Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

02.08.2024 08:54 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 31 от 02.08.2024 г.

Картины, написанные сердцем

Автор: А. Сурикова

Автор у одной из самых важных и вдумчивых работ «Спас».

Для художественного Палеха любая выставка большое событие, особенно если она представляет впервые работы молодого художника. Первая выставка – это очень важный и волнительный шаг, но необходимый, чтобы почувствовать себя, увидеть свою работу не в привычных стенах мастерской, а со стороны, живущую на белых стенах галереи.

Дипломный проект в Палехском художественном училище «Дюк Степанович».

В недавно открывшемся творческом пространстве состоялось открытие выставки молодого палешанина, художника Алексея Бровкина. Алексей – сын палехских художников Бровкиных Владимира Александровича и Надежды Константиновны. Для нашего села — это не редкость, когда дети идут по стопам родителей, впитывая с малых лет атмосферу высокого искусства. Алексей с самого раннего детства всегда помнит себя с карандашом и красками. А другого и быть не могло. Родители, склоненные над столом с миниатюрой или иконой, и рядом маленький Алеша с альбомом и акварелью. Потому и мысли не было связать свою жизнь с иной профессией, чем как стать палехским миниатюристом и иконописцем. Несколько лет детской художественной школы, подготовка к поступлению с Николаем Михайловичем Смирновым, педагогом Палехского художественного училища и, конечно, с родителями, которые поддерживали сына и передавали свой опыт – и в руках студенческий билет ПХУ. В эти годы в училище был кладезь педагогов. Многих уже нет в живых, но бывшие студенты всегда с теплотой о них вспоминают. У Алексея технику палехской росписи и иконописи вел Николай Борисович Грибов. Много бесед было и с Николаем Павловичем Лопатиным, и с Вячеславом Федоровичем Морокиным, и с Владимиром Васильевичем Булдаковым. Каждый из них стремился вложить в студентов знания стилистических и технологических секретов, привить любовь к миниатюре. Николай Михайлович Смирнов показал, что рисунок – основа основ, он помогает развить глазомер для точной передачи формы и пропорций, понять светотени и перспективу, развить свою индивидуальность. Алексею были дороги все предметы, но больше всего к сердцу была живопись. Еще учась в школе, Алексей много рисовал, участвовал в выставках. Уже тогда его манила красота родного края, родные храмы, тихая речушка, возле которой жил. Начинающий художник брал краски, кисти и уходил на пленэр. Перед поступлением в училище Алексей прошел отбор участников творческого лагеря юных и молодых художников «Волжский художник». За две недели в Плесе он познакомился с лучшими педагогами Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова, Ивановского художественного училища им. М.И. Малютина, а также обрел новых друзей. Там Алексей впервые увидел, как сверстники пишут маслом. Он буквально влюбился в эту технику, по возвращению домой достал старые масляные тюбики, лежавшие со времен учебы его родителей, и начал познавать новые для него материалы. Масло более всего приспособлено для передачи состояний природы, оно как ничто другое выражает чувства создателя картин и его эмоциональное состояние. На уроках живописи Михаил Романович Белоусов разрешил смелому художнику писать постановки маслом.

Картина «Мороз и солнце», выполненная масляными красками.

В начале двухтысячных в среде художников стала очень популярна монументальная живопись. Большинство мастеров стали расписывать храмы. Уже студентами парни грезили о фресках. Когда пришел черед думать о дипломном проекте, выпускникам предложили роспись стены в училище на втором этаже. Руководителем проекта был Николай Борисович Грибов. Тему выбрали былинную: «Дюк Степанович». На протяжении двух месяцев Алексей расписывал стену с Ольгой Литенковой и Ильей Терентьевым. Этот дипломный проект стал отправной точкой к выбору создания фресок в православных храмах.

После окончания училища, перенимая опыт написания икон у отца и одновременно в иконописной мастерской в течение года, Алексей пришел в бригаду Андрея Ополовникова «Преображение». Первым опытом стала роспись Свято-Троицкого кафедрального собора города Магадан. За пятнадцать лет Алексей с разными бригадами объездил практически всю Россию, побывал в странах ближнего зарубежья – Белоруссии, Казахстане и Украине.

