Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

08.10.2021 08:22 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 41 от 08.10.2021 г.

От Ночи музеев до Палехского Бестиария

Автор: А. Зайцева

Нашумевший фестиваль искусств Палехский Бестиарий в прошлую пятницу официально закрылся. На торжественном мероприятии с лекцией «История одной работы» выступил Юрий Петров, а под занавес – концерт коллектива «Отравленный сад». Но сегодня речь пойдет не об этом. За чашечкой кофе в «Мастерских» мы поговорили с куратором проекта Мариной Галкиной и узнали ее мнение, как человека, который создал в Палехе некий «движ», удалось ли все сделать так, как было задумано, достигнут ли желаемый результат и что будет дальше?

– Марина, расскажите, Палехский Бестиарий задумывался еще тогда, когда Русская Нарния получила грант?

– Да. В основу всех событий, а Бестиарий стал пятым, мы всегда закладывали выставочный проект. Темы с возможностью широкой трактовки, но обязательно связанные с местом, Палехом, темой сельской культуры в новом её прочтении. Этот формат даёт возможность принять участие в проекте художникам разных направлений, отойти от стереотипов, позволяет рассмотреть Палех, традицию с другой точки зрения. Мы пытаемся работать вживую, совместно искать, ошибаться и создавать направление. Для этого необходимы средства. Грантовая поддержка стала одним из вариантов финансирования не только выставки, но и события, которое включает в себя синтез многих направлений в искусстве, объединённых общей идеей. Темы за эти годы были разные – Ботанический пленер, ПалИсад, и, наконец, Бестиарий. Каждый может увидеть в ней своё наполнение – от истории про существ и зверюшек, до иносказания, описания нашего мира и человека в нём рассказанного средствами искусства.

– Как все началось? Действительно ли первой выставкой проекта стала выставка в ГМПИ в Ночь музеев?

– Началась эта история в 2019 году, при поддержке ГМПИ, Ольги Колесовой, Натальи Бушковой. Мы предложили сделать выставку, которая была построена не на классической интерпретации Палеха, а была ориентирована на художников, их мир. Нам был предложен формат Ночи музеев. Совместная выставка полностью заняла холл музея, на чердаке открылся индивидуальный проект Яра Пикулева, прошёл перформанс Дарьи Растуниной «Лаковая Миниатюра». С самого первого проекта мы старались ориентироваться на художественное сообщество Палеха в совместной работе с художниками из других городов, которым близко заявленное направление. Этот формат взаимно обогащает, даёт свежесть восприятия, новые идеи.

– Итак, Палехский Бестиарий. Его символ – рысь. Почему именно рысь?

– Да, «тотемное» животное проекта... История следующая. Больше года назад, в Палех зашла рысь с рысятами. Один из них отстал и остался жить в Палехе, заселившись в заброшенный дом. Мы хотели принять участие в судьбе зверька, назвали Палехская Брошка (брошена, в Палехе, и – «палехская брошка» практически нарицательное). Была предварительная договорённость с зоозащитной организацией, которая занимается выхаживанием рысят, впоследствии выпускает их в естественную среду. К сожалению, рысёнок погиб. Но, его образ остался жить в работах, появляется вновь и вновь. Возможно, как повод к размышлению.

– Как оказалось тема животных привлекает многих. Вместе с развитием движения, к вам присоединяются все новые художники. Кто стоял у истоков и все ли остались в команде на сегодняшний день?

– У истоков стояли – Яр Пикулев, Ксения Гитис, Елизавета Корягина, я, и многие художники Палеха и не только, которые принимали участие в событиях с самого первого проекта. Например, Валентина и Роман Андрияшкины, во всех выставочных проектах принимали участие Алексей Жиряков, Наталья Козлова-Ларионова, Наталья Куркина, Светлана Парамонова и многие другие. Команда изменилась, жизнь идёт, меняются и выставляются приоритеты. Но, так или иначе, основной остаётся идея движения и событий – развитие Палеха как творческой среды, места, нестоличного центра искусств, русской культуры и традиции в современном её прочтении.

– В вашем проекте много молодых и талантливых людей, кого-то хочется выделить особенно?

