Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

05.05.2023 10:33 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 05.05.2023 г.

Памяти Ирины Федоровны Морозовой. «Жизнь – бесценный дар»

Автор: А. Сурикова

…На водной глади Люлеха заиграли первые лучи солнца. Капельки росы на траве стали переливаться и сверкать, как бриллианты. Тишину нарушают лишь тонкие голоса только что проснувшихся птиц. Утренний воздух пропитан ароматами трав и цветов. По старенькому покосившемуся крылечку сбегают босоногие девчушки – две сестренки в простых ситцевых платьишках, перешитых из былых маминых нарядов. Распахнув свои маленькие ладошки, они с любовью здороваются с ромашками, васильками, божьими коровками, бабочками, со старым хромым псом и труженицами пчелками. 

Иринка и Натка, звонко смеясь, бежали за огород, где тихо журчала речка, и собирали цветы, пока их не кликали домой… Воспоминания из детства наиболее яркие и светлые, они на протяжении всей жизни греют душу. Родные звуки, ароматы цветущей вишни под окном заставляют на миг вернуться в прошлое и почувствовать себя счастливыми и окруженными безграничной любовью дорогих людей, несмотря на то, что это были военные годы…

Село Красное. На крылечке родного дома с подругой.

Одно из самых сильных воспоминаний Ирины Федоровны Морозовой было, как еще до ухода на фронт ее отец Федор Андреевич Рожков сажал на одно колено ее, а на другое младшую сестренку Натку и читал им стихи Есенина и Блока. Он знал их наизусть и передал им любовь к поэзии и родному краю. Федор Андреевич был учителем русского языка и литературы Палехской средней школы. Он с упоением рассказывал наизусть лермонтовского «Мцыри», пушкинского «Евгения Онегина», десятки глаз девчонок и мальчишек восторженно слушали его на уроках. В памяти дочерей навсегда остался его вдумчивый взгляд, склоненный над тетрадями его учеников и ласковый, обращенный к ним, когда они играли с лоскутками тканей. Но вот грянула война… Ирина и Наташа помнили, как мама со слезами склонилась на плечо отца, плачущую бабушку перед образами, и только Федор Андреевич ласково и нежно наказывал своим дочкам слушаться и помогать взрослым.

Много выпало на плечи тем, кто жил в те военные годы. Тяжелая ноша ложилась на хрупкие плечи женщин, детей, стариков. Ребятишкам было не до игр, они были главные помощники.

…Старенький голосок бабушки Аксиньи Ивановны окликнул внучек, которые плескались у безмятежного Люлеха. Иринка и Натка побежали в дом, надо было растопить русскую печь, замесить тесто, поставить в чугунке картошку и выходить в огород полоть грядки. Пока солнце еще не поднялось в зенит, надо успеть прополоть сорняки, которые росли как на дрожжах. Огород был большой, сажали много, благодаря ему и выживали. Лучок, морковку, огурцы – всем хватало прополки! И не убежишь, пока все не сделаешь, бабушка всегда поглядывала за озорными внучками.

К вечеру из Палеха возвращалась мать, Вера Ивановна. Как и Федор Андреевич, она была учителем русского языка и литературы. Дочка художника Иван Ивановича Зубкова выбрала себе профессию учить детей. Окруженная с детства огромной библиотекой своего отца, она с восторгом зачитывалась стихами, поэмами и романами русских и зарубежных классиков. Учась в пединституте, она мелким и аккуратным подчерком в небольшой блокнот переписывала любимые стихи Константина Бальмонта, Андрея Белого, Николая Гумилева… Успев лишь переодеться, она вместе со своей свекровью шла заготавливать сено для коровки, которую они завели, чтобы не пропасть с голоду. Косить траву разрешалось в самых низинках, в болотах, а девчонки сгребали и сушили укос. Помимо основной работы в школе Вере Ивановне приходилось работать в колхозе, отрабатывать трудодни. Забота о доме и огороде прочно закрепилась на детских плечиках. Ирине приходилось колоть дрова, с Наташей таскали воду из реки для полива, помогали бабушке и успевали бегать в лес за грибами и ягодами. Эта тяга к «тихой охоте» у двух сестер горела на протяжении всей жизни. Если набирали две бельевых корзины, для них это было мало. Если задерживались девчонки из леса, то шла их встречать бабушка, а они уставшие, но довольные волокли полные кузова грибов и ягод.

Когда подошло время идти в первый класс маленькой Иринке, отец с фронта писал: «Верочка, обеспечь дочке все необходимые принадлежности, карандаши и бумагу, чтобы она ни в чем не нуждалась». Через год должна была уже идти в школу Наташа, но отец уже не мог порадоваться этому событию, в апреле сорок пятого года он был убит, форсируя реку Шпрее под Берлином…

Девочки в школу собирались очень рано, необходимо было растопить печь и поставить чугунок с кашей да по-нехитрому собраться, ведь о нарядах даже никто не думал. Каждый день в потрепанных пальтишках и ботиночках они ходили в Палехскую школу из села Красное, несмотря на метель или дождь. Но эти все трудности сделали детей войны сильными, стойкими и целеустремленными, готовыми преодолеть все невзгоды на пути.

