Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

19.05.2023 08:41 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 19.05.2023 г.

Школы района на пороге третьего поколения ФГОС

Современный выпускник должен быть не просто образованным, но и иметь гражданскую сознательность.

В этом году школы Палехского района переходят на обновленный стандарт обучения.

В школах России третье поколение ФГОС действует с 1 сентября прошлого года. Но в районе решили постепенно осваивать нововведения, и в 2022 году по-новому в Палехской, Пановской и Майдаковской школах учились только первоклассники и пятиклассники. Плавный, поэтапный переход предполагался и в дальнейшем. Но департамент образования Ивановской области по рекомендации Министерства просвещения РФ принял решение о переходе всех классов начального и основного общего образования с 1 сентября 2023 года на обновлённые ФГОС. В старшем звене обновленные ФГОС будут реализовываться только в десятых классах.

Школьная эволюция

Первые образовательные стандарты были введены в 2004 году. Их концепция практически сразу подверглась критике. Не устраивало то, что обучающий процесс был основан на знаниях, а не на умении применять их. Тем не менее, за стандарт было принято именно усвоение знаний.

В дальнейшем практика все же выявила недоработки в общероссийской образовательной программе, поэтому ее вскоре обновили. Новые стандарты переориентировали на результат и развитие универсальных учебных действий, то есть умений. Старый стандарт отвечал на вопрос «чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «для чего учить?» и «как это поможет в жизни?». К примеру, в соответствии с первыми стандартами учитель обязан был выдавать классу знания в готовом виде по принципу: преподаватель говорит, ученики записывают. Второе поколение ФГОС предполагало активное участие учащихся в процессе получения знаний.

Больших сюрпризов от ФГОС третьего поколения ожидать не стоит. По сути, они представляют собой работу над ошибками первых двух вариантов. Его главной задачей стала конкретизация требований по каждой дисциплине. Помимо этого, увеличилась значимость предметных и метапредметных результатов, расписаны форматы работ и точки контроля, обозначено максимальное и минимальное количество часов на программу.

Учиться учить

Для организации перехода во всех школах района была проведена большая работа: администрации школ проанализировали материально-технические, кадровые условия, привели в соответствии с ФГОС локальные акты, определились с выбором учебников, разработали образовательные программы на каждый уровень обучения. Все учителя, кто с 1 сентября прошлого года переходили на обучение по обновлённым ФГОС, прошли курсы повышения квалификации по теме «Реализация требований обновлённых ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя». 25 учителей района в 2022 году учились в Университете непрерывного образования и инноваций Ивановской области, 22 учителя прошли курсы в Академии Министерства Просвещения Российской Федерации. В течение всего учебного года учителя продолжали активно учиться, обменивались опытом работы. Особенностью курсов было то, что они были организованы в дистанционном формате. «С одной стороны это хорошо, так как курсы повышения квалификации педагогов не нарушают учебный процесс. После окончания уроков учитель становится учеником – повышает свою квалификацию. С другой стороны, это большая нагрузка на учителей, которые, проведя уроки, должны участвовать в вебинарах, семинарах, выполнять контрольные и зачетные работы. Все учителя школ нашего района успешно прошли обучение и получили удостоверения», – рассказала заведующий районного методического кабинета Г.А. Фомина.

Галина Александровна отметила, что учеба продолжалась и после окончания курсовой подготовки. В период весенних каникул учителя приняли участие в региональной методической неделе предметных сообществ «КАНИКУЛЫ: ВРЕМЯ УЧИТЬСЯ». Семинары, вебинары, работа по теме самообразования, составление рабочих программ – и это не полный перечень работы, которая осуществлялась в свободное от учебных занятий время.

Учатся не только учителя, учатся директора и заместители директоров. От их профессионализма, слаженной работы зависит успех работы школьных коллективов. Региональный открытый образовательный форум «Время учиться: обновляем школу вместе», в котором приняла участие команда административных работников школ района, определил стратегические направления работы управленцев.

Обучение и воспитание – едины

Например, патриотическое воспитание. Если ранее оно находилось в разделе сопутствующих процессу обучения факторов, то теперь два этих понятия становятся практически равнозначны. При этом методика патриотического воспитания приобретает конкретное значение и направленность.

В соответствие с новым стандартом «гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека. В рамках школьной программы детей научат ценить достижения России в науке, искусстве, спорте, технологиях, будут прививать уважение к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян, к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране. Этот опыт активно практикуется с прошлого года, когда в школах были введены еженедельные «Разговоры о важном», а рабочая неделя школьника стала начинаться с поднятия флага Российской Федерации.

«А зачем мне это учить?»

У школьника третьего поколения ФГОС такого вопроса возникать не должно. Так как обновленная методика предполагает введение в школе функциональной грамотности. Она, по сути, и будет являться гарантом качества основного общего образования.

