Он открыл новый этап в развитии палехского искусства
18 июня исполнилось бы 120 лет со дня рождения Павла Дмитриевича Баженова. Прав был известный московский искусствовед Михаил Порфирьевич Сокольников, утверждавший в одном из писем, что среди палешан после Ивана Голикова и Ивана Вакурова, Павел Баженов — самый яркий и самый вдохновенный талант.
Павел Дмитриевич Баженов — погиб в первый год Великой Отечественной войны. Его не стало в начале творческого взлёта. Баженов был учеником и продолжателем творческих устремлений И.И. Голикова. Обладая яркостью и силой таланта учителя, он опирался на более обширные познания.
Павел Дмитриевич Баженов родился в селе Подолино, недалеко от Палеха, Вязниковского уезда Владимирской губернии, в семье потомственных иконописцев. Страсть к рисованию у мальчика появилась с детских лет. Он рисовал везде: на полу, на печи, на стенах. И неоднократно отец, Дмитрий Васильевич, рассказывал друзьям по иконописной мастерской о художествах Павла. В 1915 году его отдали в иконописную школу. Впоследствии Павел Дмитриевич так писал о первом впечатлении от учёбы: «Помню, как отец Николай ударил меня по затылку книгой Ветхого Завета за то, что я не сказал ему, что сотворил Бог в четвёртый день творения»...
Среди преподавателей в школе был Иван Михайлович Баканов. Он-то первым и заметил художественную даровитость Павла Баженова, называл его лучшим учеником, предрекал ему большое будущее. Но иконописную школу художник не окончил, так как она закрылась во время революции. Прозанимавшись в течение ряда лет крестьянским трудом, в 1926 году П.Д. Баженов по рекомендации своего бывшего учителя, миниатюриста И.М. Баканова поступает в Артель древней живописи.
А.В. Бакушинский в своей книге «Искусство Палеха» писал: «Первый опыт привлечения к ученичеству был сделан в октябре 1926 года. На средства артели был принят в ученичество на испытание П.Д. Баженов, в своё время окончивший школу Комитета. Это был счастливый выбор. Ученик оказался талантливый и с недурной прежней подготовкой... Через год Баженов был принят членами артели и быстро развернулся как художник, вырабатывая свой индивидуальный стиль и манеру».
Учился Павел Дмитриевич у И.И. Голикова и И.М. Баканова. Собственные композиции мастер начал создавать сразу после того, как скопировал всего две миниатюры своего учителя И.И. Голикова.
«Выучиться копировать — это не главное. Усовершенствование мастера заключается в своих композициях. Выбрать тему, гармонично расположить фигуры, выдержать стиль, твёрдость рисунка, сочетание красок, после краски нанести удары золотом», – говорил Павел Дмитриевич. (Е. Вихрев «Палешане»).
Но и став самостоятельным художником, П.Д. Баженов продолжал учиться. Срисовывал чуть ли не каждую работу «стариков», чтобы утвердиться в стилевых особенностях Палеха и «набить руку», много и увлечённо писал с натуры, воспроизводил по памяти виденное ранее. Это были не просто учебные зарисовки и даже не просто заготовки будущих миниатюр. Это был поиск собственного почерка, своей манеры лаковой росписи.
Павел Дмитриевич не имел опыта иконописи. Однако он, одарённый ярким и редким талантом, острым умом и необыкновенной живостью воображения, совершенно феноменальным трудолюбием, был наделён ещё завидной способностью самообучения. Уже в ранних работах П.Д. Баженова чувствовался его несомненный талант, необыкновенная широта фантазии: «Вниз по матушке по Волге» (1926 г.), «Рыбаки» (1928 г.), «Под вечер осени ненастной» (1926 г.) и т.д.