Неудивительно, что, немного повзрослев, сестренки выбрали путь учителей. Ирина очень любила читать художественные произведения. В детстве в своем селе она часто рассказывала малышам сказки и уже представляла себя учительницей русского языка и литературы. Озорная и шустрая Наталья любила считать и очень быстро в уме складывала цифры, в будущем ее ученики приходили с большим желанием на ее уроки математики.

Вступительные экзамены в Ивановский педагогический институт Ирина сдала на отлично, на очное отделение поступила одна из первых по списку. Радости не было предела, но мать сказала, что не сможет ее проучить, и ей пришлось идти на заочное отделение, одновременно работать учителем русского языка и литературы, а также пионервожатой в Шуйской школе-интернате. Все успевала молодая и энергичная девчонка: и урок провести, и проверить задания, и организовать экскурсии и спортивные игры для детей, а вечером готовиться к сессии.

С супругом Николаем Ивановичем.

По окончании института молодую учительницу направили преподавать в село Пустошь. Небольшая, но уютная школа встретила ее доброжелательно. На нее смотрели детские глаза, полные волнения, застенчивости, доверия и настороженности. Вскоре для них она стала второй мамой. «Легкая, веселая, задорная» – такими словами вспоминают ее бывшие ученики, давно уже ставшие дедушками и бабушками.

В этом селе, окруженном сиренью и старинными липами, Ирина встретила свою судьбу – любовь на всю жизнь. Николай только вернулся домой после службы в армии на Курильских островах и сразу же заприметил голубоглазую и светловолосую девушку на родной улице. Через год они поженились. В тот день гуляло все село, много родных приехало из Палеха.

Через год родился сын Сергей. Все заботы о сынишке взяла на себя бабушка по отцу – Анна Ефимовна. Она успевала три раза на дню ходить на птичник и присматривать за внуком. Николай стал работать учителем физики и математики в Понькинской восьмилетней школе, а Ирина продолжала преподавать в Пустоши, но она тосковала по родным местам и друзьям. Молодая семья принимает решение переехать в Палех. На первое время их принимает гостеприимный зубковский дом, где жила и творила художница Тамара Ивановна. Через пять лет от школы семье выделяют полдома. Всю душу и любовь супруги вкладывают в свой очаг, дом преображается внутри и снаружи. Появляется цветущий сад, яркие цветы, богатый огород. Через год уже в новый дом Николай Иванович счастливый и гордый на руках вносит новорожденного сына Андрея.

Ирина Федоровна успевала заботиться о муже, чтобы Николай каждый день ходил на работу в чистой и наглаженной рубашке, приглядывала за сыновьями, помогала в учебе, по выходным навещала старенькую матушку, а в доме всегда был приготовлен обед, накормлены животные и всегда был ухожен огород. Каждый день она вставала в четыре утра, дабы справиться с домашними заботами, и уже к восьми бежала в школу. А вечерами ее ждали стопки тетрадей с сочинениями и домашними работами.

В 1978 году Ирине Федоровне предложили стать логопедом. Окончив необходимую подготовку, в ее кабинете начались веселые и интересные занятия, дети шли к ней с большим желанием. Еще работая учителем, Ирина Федоровна заметила, что если у ученика есть проблемы с речью, произношением, то ему трудно усваивать материал. Ирина Федоровна старалась найти подход к каждому ребенку в виде игры. Играючи с ребятами, она определяла в каком направлении ей работать. Как опытный педагог, она не только ставила звуки, но и расширяла детям словарный запас, помогала выражать свои мысли и быть уверенными в себе. Очень многим детям была поставлена речь, разработанные упражнения помогали избавиться от заикания. Не только занятия проходили у нее в школе, но и в детских садах. Она прекрасно знала, что чем раньше начать заниматься с ребенком, тем легче будет исправить проблемы. Уже будучи на пенсии, к ней каждый день приводили детей с разными звукоречевыми нарушениями, она бралась даже за самые сложные случаи и никогда не отказывала.

Дом Ирины Федоровны и Николая Ивановича всегда был полон детей и цветов. Многие палешане, зная ее любовь к цветам, несли в благодарность ей яркие букеты, никогда не забывали поздравить с днем учителя или с днем рождения бывшие ученики. Каждого она встречала свежеиспеченными пирогами и ароматным чаем. Дом замолкал лишь тогда, когда она трудилась в огороде. Она до конца дней пронесла в себе любовь к природе, труду на земле, заложенную еще в раннем детстве. Заботливая мама и бабушка всё время беспокоилась о своих родных, душа болела за всех.

В сердцах каждого она прежде всего останется доброй и заботливой, гостеприимной и хлебосольной, талантливым и добросовестным педагогом. За достигнутые успехи в обучении и воспитании учащихся многократно была награждена Почетными грамотами районо, ЦК ВЛКСМ, ЦК профсоюза работников просвещения высшей школы и научных учреждений и многими другими, но главная всегда для нее награда была – это любовь и уважение ее учеников и родителей.

… А Люлех по-прежнему неторопливо течет, неся упавшие березовые сережки, по берегам распускаются первые весенние цветы, а над куполом родного Свято-Знаменского храма витают прилетевшие жаворонки. Жизнь – это бесценный дар, данный нам с выше, и каждый решает сам, как ее провести. Ирина Федоровна завещала внучкам ценить каждое мгновение, как самый ценный глоток жизни.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

369