Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

31.03.2023 08:35 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13 от 31.03.2023 г.

Снегурочка в искусстве Палеха

Автор: А. Разумовская

В Палехе в Экспозиционно-выставочном центре Государственного музея палехского искусства открылась выставка «Снегурочка» в искусстве Палеха», посвящённая 200-летию А.Н. Островского и 150-летию его весенней пьесы-сказки «Снегурочка».

Весьма символично, что именно в начале весны палешане презентовали этот выставочный проект. С образом Снегурочки связаны лирические настроения этого времени года. Не оттуда ли пошло выражение: таять от любви? Весна – время любви и больших надежд, любимое время года большинства, но особенно молодых людей. Возможно, поэтому выставка привлекла к себе большое внимание юных посетителей.

Какой главную героиню знаменитой пьесы А. Островского видели палехские художники разных поколений, можно проследить в экспозиции открывшейся выставки. О том, как Снегурочка пришла в палехское искусство, рассказала директор Государственного музея палехского искусства Ольга Колесова. На судьбу дитя весны повлияли исторические события.

После революции пьесу практически не ставили в театрах, а в конце 1920-х гг. Снегурочка как новогодний персонаж вообще попала под запрет.

Появление образа Снегурочки в искусстве Палеха непосредственно связано с пьесой А. Островского, а именно с её театральной постановкой. В музейной коллекции хранятся эскизы костюмов, выполненные И.П. Вакуровым в 1936 г. для МХАТ. История пьесы-сказки А. Островского в миниатюре начинается с образов, созданных Т.И. Зубковой.

Нестандартное представление о Снегурочке дают театральные эскизы Б.М. Немтинова для хореографических миниатюр Л. Якобсона на музыку С. Прокофьева. Художник изображает зимнюю Снегурочку с огромными синими глазами и обледеневшими ресницами в необычном прозрачном наряде, украшенном снежинками и сосульками.

О своем видении главной героини пьесы А. Островского во время открытия выставки рассказали наши современники, художники, в творчестве которых Снегурочка сыграла важную роль.

Своего рода премьерой творческой деятельности Снегурочка явилась для палехской художницы Н.П. Лопатиной. Свою первую Снегурочку она написала в качестве дипломной работы, заканчивая обучение в Палехском художественном училище. Этот образ стал отражением самых лучших детских воспоминаний маленькой Нины и ассоциировался с веселым, волшебным зимним праздником Новым годом.

Другой мастер палехской лаковой миниатюры Г.А. Жирякова рассказала, что в ее художественных произведениях Снегурочка – прежде всего дитя природы. Ее трагедия состоит в том, что она наперекор своему естеству стремилась стать частью чуждого ей мира, мира, который ее не принял и в конечном итоге погубил. Эта же идея, по мнению художницы, прослеживается в истории Русалочки, которая устремившись в чужой мир, обрекла себя на погибель.

Одна из новейших художественных работ на тему островской Снегурочки принадлежит кисти молодого преподавателя Палехского художественного училища Ольги Беловой. Проникшись театральными, литературными, музыкальными и даже мультипликационными произведениями, Ольга отождествляет Снегурочку с героиней трагической любви. «О, мама, дай любви!» – восклицает Снегурочка, обращаясь к своей родительнице Весне, убеждая ее, что без любви и жизнь ей не мила.

Будто скорбя о своей непокорной дочери, Весна и поныне со своим приходом пробуждает в людях это всеобъемлющее чувство любви.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

114