Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

24.05.2024 12:14 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 24.05.2024 г.

«Ночь музеев» открыла три новые выставки

Автор: З. Александрова

Государственный музей палехского искусства вновь стал участником всероссийской акции «Ночь музеев». Мероприятия в рамках акции прошли 18 мая. Их посетили более 200 жителей и гостей села-академии.

В этом году «Ночь музеев» в Палехе была посвящена сразу трем темам. В первую очередь Году семьи и 100-летию палехского искусства лаковой миниатюры. Этот год юбилейный и для самого музея. 8 мая 1934 года постановлением Совета народных комиссаров было принято решение об открытии в Палехе «Музея древней живописи». Но так музей назывался всего две недели. Из-за того что название не отражало сути и концепции палехского музея, было принято решение переименовать его в «Государственный музей палехского искусства».

В сентябре на должность директора был назначен Герман Васильевич Жидков. Во многом благодаря ему существует та концепция музея, которую мы видим сейчас. В основе древнерусская живопись, лаковая миниатюра и западноевропейская живопись. Государственный музей палехского искусства создавался не только как хранилище уникальных работ местных мастеров, но и как культурный центр, в котором провинциальные художники могли бы познакомиться с подлинными произведениями русской и западноевропейской живописи. «Эта «Ночь музеев» организована так масштабно, чтобы показать те самые направления, приоритеты, которые у нас сегодня существуют в музее», – сказала на открытии мероприятия Ольга Колесова, директор Государственного музея палехского искусства.

Три темы – три выставки презентовали для посетителей сотрудники учреждения.

Станковая живопись В.Г. Зотова

Для гостей «Ночь музеев» в Палехе началась с открытия выставки «Живопись Вадима Зотова». Она разместилась в холле экспозиционно-выставочного центра ГМПИ. Накануне Ирина Вадимовна Ливанова, спутница Вадима Григорьевича, передала в дар музею 70 живописных работ художника. Из них и была сформирована выставка, а подготовила ее главный хранитель музея Ольга Владимировна Шемарова.

Она призналась, что ей пришлось перебрать все работы Вадима Григорьевича, чтобы подготовить экспозицию. Стояла задача отобрать, сгруппировать и показать. Но оказалось, что работы все разные. В каждой картине мастер искал цвет, постоянно экспериментируя. Ольга Владимировна сожалеет, что не удалось показать все работы, потому что их очень много. По ее мнению, они выставили работы, которые художник наиболее ценил.

Сильное впечатление на выставке произвела музыка, мелодичная песня в исполнении Ирины Вадимовны Ливановой и Екатерины Федоровны Щанициной «Что так скучно, что так грустно...» гармонично слилась с работами Вадима Григорьевича и как будто бы переносила зрителей во времена создания картин. В целом экспозиция получилась волнующей и в тоже время успокаивающей.

Отдельное внимание привлекают вещи Вадима Григорьевича, представленные на выставке. Это мольберт, плащ, краски и кисти…

Художник писал не только натюрморты, пейзажи, которые представлены на выставке, но и портреты. Так случилось, что на открытие выставки приехала коренная палешанка Алевтина Евгеньевна Бычкова. Ей 86 лет, и долгое время она жила в Киргизии, где рассказывала всем о палехском искусстве. Узнав об открытии выставки В.Г. Зотова, она решила приехать. На открытии Алевтина Евгеньевна поведала историю своего портрета, написанного Вадимом Григорьевичем в технике палехской лаковой миниатюры: «Мы были хорошими друзьями. Я оканчивала школу, 10 класс, а он оканчивал училище. В этот момент он написал мой портрет. Для студента написать такую работу... На мою свадьбу он принес и подарил вот эту шкатулку с моим портретом. Получается, что ей уже 70 лет. Посмотрите на портрет. Что интересно, он писал его с фотографии и сумел отразить в нем всю душу палехской девчонки. Эта шкатулка теперь у нас как семейная реликвия. Мне предлагали ее выкупить, но я не согласилась».

Большая часть работ Вадима Григорьевича Зотова вошла в каталог этой выставки. Книгу под названием «Палехская миниатюра. Ирина Ливанова, Вадим Зотов» подготовила племянница художника монахиня Анна. Здесь и лаковая миниатюра, и вступительная статья от автора, и работы самого Вадима Григорьевича. Он обладал искусствоведческими познаниями, прекрасно формулировал свои мысли, много понимал в палехском искусстве. Его мысли о рождении, становлении палехского искусства представлены в книге.

«Над пушкинской строкой...»

Пушкинская тема занимает особое место в творчестве палехских художников. Основатели палехской лаковой миниатюры говорили: «У Пушкина – что ни строчка – то картина». Палешан привлекает простота, убедительность пушкинских образов. Каждая строка великого поэта может послужить источником вдохновения в творческом процессе палехского мастера.

