Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

17.06.2022 11:00 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 24 от 17.06.2022 г.

Памяти замечательного художника

Автор: Правление Палехского отделения Союза художников России.

11 июня 2022 года палехское искусство понесло большую утрату. Ушел из жизни один из ведущих художников Палеха Зотов Вадим Григорьевич. Родился он 18 сентября 1936 года, член Союза художников России с 1990 года. С 1993 по 1998 год работал на должности председателя Палехского отделения Союза художников России, неоднократно избирался членом правления, ревизионной комиссии и выставочного комитета Палехского отделения Союза художников России.

В 1956 году Вадим Григорьевич окончил Палехское художественное училище, а в 1968 году Московский текстильный институт, факультет прикладного искусства. Занимался монументальной живописью, росписью тканей, храмовым искусством. Но, самым главным его занятием была работа в области Палехской лаковой миниатюры и станковой живописи, где он достиг больших успехов и признания. Вадим Григорьевич являлся большим мастером построения композиций и колорита, чем выделялся из множества палехских художников. Очень любил писать народно-бытовые сюжеты, где ярко и выразительно передавал состояние пейзажа и одухотворенных его действующих лиц. Его композиции всегда были тщательно выверены и проработаны, чем привлекали внимание многих искусствоведов и специалистов. В общении со своими коллегами он был прост и отзывчив, очень многие любили советоваться с ним по работе, за что и пользовался он большим уважением в творческом коллективе палехских художников. Вадим Григорьевич очень не любил наград в свой адрес, а порой и вовсе избегал их.

Работая на посту председателя Палехского отделения Союза художников России, ему удалось сплотить коллектив в самые трудные его времена – времена раскола и разграбления организации.

Вадим Григорьевич с 1968 года и до последних дней был участником большого количества международных, всероссийских, зональных, региональных и других художественных выставок, как Союза художников России, так и его Палехского отделения. Им создано множество высокохудожественных произведений, которые находятся в различных музеях Российской Федерации и частных коллекциях: в Государственном музее палехского искусства, в Государственном историческом музее и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства г. Москвы, в Государственном историко-художественном музее-заповеднике г. Сергиев Посад, в Плеском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Белгородском художественном музее.

Произведения В.Г. Зотова опубликованы в десятках книжных и каталожных изданий, в том числе последних книгах Палехского отделения Союза художников России «Шедевры Палеха – гордость России» г. Санкт-Петербург, 2012 г., книге «60 лет Палехскому отделению Союза художников России, г. Рыбинск, 2013 г., книге «Искусство Палеха – сокровище мировой культуры», г. Иваново. За многолетний добросовестный труд и большой вклад в дело сохранения и развития Палехского искусства В.Г. Зотов награжден:

- Золотой медалью Союза художников России «Духовность, традиции, мастерство», г. Москва, 2009 г.

- Благодарностями Союза художников России за большой вклад в развитие современного искусства Российской Федерации.

- Почетной грамотой Секретариата правления СХ РСФСР за заслуги в области советского изобразительного искусства и в связи с 60-летием искусства советского Палеха, г. Москва, 1984 г.

- Дипломами Союза художников России за успехи в творчестве и содействие развитию изобразительного искусства России, г. Москва, 2004 и 2008 гг.

- Диплом Секретариата правления СХ РСФСР за творческие успехи в развитии советского изобразительного искусства, г. Москва, 1989 г.

- Благодарностью Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области за большой вклад в развитие искусства палехской лаковой миниатюры и сохранение историко-культурного наследия, 2013 г.

- Почетной грамотой главы администрации Палехского муниципального района, 2009 г.

- Благодарностью Нижнетагильского музея изобразительных искусств, г. Нижний Тагил, 2007 г.

Светлая память Зотову Вадиму Григорьевичу!

Андрей Арапов о своем учителе

Палех потерял еще одного ведущего художника – Зотова Вадима Григорьевича. Это невосполнимая утрата для всего палехского искусства, потому что он был частью творческой, художественной среды. Когда нас покидают такие художники, с ними уходит эпоха, уходит их поколение. И эта пустота сразу ощущается.

Мое знакомство с Вадимом Григорьевичем произошло заочно. В 80-е годы в Палехе была особенная творческая среда. Ведущие художники проводили лекции в мастерских. Запомнились его лекции о трехкомпонентности Шугаева, о роли пейзажа в палехском искусстве. Тогда разбирали эту тему на работах Зубкова.

Если описывать портрет Вадима Григорьевича, то необходимо отметить, что он был скромным, опрятно одетым, спокойным и рассудительным человеком. Его можно назвать подвижником, простым русским интеллигентом, преданным искусству Палеха. Работать с ним было одно удовольствие, он был ответственным человеком и всегда доводил дело до конца. Этот человек – пример служения искусству Палеха. Неплохо сказал Н.П. Лопатин об этом: «Пока живут в Палехе художники неравнодушные к Палеху, которые болеют за его будущую судьбу, искусство Палеха живо и будет жить в будущем».

Более тесно мы стали общаться, работая в Союзе художников. Для меня Зотов был наставником. К нему можно было прийти с любой творческой проблемой, и он всегда с удовольствием все объяснял. Как никто другой он умел слушать и умел терпеливо объяснять. И обязательно в конце беседы спросит: «Согласен ты со мной или нет?» Пытался понять суть проблемы и искоренить ее. Мы много беседовали. Он всегда раскладывал все по полочкам, обосновывал, доказывал все на примерах. Иногда, увлекшись беседой, мы забывали о времени. Домашние начинали разыскивать меня, и Вадим Григорьевич предлагал проводить меня, чтобы по пути закончить беседу. Дойдя до моего дома, закончить беседу не удавалось, и я в ответ шел провожать его. Из этих бесед я много черпал для себя и до сих пор разделяю его взгляды на традиции Палеха. Во многом эти беседы помогли мне в педагогической деятельности.

Он считал, что палехское искусство зародилось как крестьянское искусство (народное). Традиции он трактовал через призму восприятия народного мастера. Именно поэтому в работах союза В. Зотова и И. Ливановой часто прослеживается крестьянско-бытовая тематика, идеализация бытовой жизни. Наиболее яркая их работа для меня «Родник». Я читаю ее как причастие и поклон.

Зотов мечтал о возрождении классического палехского искусства. Того искусства, которое создали основоположники. Именно старики заложили основу стиля палехского искусства, заложили его традиции. У стариков была любовь и понимание древнерусского искусства, поэтому и первое название коллектива «Артель древнерусской живописи». Они были прямыми наследниками этой культуры.

Вадим Григорьевич считал, что это возможно при определенных условиях. С этой целью он даже разработал программу развития искусства палехской лаковой миниатюры в современных условиях. В ней подробно описано все, что нужно для этого сделать. Жалею, что не состоялся наш последний с ним разговор на эту тему. Знаю, что он ждал…

До последних дней Вадим Григорьевич радел за палехское искусство, стремился донести его традиции молодежи.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

76