Памяти Ирины Федоровны Морозовой. «Жизнь – бесценный дар»
…На водной глади Люлеха заиграли первые лучи солнца. Капельки росы на траве стали переливаться и сверкать, как бриллианты. Тишину нарушают лишь тонкие голоса только что проснувшихся птиц. Утренний воздух пропитан ароматами трав и цветов. По старенькому покосившемуся крылечку сбегают босоногие девчушки – две сестренки в простых ситцевых платьишках, перешитых из былых маминых нарядов. Распахнув свои маленькие ладошки, они с любовью здороваются с ромашками, васильками, божьими коровками, бабочками, со старым хромым псом и труженицами пчелками.
Иринка и Натка, звонко смеясь, бежали за огород, где тихо журчала речка, и собирали цветы, пока их не кликали домой… Воспоминания из детства наиболее яркие и светлые, они на протяжении всей жизни греют душу. Родные звуки, ароматы цветущей вишни под окном заставляют на миг вернуться в прошлое и почувствовать себя счастливыми и окруженными безграничной любовью дорогих людей, несмотря на то, что это были военные годы…
Одно из самых сильных воспоминаний Ирины Федоровны Морозовой было, как еще до ухода на фронт ее отец Федор Андреевич Рожков сажал на одно колено ее, а на другое младшую сестренку Натку и читал им стихи Есенина и Блока. Он знал их наизусть и передал им любовь к поэзии и родному краю. Федор Андреевич был учителем русского языка и литературы Палехской средней школы. Он с упоением рассказывал наизусть лермонтовского «Мцыри», пушкинского «Евгения Онегина», десятки глаз девчонок и мальчишек восторженно слушали его на уроках. В памяти дочерей навсегда остался его вдумчивый взгляд, склоненный над тетрадями его учеников и ласковый, обращенный к ним, когда они играли с лоскутками тканей. Но вот грянула война… Ирина и Наташа помнили, как мама со слезами склонилась на плечо отца, плачущую бабушку перед образами, и только Федор Андреевич ласково и нежно наказывал своим дочкам слушаться и помогать взрослым.
Много выпало на плечи тем, кто жил в те военные годы. Тяжелая ноша ложилась на хрупкие плечи женщин, детей, стариков. Ребятишкам было не до игр, они были главные помощники.
…Старенький голосок бабушки Аксиньи Ивановны окликнул внучек, которые плескались у безмятежного Люлеха. Иринка и Натка побежали в дом, надо было растопить русскую печь, замесить тесто, поставить в чугунке картошку и выходить в огород полоть грядки. Пока солнце еще не поднялось в зенит, надо успеть прополоть сорняки, которые росли как на дрожжах. Огород был большой, сажали много, благодаря ему и выживали. Лучок, морковку, огурцы – всем хватало прополки! И не убежишь, пока все не сделаешь, бабушка всегда поглядывала за озорными внучками.
К вечеру из Палеха возвращалась мать, Вера Ивановна. Как и Федор Андреевич, она была учителем русского языка и литературы. Дочка художника Иван Ивановича Зубкова выбрала себе профессию учить детей. Окруженная с детства огромной библиотекой своего отца, она с восторгом зачитывалась стихами, поэмами и романами русских и зарубежных классиков. Учась в пединституте, она мелким и аккуратным подчерком в небольшой блокнот переписывала любимые стихи Константина Бальмонта, Андрея Белого, Николая Гумилева… Успев лишь переодеться, она вместе со своей свекровью шла заготавливать сено для коровки, которую они завели, чтобы не пропасть с голоду. Косить траву разрешалось в самых низинках, в болотах, а девчонки сгребали и сушили укос. Помимо основной работы в школе Вере Ивановне приходилось работать в колхозе, отрабатывать трудодни. Забота о доме и огороде прочно закрепилась на детских плечиках. Ирине приходилось колоть дрова, с Наташей таскали воду из реки для полива, помогали бабушке и успевали бегать в лес за грибами и ягодами. Эта тяга к «тихой охоте» у двух сестер горела на протяжении всей жизни. Если набирали две бельевых корзины, для них это было мало. Если задерживались девчонки из леса, то шла их встречать бабушка, а они уставшие, но довольные волокли полные кузова грибов и ягод.
Когда подошло время идти в первый класс маленькой Иринке, отец с фронта писал: «Верочка, обеспечь дочке все необходимые принадлежности, карандаши и бумагу, чтобы она ни в чем не нуждалась». Через год должна была уже идти в школу Наташа, но отец уже не мог порадоваться этому событию, в апреле сорок пятого года он был убит, форсируя реку Шпрее под Берлином…
Девочки в школу собирались очень рано, необходимо было растопить печь и поставить чугунок с кашей да по-нехитрому собраться, ведь о нарядах даже никто не думал. Каждый день в потрепанных пальтишках и ботиночках они ходили в Палехскую школу из села Красное, несмотря на метель или дождь. Но эти все трудности сделали детей войны сильными, стойкими и целеустремленными, готовыми преодолеть все невзгоды на пути.
