Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

07.04.2023 08:52 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 07.04.2023 г.

Зажигать огонь радости познания

Автор: М. Владимирова

2023 год указом президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Мероприятия, проводимые в течение этого года, будут направлены на повышение престижа профессии учителя. Этот год должен сохранить и преумножить лучшие традиции по обучению и воспитанию детей, которые были в Советском Союзе и которые имеются в настоящее время в России. Одним из самых значимых событий в педагогическом сообществе является конкурс «Педагог года», цель которого – всесторонняя поддержка талантливых и креативных педагогов, успешно внедряющих в образовательный процесс передовые технологии. 

Областной конкурс «Педагог года» проходит в два этапа: заочный и очный, и включает в себя пять направлений: «Педагог общего образования», «Педагог дошкольного образования», «Педагогический дебют», «Педагог-психолог» и «Воспитать человека». В этом профессиональном конкурсе принимает участие учитель русского языка и литературы Палехской средней школы Елена Геннадьевна Авраменко. Впереди еще нелегкие конкурсные испытания, но выход во второй тур очного этапа «Педагог – мастер» – это уже большое достижение. Мы попросили Елену Геннадьевну ответить на несколько вопросов.

– Елена Геннадьевна, вы опытный педагог. Расскажите, пожалуйста, где вы учились и работали?

– В 1991 году я окончила Шуйский государственный педагогический институт им. Д.А. Фурманова по специальности «педагогика и методика начального обучения». Работала учителем начальных классов и организатором внеклассной работы в Пеньковской средней школе. Судьба дала мне возможность освоить и другие профессии. После возвращения в родной Палех работала старшей вожатой, учителем изобразительного искусства, инспектором центра занятости населения, учителем начальных классов. В настоящее время преподаю русский язык и литературу.

– Участие в конкурсе только ваше желание или настойчивое предложение администрации?

– Решила сама попробовать свои силы. Два года назад я уже принимала участие в таком конкурсе, стала финалистом в своей номинации. Любой конкурс – это возможность проверить свои знания, приобрести новый опыт, позитивное и эффективное общение с коллегами из других школ области. Пользуясь случаем, хочу выразить слова благодарности за помощь и поддержку заведующей районным методическим кабинетом отдела образования Галине Александровне Фоминой и завучу Палехской средней школы Елене Константиновне Бекасовой.

– Конкурс включает в себя пять направлений. Какое направление выбрали вы?

– Снова выбрала конкурсное направление «Воспитать человека». Эта тема мне очень близка, интересна. Дискуссий в воспитательном процессе хватает, особенно когда возникают проблемы, среди которых я бы выделила следующие:

- уход детей в виртуальную реальность, снижение интереса к окружающей действительности, пассивность;

- низкий уровень культуры; нездоровый образ жизни, который ведут многие подростки;

- чрезмерные нагрузки учащихся в школе; огромный поток информации, не всегда соответствующей действительности;

- нарушение семейных традиций. Детям не хватает общения со сверстниками и взрослыми.

– Вероятно, при раскрытии темы «Воспитать человека» вы пользовались методами и приемами, применяемыми в работе с классом?

– Да, конечно. Я являюсь классным руководителем 9 класса, веду ребят со 2 класса. Начинала как учитель начальных классов, сейчас – как учитель-предметник, преподаю русский язык и литературу. У меня, можно сказать, уникальный опыт воспитательной практики: восемь лет непрерывного классного руководства в одном классе. На моих глазах происходил этап взросления, развития ребят от младшего до старшего школьного возраста. В ученическом коллективе, которым я руковожу, есть ребята, обучающиеся по адаптированной образовательной программе основного общего образования.

– Какими принципами и методами вы пользуетесь в работе?

– Вот мои главные принципы работы: каждый учащийся должен иметь возможность проявить свои способности, творческий потенциал; класс – это мини-проекция человеческого общества, модель взаимоотношений. Важно создать для ученика такие отношения, которые он перенес бы во взрослую жизнь без ущерба себе и другим.

Мне близки по духу слова Артура Шнабеля, который сказал: «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика». То есть помогать, быть рядом, но не поучать и не принуждать.

Мы постарались создать в нашем классе сплоченный коллектив с учетом индивидуальных особенностей личности каждого учащегося; помочь адаптироваться ребятам с ОВЗ к новым условиям обучения.

Оглядываясь назад, понимаю теперь, что для нас с ребятами это был большой воспитательный квест длиною в восемь лет.

– Как вам удалось завоевать авторитет у детей и их родителей?

– Надо быть всегда предельно искренними с детьми, родителями. Мой девиз в работе: «Воспитывай, обучая!». Еще считаю, что необходимо находить время для поддержки ребенка в любых проявлениях.

Мне вселили уверенность в своих действиях слова Федора Михайловича Достоевского, который утверждал, что «главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства».