В экспозиции Государственного музея палехского искусства хранится работа «Игра в преферанс» (1927 г.), исполненная художником по миниатюре И.И. Голикова, но является не копией, а самостоятельной переработкой. Мотив заимствован с картины В.М. Васнецова. Но как неузнаваемо и принципиально преображена картина и мотив миниатюрной орнаментально-декоративной живописи! Здесь нет объёмно-пространственного, перспективного интерьера, нет пейзажа за окном, освещения, светотеней, лишь лёгкими контурами по чёрному фону прочерчены маленькие оконца и паркет. За столом четыре фигуры, и только некоторые черты поз и костюмы напоминают нам картину Васнецова. Сцена обрамляется аркой на двух колоннах. Этот декоративный приём восходит к древнерусской книжной миниатюре, к её заставкам. И уже совсем в народном вкусе выглядят эти очаровательные корзинки с цветами и букетами роз, которые перешли в палехское искусство из народных росписей XVIII – XIX веков.
У художника была врождённая ясность пластического восприятия, чувство ритма, чувство фантастического как в области содержания, так и в декоративно-изобразительных формах. Глубоко усвоив разнообразие художественных форм, обладая утончённым чувством стиля, постоянно упражняясь в рисунке с натуры, он открыл новый этап в развитии палехского искусства.
1930-е годы — расцвет творчества П.Д.Баженова, в это время работавшего необычайно много и плодотворно. Композиции художника оригинальны и всегда полны динамики. Характеристики персонажей острые, повышенно эмоциональные. К сожалению, мастера в ещё молодом возрасте унесла война, он не успел высказаться в полный голос, но до сих пор его произведения оказывают на творчество многих палешан большое влияние. Недостаточно сказать, что работы П.Д. Баженова глубоки по содержанию. Они ещё необычны по трактовке образов, остроумны в выборе повествовательных моментов и в их решении. Так работа «Чурило Пленкович» (1934 г.) строится на конфликтном противопоставлении действия. Оно и в психологии — Чурило красуется, зрители сражены, и в разномасштабности — Чурило выглядит гигантом по сравнению с другими персонажами, и в цветовых контрастах. Игривость события находит выражение и в линии рисунка с изысканными изгибами и необычайными поворотами. Обильный орнамент фантастичен, с ним ассоциируются сами надписи: «Где девушки глядят, заборы трещат, где молодушки глядят — оконницы звенят, а старые старухи костыли грызут, глядючи на молодца Чурилушку»... В каждой линии чувствуется какое-то очень весёлое настроение, искренность, богатая фантазия.
В миниатюре «Дюк Степанович» (1940 г.) художник тонко раскрывает особенности былины, её поэзию и фантастику. Но дело не ограничивается пассивной иллюстрацией к тексту. Павел Дмитриевич создаёт здесь собственную изобразительную поэзию, своим художественным языком раскрывает содержание былины.
Юмор, сарказм, сатиру мастер мог применять также, изображая в лаковой миниатюре животных, в этом случае придавая им явные черты человеческого характера (шкатулка «Журавль и цапля» 1941 г.).
Неоднократно П.Д. Баженов обращался к поэзии А.С. Пушкина. Именно Пушкин оказался первым писателем, творчество которого нашло отражение в искусстве палешан. Павла Дмитриевича всегда привлекали произведения с ярким образным началом, внутренней динамикой, театрализованным действием, фантастичностью, поэтическим узорочьем, острой конфликтностью или лиризмом. Каждый персонаж баженовской композиции наделён чертами, типичными для определённой прослойки людей пушкинской эпохи. В его произведении каждое лицо, каждая фигура несёт смысловую нагрузку... Страстный и трагичный диалог слышится в миниатюре художника «Цыгане» (1931 г.), диалог любви и кинжала; зловещий облик Алеко, убившего молодого цыгана, непреклонна воля Земфиры, над которой занесён клинок для такого же неумолимого удара... В центре динамичной, выстроенной резкими изломанными линиями композиции – две фигуры, Алеко и Земфиры; благодаря тем же линиям, с помощью которых П.Д. Баженов строит формы людей, они кажутся продолжением бурного ночного пейзажа. Необычайно гротескно решены облики изображённых персонажей, особенно выразительны их лица.