Неудивительно, что, немного повзрослев, сестренки выбрали путь учителей. Ирина очень любила читать художественные произведения. В детстве в своем селе она часто рассказывала малышам сказки и уже представляла себя учительницей русского языка и литературы. Озорная и шустрая Наталья любила считать и очень быстро в уме складывала цифры, в будущем ее ученики приходили с большим желанием на ее уроки математики.
Вступительные экзамены в Ивановский педагогический институт Ирина сдала на отлично, на очное отделение поступила одна из первых по списку. Радости не было предела, но мать сказала, что не сможет ее проучить, и ей пришлось идти на заочное отделение, одновременно работать учителем русского языка и литературы, а также пионервожатой в Шуйской школе-интернате. Все успевала молодая и энергичная девчонка: и урок провести, и проверить задания, и организовать экскурсии и спортивные игры для детей, а вечером готовиться к сессии.
По окончании института молодую учительницу направили преподавать в село Пустошь. Небольшая, но уютная школа встретила ее доброжелательно. На нее смотрели детские глаза, полные волнения, застенчивости, доверия и настороженности. Вскоре для них она стала второй мамой. «Легкая, веселая, задорная» – такими словами вспоминают ее бывшие ученики, давно уже ставшие дедушками и бабушками.
В этом селе, окруженном сиренью и старинными липами, Ирина встретила свою судьбу – любовь на всю жизнь. Николай только вернулся домой после службы в армии на Курильских островах и сразу же заприметил голубоглазую и светловолосую девушку на родной улице. Через год они поженились. В тот день гуляло все село, много родных приехало из Палеха.
Через год родился сын Сергей. Все заботы о сынишке взяла на себя бабушка по отцу – Анна Ефимовна. Она успевала три раза на дню ходить на птичник и присматривать за внуком. Николай стал работать учителем физики и математики в Понькинской восьмилетней школе, а Ирина продолжала преподавать в Пустоши, но она тосковала по родным местам и друзьям. Молодая семья принимает решение переехать в Палех. На первое время их принимает гостеприимный зубковский дом, где жила и творила художница Тамара Ивановна. Через пять лет от школы семье выделяют полдома. Всю душу и любовь супруги вкладывают в свой очаг, дом преображается внутри и снаружи. Появляется цветущий сад, яркие цветы, богатый огород. Через год уже в новый дом Николай Иванович счастливый и гордый на руках вносит новорожденного сына Андрея.
Ирина Федоровна успевала заботиться о муже, чтобы Николай каждый день ходил на работу в чистой и наглаженной рубашке, приглядывала за сыновьями, помогала в учебе, по выходным навещала старенькую матушку, а в доме всегда был приготовлен обед, накормлены животные и всегда был ухожен огород. Каждый день она вставала в четыре утра, дабы справиться с домашними заботами, и уже к восьми бежала в школу. А вечерами ее ждали стопки тетрадей с сочинениями и домашними работами.
В 1978 году Ирине Федоровне предложили стать логопедом. Окончив необходимую подготовку, в ее кабинете начались веселые и интересные занятия, дети шли к ней с большим желанием. Еще работая учителем, Ирина Федоровна заметила, что если у ученика есть проблемы с речью, произношением, то ему трудно усваивать материал. Ирина Федоровна старалась найти подход к каждому ребенку в виде игры. Играючи с ребятами, она определяла в каком направлении ей работать. Как опытный педагог, она не только ставила звуки, но и расширяла детям словарный запас, помогала выражать свои мысли и быть уверенными в себе. Очень многим детям была поставлена речь, разработанные упражнения помогали избавиться от заикания. Не только занятия проходили у нее в школе, но и в детских садах. Она прекрасно знала, что чем раньше начать заниматься с ребенком, тем легче будет исправить проблемы. Уже будучи на пенсии, к ней каждый день приводили детей с разными звукоречевыми нарушениями, она бралась даже за самые сложные случаи и никогда не отказывала.
Дом Ирины Федоровны и Николая Ивановича всегда был полон детей и цветов. Многие палешане, зная ее любовь к цветам, несли в благодарность ей яркие букеты, никогда не забывали поздравить с днем учителя или с днем рождения бывшие ученики. Каждого она встречала свежеиспеченными пирогами и ароматным чаем. Дом замолкал лишь тогда, когда она трудилась в огороде. Она до конца дней пронесла в себе любовь к природе, труду на земле, заложенную еще в раннем детстве. Заботливая мама и бабушка всё время беспокоилась о своих родных, душа болела за всех.
В сердцах каждого она прежде всего останется доброй и заботливой, гостеприимной и хлебосольной, талантливым и добросовестным педагогом. За достигнутые успехи в обучении и воспитании учащихся многократно была награждена Почетными грамотами районо, ЦК ВЛКСМ, ЦК профсоюза работников просвещения высшей школы и научных учреждений и многими другими, но главная всегда для нее награда была – это любовь и уважение ее учеников и родителей.
… А Люлех по-прежнему неторопливо течет, неся упавшие березовые сережки, по берегам распускаются первые весенние цветы, а над куполом родного Свято-Знаменского храма витают прилетевшие жаворонки. Жизнь – это бесценный дар, данный нам с выше, и каждый решает сам, как ее провести. Ирина Федоровна завещала внучкам ценить каждое мгновение, как самый ценный глоток жизни.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.