Задача классного руководителя – постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень, уходить от шаблонов. Что я имею в виду? В течение жизни у нас вырабатываются определённые стереотипы отношений к «трудным» детям, набор типичных для нас реакций на то или иное негативное поведение школьника; испытываем чувства негодования, обиды, тревоги, отчаяния и др. И дети это чувствуют, тем самым отдаляясь от нас. Важно найти центры притяжения, акцент на увлечения подростков, их сильные стороны.

– Ученики класса чувствуют вашу поддержку и заботу?

– В моем портфолио наряду с грамотами и благодарностями есть особое место. Там – рисунки и записочки от ребят: «Портрет моей любимой учительницы», «Спасибо, что наc учите!», «Я хочу, чтобы Вы не уходили от нас!» и др. Эти слова мне дороже всех наград на свете.

– Вы так интересно рассказывали об учениках вашего класса, что мы несколько отвлеклись от вашего участия в конкурсе.

– Данный конкурс не является формальностью. В этом конкурсе участвуют педагоги, имеющие опыт работы и новые интересные наработки, которыми они готовы поделиться с коллегами из других школ.

– То есть, в конкурсе в основном участвуют педагоги с большим стажем работы?

– Нет, среди участников конкурса есть педагоги с большим трудовым опытом, есть и только начинающие приобретать его. Но тем и интереснее состязание, так как встречаются разные взгляды, точки зрения на один и тот же вопрос. У всех есть чему поучиться.

– Значит, у вас была возможность обсудить проблемы воспитания с другими конкурсантами?

– В одном из конкурсных заданий – «Визитной карточке». Каждый участник должен был представить свою педагогическую позицию по теме «Что для меня воспитание?»

В воспитательном процессе важен диалог учителя и ученика, в результате которого устанавливаются доверительные отношения. В воспитании важна легкость общения. Учитель должен быть в гармонии с собой, чтобы суметь найти золотую середину: и не быть чересчур строгим или, наоборот, мягким. Но за легкостью скрывается глубина знаний об учащихся, их особенностях поведения (возрастных, психологических). Воспитание – это еще и труд не только педагога, но и ребенка.

Мне как человеку, которого воспитывали советские учителя, близки по духу их идеи в воспитании: дисциплина, ответственность, приучение к физической культуре и спорту, чувство коллективизма, приучение к самостоятельности и труду. Современные вызовы времени диктуют и новые ориентиры в культуре поведения: воспитание личности, способной осознавать, оценивать, понимать себя и других, строить свою жизнь в обществе.

– Какое испытание вызвало у Вас наибольший интерес?

– Думаю, что открытое воспитательное мероприятие. Нужно было провести классный час «Разговор о важном» не в своем классе. Я спросила учащихся 6 «Б» класса, не хотели бы они мне помочь в конкурсе. Ребята дружно согласились. Открытое занятие мы посвятили Году педагога и наставника. Шестиклассники оказали мне огромную поддержку, отвечали на вопросы уверенно, зная, что их снимает камера.

– Ваши впечатления от конкурса?

– Только положительные. Да, это серьезная проверка себя в формате нового времени, еще одна возможность посмотреть на себя со стороны. Общение с коллегами позволяет синтезировать педагогические идеи и делиться своим накопленным опытом.

– Я так поняла, что очный этап конкурса завершится 30 апреля? Значит у вас впереди новые испытания?

– Да, впереди очередное конкурсное испытание второго тура очного этапа «Педагог – мастер» – «Разработка группового воспитательного проекта». Суть этого задания заключается в том, чтобы за определенное время участники, объединившись в команду, должны будут разработать воспитательный проект с учетом возраста детей, их статуса и т. д. Заключительный, третий тур очного этапа конкурса называется «Учитель – лидер». В рамках этого этапа участникам предстоит пройти конкурсное испытание «Педагогические дебаты». Участвовать в нем будет непросто, но, думаю, интересно и поучительно. Именно в этом состязании конкурсант должен проявить свои лидерские качества, ораторское искусство, представляя на обсуждение свое видение актуальных задач образования и их конструктивное решение.

– Продолжите фразу: «Педагог – это…»

– Это, прежде всего, новатор, который не боится совершить ошибку, признать ее и найти выход, чтобы исправить. Это человек, который не должен останавливаться на достигнутом. Снова в бой, за новыми открытиями. Один римский философ сказал: «Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом». Я не согласна. Учитель – это не профессия, а дар, особый склад, особый образ жизни.

Стать для ученика образцом для подражания – «высший пилотаж» педагога. В его силах поднять самооценку ребёнка и опустить, воодушевить, поддержать, раскрыть талант. От учителя зависит порой судьба, жизнь и здоровье его подопечных. Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании сказал: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать».

Каждый день я открываю дверь класса, и на меня смотрят мои ученики. Вместе с ними делаю открытия, вместе с ними делаю первые шаги не только в мир знаний, но и в свой мир, в свою жизнь. Я вижу их глаза – любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Моя задача – зажечь огонь в этих глазах, огонь радости познания.

Редакция газеты благодарит Елену Геннадьевну за интересное интервью. Желаем ей не останавливаться на достигнутом, всегда двигаться вперед, покорять любые вершины. Желаем ей победы в конкурсе.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

173