Композиционная слаженность, гармония и вместе с тем затейливость повествования, отточенность деталей, ритмическая выстроенность всех элементов, музыкальность объединяют работы палешан и произведения А.С. Пушкина. Многие знаковые композиции в искусстве Палеха созданы на темы пушкинских сказок, поэм, стихотворений.

В настоящее время Палех имеет солидную «Пушкиниану»: от композиций, иллюстрирующих широкий круг пушкинских произведений, до работ, в которых художники лаковой миниатюры пытаются создать образ самого Пушкина или представить своё видение жизненной драмы поэта. Наиболее многочисленны разделы выставки, посвящённые сюжетам и образам поэмы «Руслан и Людмила», «Сказки о царе Салтане», «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».

На выставке экспонируются произведения разных поколений палехских мастеров, представлено более 100 работ из фондов Государственного музея палехского искусства. Это не только лаковая миниатюра. Значительный интерес представляют рисунки для миниатюры, эскизы книжных иллюстраций, эскизы для театральных постановок и монументальных росписей. Некоторые из них экспонируются впервые.

В «Ночь музеев» в этом выставочном зале демонстрировались мультфильмы, рисунки к которым разработали палехские художники. Таким образом, палешане стоят у истоков мультипликации.

«Вся семья вместе и душа на месте»

Искусство палехской лаковой миниатюры отражает вековые устои традиционной русской православной культуры, частью которой является семья. Уже в самых ранних композициях палехских мастеров, бывших иконописцев, тема семьи, семейных ценностей, материнства, православных праздников и обрядов получила широкое отражение.

Работа И.И. Зубкова «Идилия» (1932 г.), которая стала заглавной, вошла в афишу выставки, изображает патриархальную супружескую пару. Мужчина пасет скот, тем самым обеспечивая свою семью пропитанием, а женщина, как ей и полагается, растит детей. Палешане часто изображали совместный труд. Картина И.И. Зубкова «Прежде и теперь» показывает, как семьи трудились до революции и как после. Здесь появляется новая техника, детский сад.

Наряду с трудовыми буднями палехские мастера очень любят писать гулянья. Колядки, масленичные гулянья, Крестовоздвиженская ярмарка – традиционные темы палешан. Это самый большой семейный праздник, когда всей семьей идут на отдых.

Любима палешанами и тема свадеб, свадебных обрядов. Она очень популярна в работах Е.Ф. Щаницыной «Палехская свадьба» (1984 г.) и у других художников. На выставке представлены ларец Г.Н. Кочетова «Свадебный» (1992 г.), работа В.Ф. Морокина «Свадьба» (1973 г.).

В экспозиции выставки представлены семейные иконы Льва и Маремьяны Сафоновых, Аристарха и Анны Дыдыкиных. Есть иконы в драгоценных окладах – это вклад семьи Рогожкиных в Крестовоздвиженский храм. На обороте этих семейных икон написано, по какому случаю создавался тот или иной образ. Рогожкины коренные жители Палеха, семья позднее переехала в Москву, там у них были иконописные мастерские, но связи с Палехом они не теряли.

Следующий этап семейной жизни – это рождение детей. Очень символичная работа на эту тему у Н.П. Лопатиной «Аист снова прилетел» (2016 г.). Ребёнок на руках у матери ассоциируется в палехской миниатюре с образом Богоматери и Младенцем Иисусом. Особая тема – колыбельные, в них преуспели И.В. Ливанова, А.И. Каманина.

В 50-60-е годы тема семьи была в значительной степени идеологизирована. Самый популярный сюжет в семейной тематике – счастливое советское детство, как в композициях В.А. Панина, Н.Ф. Вихрева.

Замечательно влилась в экспозицию живописная работа А.М. Корина, преподавателя Палехского художественного училища.

На открытии выставки Ольга Александровна Колесова отметила, что эта выставка создавалась совместно с Палехским художественным училищем. Дело в том, что современная молодежь тянется к семье и выпускные работы студентов очень часто отражают свадебные обряды. Работы студентов очень достойно выглядят на выставке.

* * *

«Ночь музеев» в Палехе распахнула двери не только экспозиционно-выставочного центра, но и двери Музея лаков. Долгое время он был закрыт на капитальный ремонт, но в эту ночь можно было заглянуть в него и оценить проделанную работу.

В Библиотечно-информационном центре развернулась выставка книг «Палех в искусствознании и научно-популярной литературе». Искусство Палеха давно стало объектом научных исследований. Представленные на выставке издания – это лишь малая часть обширного собрания из фондов ГМПИ.

Гости также смогли принять участие в мастер-классе по палехской росписи.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

76