Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

15.04.2022 09:11 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 15.04.2022 г.

Доктор исторических наук из Иванова раскрыл личность именитого палехского художника

Автор: Я. Юрьева

В Палехе на открытии выставки, посвященной 125-летию со дня рождения одного из ведущих художников палехской лаковой миниатюры Ф.А. Каурцева, подробную экскурсию провел заведующий Научно-образовательным центром интеграции науки и образования, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории и международных отношений Ивановского государственного университета Дмитрий Игоревич Полывянный.

Фёдор Александрович Каурцев (23.12.1896–16.02.1963).

Особый интерес к материалам, подготовленным профессором, проявили студенты Палехского художественного училища и сотрудники местных музеев. До сегодняшнего дня информации об этом художнике было очень мало. Счастливое стечение обстоятельств позволило историку во всей полноте раскрыть личность автора образцово-показательных работ лаковой миниатюры Палеха. Архивные документы, письма и многие другие дополнительные сведения Дмитрий Игоревич обнаружил на чердаке дома, в котором жил художник. Все они были в крайне изношенном состоянии, так что историку пришлось работать с ними в холодном, хорошо проветриваемом помещении. Среди множества ненужных бумаг профессор нашел более трехсот документов и других записей, которые позволили составить полную, подробную биографию Ф.А. Каурцева.

Несмотря на биографическую скромность мастера его произведения заслужили особое внимание, работы Федора Алексеевича хранятся во многих музеях нашей страны. Представленные на выставке произведения из фондов Государственного музея палехского искусства теперь в общей экспозиции выставки гармонично дополняются архивными данными из жизни художника. Благодаря им можно в полной мере понять, как рождались его работы и чем были навеяны темы миниатюр. Стоит отметить, что открывшаяся в музее выставка является первой персональной выставкой Ф.А. Каурцева.

Научные сотрудники ГМПИ, изучая его личность, пишут о том, что этому мастеру досталась непростая судьба. Войны и революционные преобразования страны на долгое время выбили его из привычной художественной среды. Несмотря на все жизненные перипетии, ещё раз, уже в зрелом возрасте, побывав в роли ученика, Ф.А. Каурцев успешно начал новый творческий путь.

Расцвет его творчества приходится на 1930-е годы. В художественной манере Фёдора Каурцева прослеживается очевидное стремление, используя приёмы своих наставников – И.И. Голикова, И.М. Баканова, идти дальше в развитии традиций, заложенных основоположниками. Художнику, несомненно, присущ талант колориста. В основной тон он вплавлял несколько контрастных цветов и почти не использовал контурную линию, более тёмными приплавками обозначая границы объёмов. При этом его миниатюры утратили ту орнаментальность, свойственную работам «стариков», которая создавалась благодаря причудливым линиям поверх цветового пятна, как у И.И. Голикова. Это придавало большую реальность, правдивость изображённым событиям, соответствующим духу времени. Одна из лучших работ Ф. Каурцева «Митинг» 1935 г. по мотивам повести «Бронепоезд 14-69» Всеволода Иванова. Художнику удалось передать слитное движение охваченной революционным порывом толпы. Подчёркнуто экспрессивны движения каждой фигуры, подвижны и выразительны лица. В построении многопланового пространства особая роль отводилась пейзажу. Поражает динамикой колорита и силуэтов композиция «Увидели аэроплан» 1931 г.

Значительная часть работ Ф.А. Каурцева посвящена культурной революции в деревне: «Радио в деревне» 1932 г., «На сцене колхозного театра» 1935 г. В творческом арсенале художника есть сюжеты из драматических произведений Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, А.С. Пушкина. В конце 1940-х г. в его творчестве преобладали сюжеты, посвящённые Великой Отечественной войне: «Радуга» 1945 г., «Василий Тёркин» 1948 г., «Партизаны» 1946 г.

Уникален письменный прибор «Мир животных» 1949 г. с изображениями экзотических животных, выполненных творёным золотом.

В день открытия выставки директор музея О.А. Колесова отметила, что Палех всегда притягивал к себе интересных людей. Благодаря неравнодушным заинтересованным людям, как профессор Д.И. Полывянный, открывается все больше неизведанных страничек в истории Палеха. В свою очередь Дмитрий Игоревич поделился с присутствующими, что только начинает знакомиться с Палехом, но его, как историка, весьма увлекает этот необычный поселок, с которым ему буквально посчастливилось породниться.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

44