Несколько необычно была написана миниатюра «На страже границ СССР» (1935 г.), ставшая потом в ряд классических произведений палехской живописи.
Художник задумал её под впечатлением пребывания на военных сборах. Там же начал делать первые зарисовки. Сначала думал изобразить трёх красноармейцев — как символ армии, охраняющий мирный труд советских людей. Потом решил выразить мощь в одной фигуре. Вернувшись со сборов в Палех, принялся за разработку темы на пластине. При этом не обошлось без случайности. П.Д. Баженов пролил красную тушь и в фантазии художника мгновенно возник красный силуэт красноармейца.
Начиная с середины 1930-х годов мастер, наряду с лаковой миниатюрой, трудился и во многих других областях изобразительного искусства: монументальной живописи, газетной и книжной графике, художественном оформлении нескольких спектаклей (наиболее известным из которых стала пьеса «Богатыри» Демьяна Бедного в постановке А.Я. Таирова для Московского Камерного театра, 1936 г.), а также первого советского мультфильма – «Сказка о рыбаке и рыбке» режиссёра А.Л. Птушко (1937 г.). Высочайшую оценку получили у современников эскизы персонажей и костюмов, созданные П.Д. Баженовым в 1937 году для Рыбинского межрайонного театра к «Сказке о мёртвой царевне»; в частности, один из критиков восторженно писал: «Когда смотришь эскизы костюмов, написанные Баженовым для «Мёртвой царевны», не верится, что это костюмы. Вот-вот сойдёт кокетливая царица, и нищий гусляр ударит по струнам узловатыми пальцами, и толстая мамушка начнёт сплетничать».
Без всякого сомнения, если бы не безвременная смерть художника, он мог бы необычайно обогатить послевоенное советское театральное искусство.
Уникальным произведением искусства считается оформленная им в стиле миниатюрной живописи колода игральных карт 1937 года, предназначенная для Всемирной выставки в Париже. Н.М. Зиновьев писал: « П.Д. Баженов – талантливый художник, его традиционные и новаторские произведения заслуживают особого внимания. Посмотрим на его произведение «игральные карты». Здесь ясно видны традиции живописи второй половины 17 века: светлое лицо, орнаментальное украшение фаты, жемчужная корона, пробел на одежде, декоративное и условное решение объёма — все эти традиции хорошо сочетаются с назначением предмета».
Большой интерес художник проявлял к портрету, шаржу, гротеску, карикатуре, вообще — к передаче (средствами рисунка) острой индивидуальной выразительности увиденного конкретного лица и особенно — преувеличению и заострению его черт. Но подобный интерес П.Д. Баженова к шаржу проскальзывает не только в его изобразительном творчестве, но и собственных текстах. В книге Е. Вихрева «Палешане» он так описывал свой приход в Артель древней живописи: «Тут я увидел человека в очках, с густыми усами и не обиженного толщиной – это был завхоз Иван Васильевич. А на табуретке, согнувшись, сидел некто маленький и тощенький, как евангелист Лука. Нельзя было и подумать, что это был большой мастер И.И. Голиков».
Павел Дмитриевич Баженов сочетал в себе многие качества живописца — остроумие и чувство реальности, широкую фантазию и необыкновенный художественный кругозор, начитанность и вдумчивость, умение понимать музыку и ритм. Его знали как лихого гармониста, неуемного весельчака, но как художника его ценили больше всего. Художника чрезвычайно талантливого, многообразного в творческих проявлениях, не умевшего и не хотевшего останавливаться в своём саморазвитии, постоянно увлечённого новым поиском. Е. Вихрев писал: «...Талантливый художник и в литературных опытах окажется талантливым, так же, как талантливый писатель при желании может создать талантливое произведение в живописи или в другом искусстве», – эти слова можно отнести к П.Д. Баженову.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.