Он пробовал писать на фресках все – от орнамента до ликов. Посетив красивейшие и величественные города, насладившись архитектурными памятниками, погрузившись в историю и обычаи народов, ощутив масштабы и красоту Родины, его всегда тянуло туда, где родился и вырос, туда, где среди прекрасного сада скучает по нему мама, туда, где звонко течет родная река и шумит лес. Для молодого художника Палех – это место силы, куда хочется возвращаться, черпать вдохновение и находить гармонию. Где бы ни был в чужих краях – закроет глаза и видит: родные луга, леса, речушку и старинные храмы. Любовь к малой родине зажгла желание взяться за кисть и запечатлеть милые сердцу места. Случайно попавшийся обрезок ориентированно-стружечной плиты положил начало целой серии картин. В необычной фактуре с хаотично расположенными щепками, дающими динамичность и смелость, Алексей увидел небо. Сразу возникло желание дополнить пейзажем. Так рождаются полотна «Снегопад», «Закат», «Река», «Колея», «Село Красное», «Деревня» … Художник сочетает разные краски, которые дают интересные колористические возможности – темперу, гуашь, акрил. Небольшие по размеру картины с тончайшей прорисовкой деталей излучают доброту, теплоту и очарование сельской глубинки. Особо на выставке привлекает «Панорама Палеха». Позолоченный фон с применением потали при разном освещении создает загадочность: то это рассвет, то закат. Но главным своим творением, представленным на выставке, Алексей считает «Спаса». Прямой, открытый и спокойный лик Христа, написанный на позолоченном обрубке ОСП в сочетании с черным фоном, полон печали и сострадания. Иконографичное произведение родилось внезапно. Работая в это время на росписи храма, поздно вечером закончив долгий день художника, у Алексея возникло желание написать лик Спасителя, забыв про сон.

«Ихтис».

На выставке можно увидеть и другие произведения с христианскими мотивами. «Изгнание из Эдема», «Положение во гроб», «Херувим», «Преображение» пропитаны верой в бессмертие человеческой души. Икона Святой равноапостольной княгини Ольги выполнена на традиционной левкасной доске с золочением, рисунок к ней Алексей делал сам, создав множество эскизов.

Совершенно фантастически смотрится работа «Мужчина и женщина в космосе». К этой теме Алексея сподвигла Полина Лиске, подготавливающая фестиваль в Палехе «Поле людей», предоставив одну из своих работ. Вторую зрители увидели впервые на выставке в галерее. Первое, что мы видим – это галактику с планетами, созвездиями и двумя маками. Но если долго вглядываться, вырисовываются профили мужчины и женщины, стремящихся сквозь время и пространство любить вечно.

Вместе с мамой Надеждой Константиновной Алексей освоил техники росписи по батику и шерстяную живопись. Натюрморты и пейзаж также можно посмотреть на выставке. На картины из шерсти можно любоваться и чувствовать аромат цветов, благодаря этому материалу они будто оживают. Каждая работа словно оживает и искрится волшебной атмосферой.

Алексей успевает много времени уделять творчеству и в «Объединении художников Палеха». Участвует в грантовых проектах, пишет миниатюру и даже проводит практику со студентами Палехского художественного училища. Несмотря на молодой возраст, у художника уже большой опыт в разных направлениях. На практике он передавал знания основ иконописи и палехской лаковой миниатюры. Алексеем написано панно на былинную тему в детский дом на Донбасс.

Фотография «У колодца».

Историческая тема прослеживается практически во всех его работах. С детства он увлекается историей, но особенно ближе ему российская история, богатая на темы и сюжеты. Алексей считает, что эта тема очень важна, чтобы увековечить исторические события, показать отвагу, героизм, воспитать патриотизм в подрастающем поколении и чувство гордости за свое Отечество. В планах молодого художника еще много идей. Он изучает материал о войне Отечественной, войне 1812 года, эпоху царя Алексея Михайловича, Петра 1. Многие знают Алексея не только как художника, но и как творчески разностороннего человека. Еще в школе парнишка увлекся игрой на гитаре. Артем Иванович Щукин помог ему освоить инструмент и в 2011 году вместе с друзьями основал группу «No sense». В разные годы в составе были Антон Войтов, Виктор Пессьяников, Александр Михайлов, Евгений Кузовков и Иван Коренов. Алексей писал песни и сам исполнял.

Все, кто хоть раз бывал в бывшем кафе «Мясорубка» и в нынешнем лофт-кафе «Мастерские», наверняка обращали внимание на роспись стен, выполненных Алексеем Бровкиным.

Самым главным увлечением молодой человек считает фотоискусство. У Алексея большая коллекция фотоаппаратов. Фотограф – это тоже художник, важно не просто нажимать на кнопку, но и уметь работать над светом, композицией, настроением. Видеть красоту в мелочах. В фотоискусстве Алексей выбрал одно из направлений – пикториализм. Все снимки выглядят максимально живописными, нет четких линий, игра света и тени изображена с идеальным контрольным тоном. На Первом Всероссийском Фестивале русской художественной фотографии памяти Николая Андреева работы Алексея Бровкина и Антона Войтова были отмечены жюри, и им было присуждено второе место.

Художник – это человек с особым взглядом, в окружающем мире подмечающий то, что не каждый заметит. Под кистью творца рождаются удивительные произведения. Он показывает зрителю красоту, духовность, величие, делится своим настроением и мыслями с помощью холста, художник всегда творит на благо людей.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

223