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. О практическом смысле обучения будут говорить с 1 по 11 класс. Для того чтобы функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу, для учителей выпустили специальную методичку.

Нагрузка меньше, уроков больше

Новыми ФГОСами прописана максимально допустимая аудиторная нагрузка на учеников 10-11-х классов. Так, за два учебных года среднего общего образования старший школьник высидит не более 2516 академических часов, что на 74 часа меньше, чем было прописано предыдущей редакцией. По мнению методистов, такой график избавит учащихся от переутомления и повысит уровень их работоспособности.

Вопреки снижению почасовой нагрузки, список обязательных учебных предметов вырос с 11 до 13 обязательных учебных дисциплин. В расписании уроков среднего и старшего звена школьников останутся русский язык, литература, математика, иностранный язык, информатика, физика, химия, биология, история, обществознание, география, физкультура и ОБЖ. Из перечня обязательных учебных предметов исключили право, астрономию, естествознание и экологию, теперь эти темы будут изучаться в рамках уроков физики, обществознания и биологии. Расширится диапазон изучаемых тем по математике. Теперь базовый и углубленный уровень будет включать в себя обязательный курс по выбору – алгебра и начала математического анализа, геометрия, вероятность и статистика. Изучение родного языка, родной литературы, второго иностранного языка (на усмотрение образовательной организации) осуществляется по заявлениям обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии возможностей школы.

В соответствии с новой редакцией ФГОС школой должно быть предусмотрено изучение не менее двух учебных предметов на углубленном уровне. Расширить базовые наработки придется учителям литературы, иностранного языка, истории, обществознания, географии, математики, информатики, физики, химии, биологии. Учитывая особенности сельской школы интересы учащихся и кадровые возможности школы района склонны сделать выбор в пользу универсального профиля, который позволяет ограничиться только базовым уровнем изучения учебных предметов, но не исключает углубленное изучение отдельных предметов.

А вот базовая нагрузка по физической подготовке сократится. Теперь вместо положенных трех часов в неделю будет всего два урока физкультуры. Но по усмотрению образовательной организации, сокращенный час можно будет использовать как дополнительный курс.

В рамках внеурочной деятельности для обучающихся 10-11 классов образовательное учреждение определяет направления. Среди них: «Разговоры о важном», «Формирование функциональной грамотности», «Нравственные основы семейной жизни». «Жизнь ученических сообществ» и другие.

Начальное звено: учимся писать, считать и любить Родину

Никаких особых изменений в учебную программу учащихся начальных классов новые стандарты не привнесли.

В ходе освоения основных учебных дисциплин, в программу будут вкроены задачи по развитию патриотического воспитания учащихся.

В замешательство родителей может ввести предмет по изучению основ религиозных культур и светской этики. С началом изучения дисциплины родителям будет предложено определиться, какую религию будут изучать дети в классе. На выбор будет представлено изучение православной, буддийской, иудейской, исламской культуры либо основы религиозных культур народов России, еще доступен вариант изучения основ светской этики.

Еще одним животрепещущим вопросом для родителей и учащихся школ Палехского района является школьное освоение иностранного языка.

В соответствие с новым стандартом подход к изучению иностранных языков в начальной школе предполагает, что к окончанию начального курса выпускник начальной школы должен уметь строить диалог на 4-5 фраз со стороны каждого собеседника, составлять монолог на 4-5 реплик, воспринимать и понимать на слух до минуты адаптированного текста и писать тексты объёмом до 80 слов.

Окружающий мир – не только о природе

Новый ФГОС, как и ныне действующий, ставил в задачи учебного модуля формирование у детей уважительного отношения к семье и семейным традициям, школе, родному краю, России, её истории, культуре, природе. Но теперь также появилась цель – развить у детей чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы. У ребёнка должны сложиться первоначальные представления о важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России.

В ногу со временем

Наверняка у родителей, да и самих учеников возникает закономерный вопрос: зачем так часто обновлять федеральные стандарты образования. Многие при этом придерживаются мнения, что нет лучше программы, чем была в эпоху СССР.

Но стоит понимать образовательные стандарты – это не ГОСТ на колбасу. Они обязаны быть динамичными и отражать изменения, которые происходят в науке и культуре, идти в ногу с техническим прогрессом. В то же время на него не могут не накладывать отпечаток перемены, происходящие в обществе.

ФГОС необходимы государству, педагогам и школьникам. Они помогают обеспечивать единое образовательное пространство на территории России, которое выступает гарантом сильного общества для страны, четкими ориентирами для педагогов и залогом единых требований к выпускникам, которые в итоге будут способны поступать в вузы на условиях здоровой конкуренции.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

76