– Конечно. Этот проект был бы невозможен без идеолога, создателя стиля и творческой составляющей, художника Яра Пикулева, без поддержки и участия Екатерины Лапиной, Александры Гореловой, Василия Парнышкова. Ничего бы не получилось без участия Елены Щаницыной-Новиковой, Дмитрия Щаницына, Валентины Андрияшкиной, Романа Андрияшкина, Ильи Любимова, Татьяны Миловановой. Приехали художники, которые не только представили свои замечательные работы, но и приняли участие в оформлении и создании выставки, например, Мария Борисова (Москва), Анна Куприянова, Анна Маторина, Юлия Мокроусова, Марина Чернопёрова. Серьезную поддержку оказали Иван Зайцев (Арт-цех), Максим Костерин. Нельзя не поблагодарить Дмитрия Костина за предоставленную площадку в помещении арт-центра. Собственно все, кто так или иначе причастен к проекту – принимал участие, создавал – сделали этот фестиваль и выставку. Это результат огромной совместной работы.

– В этом году вы вместе со своей командой устроили сразу два ярких фестиваля – в мае и августе. Наверняка это было не просто. Как за такой короткий срок сделать такую насыщенную программу? В чем секрет?

– Плюс за несколько месяцев до 8 мая прошёл «ПалИсад», проект Русская Нарния. Не просто. Сложно. Но очень интересно. 8 мая, «Палех. Воскресение. Открытие арт-центра», было бы невозможно без совместной работы с командой Visit Ivanovo, поддержки и участия Анастасии Грушецкой. Нет секретов. Проекты были задуманы всей командой, на вдохновении. Можно сказать, что это становится частью жизни. Стояли вполне определённые и разноплановые цели и задачи, которые нужно решать нон-стоп. Проблемы и вопросы проясняли по мере их появления, приобретался трудный, но неоценимый опыт.

– Выставка Палехского Бестиария была очень насыщенной. Вам удалось сделать ярким не только день открытия, но и целый месяц. В течение этого периода за Палехом следили, к нам приезжали известные гости, о нас говорили. Впервые в селе-академии прошел показ фильма фестиваля «Зеркало». Все это было задумано, или это притягательная сила Нарнии?

– Спасибо. Да, в основном было задумано, но реализовать задуманное стало возможно только благодаря притягательной силе Палеха, его огромному творческому потенциалу.

Фильм Юлдус Бахтиозиной «Дочь Рыбака», был показан в самых ярких локациях и кинофестивалях по всему миру – Третьяковская Галлерея, кинотеатрах Октябрь, Zerkalo (Russia), Berlinale (Germany), Stockfish IFF (Iceland), Shangha iIFF (China), и многих других. Он был также презентован режиссёром в Палехе, в рамках дополнительной программы кинофестиваля «Зеркало» и фестиваля искусств Палехский Бестиарий. Палех притягивал и притягивает лучшее и лучших. Почему? Возможно причина в самом Палехе, актуальном, с необычным взглядом на происходящее в мире, аккумулирующим творческую энергию разных людей и направлений, месте, которое, возможно, стало связующим между прошлым и будущим.

– Все ли получилось, как хотелось?

– Да и нет. С одной стороны – атмосфера, наполнение фестиваля и выставочного проекта, люди, которые приехали, приняли участие, художники, музыканты – о таком только мечтали. С другой – есть недоработки, ошибки. Сейчас анализируем, учимся, постараемся учесть.

– Знаю у вашей команды большие планы. Выставка Палехский Бестиарий закрыта. А продолжение будет? Если да, то в каком формате? Состоится ли фестиваль искусств в 2022.

– Планы большие. Продолжаем работу и дело в том же ключе. Невозможно сейчас сказать, полностью ли они будут реализованы, но будем стараться. Связаны они с созданием центра современного искусства в Палехе, проекта в сфере паблик-арт, дополнительных выставочных и культурных проектов, проведение первой Биеннале сельского (нестоличного) современного искусства в Палехе. На данный момент заканчиваем Палехский Бестиарий, делаем ремикс в Москве. Состоится ли фестиваль искусств 2022? Сделаем всё возможное.

* * *

Вот на такой позитивной нотке закончился наш разговор с Мариной Галкиной. А нам остается только ждать – что будет дальше? Творить и созерцать…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

114