Вся власть эстетам
В палехском музее в канун столетия октябрьского переворота 1917 года открылась выставка лаковой миниатюры и графики. Это очередная удача в экспозиционной работе музейных сотрудников, ярко и красочно повествующая о революционной теме в искусстве палехских художников.
Перед открытием выставки члены местной ячейки КПРФ возложили цветы к памятнику вождю мирового пролетариата.
Передать атмосферу празднования «годовщины Октября» хорошо удалась музею: на входе посетителям прикалывали к одежде алые ленточки, звучали советские песни, а полы музейных комнат были усыпаны копиями большевистских агитационных листовок.
Всего в экспозиции было представлено более 60 произведений палешан из фондов музея. Название выставке дала работа Валентина Ходова «Ветер революции», на которой изображены знаковые для революционной эстетики типажи: солдат, рабочий и крестьянин, шагающие в ногу словно знаменитый «Большевик» Бориса Кустодиева. За тем лишь исключением, что у палехского художника герои композиции возвышаются не над купеческим городом, а над ключевыми фрагментами боевой революционной истории.
Максимально возможно задействовав небольшое выставочное пространство на втором этаже музея лаков, куратор проекта Ольга Шемарова включила в экспозицию художественно стилизованные информационные стенды, создающие своим массивом хороший и необходимый контраст с основой выставки — небольшими сюжетами под лаком.
Революционная тематика в палехских работах — это когда условный язык древнерусского искусства и средневековая стилизация палешан сочетаются с лаконизмом и поэтикой советского агитационного плаката 1920-х годов. Безусловно, проделанная музеем работа будет полезна всем интересующимся таким понятием как «агитлак». Палехское искусство — это одно из чудес, созданных революцией, так говорил Максим Горький, подчеркивая значимость перемены строя в рождении нового искусства. Палех эту преемственность принимал и понимал и всегда старался отобразить масштаб пролетарской революции.
Иную грань этих событий озвучила выступившая с небольшой речью Заслуженный художник России Ирина Ливанова. По ее словам новое искусство палехской лаковой миниатюры, появившееся в то время, сохранило традиции древнерусского традиционного искусства. «И теперь, когда с увлечением стали писать иконы, как было бы хорошо понимать художникам: то, чем они сейчас зарабатывают и отчего, разумеется, счастливы (потому что иконописание искусство замечательное), — все это было сохранено для них. Что есть ценного в традиции хорошо бы понять и не потерять», — отметила художница. На открытии выставки Союз художников России наградил Ирину Вадимовну Золотой медалью имени В.И. Сурикова «За выдающийся вклад в изобразительное искусство России».
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.