Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

15.09.2023 09:52 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 38 от 15.09.2023 г.

Неустанное искание нового, лучшего, более совершенного и высокого

Автор: Е. ЛЮБИМОВА, старший научный сотрудник Государственного музея палехского искусства.

15 сентября исполнилось бы 95 лет со дня рождения заслуженного художника РСФСР Романа Леонидовича Белоусова, чьё имя тесно связано с искусством Палеха, которому он посвятил всю свою жизнь.

Роман Леонидович Белоусов родился 15 сентября 1928 года в с. Палех Иваново-Вознесенской губернии, в семье потомственного иконописца.

Род Белоусовых считался одним из старейших в Палехе. Предки Романа Леонидовича работали в иконописной мастерской братьев Сафоновых и считались хорошими мастерами. После Великой Октябрьской революции иконы стали не нужны и дед художника, Иван Васильевич, как и многие палешане занялся сельским хозяйством. Впоследствии Иван Васильевич работал в Государственном музее палехского искусства. Об этом свидетельствуют архивные документы: «Акт от 3.07.1941 года. Комитет при Государственном музее палехского искусства организован согласно приказа директора ГМПИ от 18.06.1941 года за № 31 в составе председателя комиссии К.И. Померанцева, членов комиссии: А.А. Каравайкова, И.В. Белоусова, А.П. Казанцева по проверке художественных ценностей и книг, находящихся в фонде музея...». В годы Великой Отечественной войны опытные мастера-иконописцы Иван Васильевич Белоусов и Павел Львович Парилов занимались реставрацией музейных икон.

Отец Романа Леонидовича, Леонид Иванович, в начале 20 века окончил учебную мастерскую Комитета попечительства о русской иконописи. Но после окончания курса, как и его соученики, получившие свидетельства на звание мастера-иконописца, остался без работы. И только в 1926 году, когда вступил в Артель древней живописи, Леонид Иванович понял, что роспись лаковой миниатюры это дело всей его жизни. И любовь к этому искусству передал своему сыну, который с детства видел, как работает отец, и не было сомнений, что он тоже станет художником.

В 1944 году Роман Леонидович поступил в Палехское художественное училище. Его преподаватели — А.В. Котухин и Д.Н. Буторин помогали своими советами постичь палехский стиль, овладеть не только тем, что уже сделано, а пробовать свои силы, делать по-своему.

В 1953 году Р.Л. Белоусов пришёл работать в Палехские художественно-производственные мастерские. В коллективе сразу заметили его одарённость и художественный талант.

С первых лет самостоятельной работы начинающий художник стремился овладеть богатством традиционных декоративно-выразительных средств палехской миниатюры. Он всегда пытался найти новые темы, новые образы. Его произведения «Князь Серпуховский поздравляет Дмитрия Донского с победой», «Алёша Попович», «Падчерица» отличаются тонкостью письма, содержательностью и мастерством.

Творчество А.С. Пушкина имело огромное значение для искусства Палеха. Оно близко и понятно мастерам всех поколений и является неисчерпаемым источником тем и сюжетов. Роман Леонидович неоднократно обращался к произведениям любимого писателя.

Миниатюры «Выход Черномора», «У Лукоморья», «Балда», «Сказка о мёртвой царевне» привлекают яркими образами, внутренней динамикой, театрализованным действием и фантастичностью. Эти произведения свидетельствуют о его блестящем композиционном решении, богатстве цветовых оттенков, чрезвычайной тонкости росписи.

Несколько необычная для художников была космическая тема. Но в 1965 году, после их встречи с космонавтами П. Беляевым и А. Леоновым, завязалась большая и хорошая земная дружба палешан с героями-лётчиками, и это способствовало дальнейшему развитию космической темы в творчестве мастеров кисти.

В 1970-е годы Роман Леонидович и Юлия Александровна Белоусовы создали оригинальную миниатюру «Царевна-месяц», где сказочная царевна, на фоне звёзд и туманностей, раскачивается на тонком лунном серпе. У этой шкатулки было особое предназначение — она готовилась для хранения копии советского вымпела, который находился на Луне.

Среди произведений русских классиков, над которыми трудились художники Палеха, можно отметить знаменитую пьесу-сказку А.Н. Островского «Снегурочка». Р.Л. Белоусов немало интересных миниатюр создал по этой удивительной сказке, основная мысль которой заключается в том, что любовь — это самое прекрасное из всех чувств, которое испытывают люди. Сила и могущество этого чувства оказывается сильнее смерти и страха перед ней. Поэтический замысел сказочных образов Снегурочки в миниатюрах мастера привлекают красотой, добротой и лиричностью.

Словно подводя итог своей многолетней работы над темой «Снегурочки» Роман Леонидович в начале 1990-х годах расписал ларец сложной формы, который характеризуется предельным насыщением всех форм орнаментом, и это подкрепляется микроскопически изощрённым исполнительством.

В основе этого произведения лежит углублённое проникновение в сюжет, поиски средств для его изобразительного раскрытия.

Художественный талант Р.Л. Белоусова многообразен. Он не только прекрасный миниатюрист, но и мастер монументальных настенных росписей. Вместе с А.А. Котухиной, Н.И. Голиковым, Б.М. Ермолаевым, В.В. Большаковым Роман Леонидович восемь месяцев занимался составлением эскизов для оформления киноконцертного зала московской гостиницы «Россия».

Творческое дарование художника проявилось и в области книжной графики. В его оформлении вышли книги «Русские народные сказки» (1971 г.), «Снегурочка» (1973 г.). В той же сказочно-иконописной манере он проиллюстрировал миниатюрное издание в переводе А.Н. Майкова «Слово о полку Игореве» (1971 г.), создав для него десять цветных иллюстраций и несколько заставок. Этот памятник древнерусской литературы вызвал большой интерес читателей, поэтому книга дважды переиздавалась — в 1973 и в 1980 годах.

В кризисные 1990-е годы, после разделения единого коллектива художественных мастерских, художники-патриоты В.Н. Смирнов, К.С. Бокарев, Н.И. Голиков, В.В. Большаков, Р.Л. Белоусов строго следовали вековым традициям палехского стиля, изучали уникальную культуру палехского письма, берегли бесценное наследие, оставленное мастерами старшего поколения.

В это время Роман Леонидович продолжал упорно работать и создавать оригинальные, виртуозные по технике произведения, которые часто поражали совершенно неожиданным характером исполнения и свежестью решения («Песнь о вещем Олеге»).

Н.М. Зиновьев так отзывался об этом художнике: «Романа Леонидовича я знаю с ученических лет. Ценю его художественно-творческие способности и талант... Он хранит с честью традиции рода Белоусовых и рода Багровых как по искусству, а также и по жизненному своему укладу...».

Наряду с творческой деятельностью Роман Леонидович вёл и общественную работу. На протяжении многих лет был ответственным секретарём палехского отделения Союза художников РСФСР, секретарём партийного бюро, членом и председателем художественного совета, главным художником Палехских художественно-производственных мастерских, членом зонального и местного выставкомов.

«На долю Романа Леонидовича Белоусова, кроме художественного творческого труда, выпал труд ещё более ценный и благородный. Быть художественным руководителем в коллективе — это значит повышать художественные знания членов коллектива, воспитывать их настоящими людьми советского общества», — писал Н.М. Зиновьев.

Р.Л. Белоусову присуща общая черта палешан — неустанное искание нового, лучшего, более совершенного и высокого; искание, сочетающееся с верностью традициям художественного Палеха.

Работы Романа Леонидовича Белоусова украшают экспозиции многих музеев страны, в том числе и Государственного музея палехского искусства.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

23