из бумаги. Мне потом искусствовед Людмила Князева призналась: «Алла, не забуду, как ты выходила из автобуса, туалетная бумага на шее перевесила, и ты свалилась в кювет». Смеху-то было! (смеемся).

Везли все. Помню, как дочь попросила меня перед очередной поездкой привезти ей подарок. И вот, смотрю в Москве, универмаг и большая очередь. Народ стоит за туфлями. Ой, как я умоляла, чтобы мне без примерки продали. Марина тогда уже в училище поступила. Я приехала ночью, а утром она просыпается, а на столе – стоят новые туфли. Сколько было радости! Подошли, долго носила.

– Неужели нельзя было купить где-то поближе?

– Ни в Палехе, ни в Иванове ничего нельзя было достать. А потом нас как передовиков иногда специально возили на концерты, на экскурсии. Жили мы интересно. В мастерские приезжал Хазанов, выступал ансамбль под управлением Силантьева.

Как только все развалилось? Я сейчас мимо мастерских не хожу. А подруга моя, с которой вместе работали там, говорит – иду, когда, веришь-нет, аж слезы!.. Какое «живое» здание было! Как в нем весело люди жили и хорошо работали! Каждый выпуск училища шел в полном составе туда, каждый год коллектив мастерских прибавлялся, мало кто уезжал из Палеха.

– Когда строили новое здание мастерских напротив Ильинской церкви, наверное, обсуждали как будете переходить туда.

– Помню, как нас пригласил директор в актовый зал смотреть макет: «Вот, Алла Ивановна, скоро здесь будешь работать». А у меня предчувствие было, что новые мастерские не достроят. Не доживу, говорила я, до открытия! Надо было напротив училища здание возводить, на горе, а не в низине. Начали строить, строили, а потом первый этаж затопило водой, как раз, где нам было отведено место под цеха полировщиков.

– У Вас 5 внуков, 5 правнуков, какие остались планы на будущее?

– Жить долго и счастливо! (улыбается). С такой дочкой, как моя, можно жить до 100 лет! Вот у меня под балконом огород небольшой, я гряду вскопала, плетень сплела. Георгины, гладиолусы сажаю, лук, чеснок, все свое. Сижу дышу на балконе свежим воздухом!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

93