Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

23.09.2022 08:48 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 38 от 23.09.2022 г.

Вареевский приход

Автор: М. Бокарева, научный сотрудник ГМПИ.

Судя по настенной карте «Храмы Палехской земли», разработанной сотрудниками туристского центра в 2009 году, из шестнадцати храмов, составляющих культурно-историческое ожерелье вокруг старинного села иконописцев, утраченными полностью оказались восемь памятников.

Это два каменных храма в селе Матушкино (Подолино), а также разрушенные церкви в сёлах Малые и Большие Дорки, Соймицы, Вареево, Крутцы (деревянная) и на Никольском погосте.

В архиве палехского краеведческого общества хранятся фотографии окрестных храмов, построенных в наших краях в основном в середине и конце XVIII века, когда русское государство стало восстанавливаться после разорения и бед Смутного времени.

К большому сожалению фотографий Успенской церкви в селе Вареево до сих пор не найдено.

Об этом приходе и пойдёт сегодня речь. Тропа паломника приведёт нас к земле, о которой сохранилась память, как об одном из старинных сёл Вязниковского уезда (образованного после реформы 1778 года) Владимирской губернии. Вареево было центром одноимённой волости.

Ещё одно, видимо, более древнее название села – Богородское, его можно встретить на карте Владимирской губернии (атлас Менде, 1854 год). Можно предположить, что старинная, первоначально находившаяся в селе церковь, о которой не сохранилось никаких сведений, имела другое посвящение.

Каменный храм, упомянутый в Статистическом описании приходов Вязниковского уезда Владимирской губернии (1897 года издания) был построен в Варееве в самом начале XIX века – в 1805 году. Имел он три придела.

Главный престол его освящён во имя Успения Пресвятой Богородицы, в тёплой трапезе – во имя Покрова и во имя Василия Блаженного, Московского Чудотворца. В «Описании» упоминается и утварь церковная, и ризница, и святые иконы. Но чего-то замечательного по древности или особой исторической ценности в храме, видимо, не имелось, или просто не было отмечено.

Не упоминает автор книги Ушаков и такой важный исторический момент, как то, что в Вареево с 1616 по 1620-е годы принадлежало Татьяне Семёновне, вдове Кузьмы Минина, которая последние свои годы перед принятием иноческого пострига прожила в своём поместье.

В книге «Ивановский край в Смутное время» авторов А. Кабанова и А. Семененко читаем: «Вдове Нефёда Минина Анне и матери Татьяне выделили «прожиточное» поместье в Лухском уезде (современный Палехский район) из земель умершего стряпчего Ивана Андреевича Вареева, из-за которого вдовам Мининым пришлось несколько лет вести тяжбу с другим претендентом — стольником Д.И. Плещеевым. Оставшись без мужа и сына, Татьяна Семёновна Минина приняла монашеский постриг с именем Таисия и передала причту Спасского собора «на пропитание» для поминания своих родителей торговую лавку в Нижнем Новгороде в большом шапошном ряду». Скончалась она около 1640 года.

Из этого сообщения можно сделать следующие выводы: до реформы 1778 года земли, где находилось село Вареево относились к Лухскому уезду, и само название села происходит от бывшего его владельца, стряпчего (участник церемонии облачения царя — начальная ступень службы при государевом дворе: стряпчий присутствовал на приёмах иностранных послов, выполнял придворные поручения) Ивана Андреевича Вареева.

Род Кузьмы Минина пресёкся со смертью его сына Нефёда (Мефодия), не оставившего потомства. Кому стало принадлежать «прожиточное» поместье село Вареево впоследствии? Несомненно, это вызывает большой интерес! Так по крупицам собирают краеведы историю своего края, восстанавливая былую жизнь своей родной земли.

Интересные сведения из истории Вареевской волости во времена крепостного права нашли ивановские краеведы М.А. Глухова и Т.А. Кочеткова. «У деревень, относящихся к приходу Вареевской церкви, были разные хозяева, — рассказывают они, — но чаще всех в этом списке встречается фамилия Свешников. Мы не нашли эту фамилию в пофамильном списке дворянских родов Владимирской губернии, а вот в списке дворян Костромской губернии такая фамилия встречается. Среди землевладельцев деревень Малые и Большие Зимницы Вареевской волости встречается Бенардос Екатерина Васильевна, в девичестве Свешникова, которая приходилась матерью Николаю Николаевичу Бенардосу, известному инженеру и изобретателю». Что же, это неудивительно, ведь «село Вареево, Богородское тоже, на речке Печуге находилось на границе Вязниковкого уезда с Костромской губернией».

Уже после освобождения крестьян в селе Вареево с 1869 года было открыто двухклассное министерское народное училище. Денежные средства на его устроение предоставил И.М. Веселов. В конце XIX века в числе обучающихся грамоте числился 61 ученик из самого села и окрестных деревень. Кроме церкви, начальной школы, в этом большом селе работала водяная мельница, был образован пивной завод и торговые предприятия. Ярмарка проходила в годовой праздник, отмечаемый в селе в день Успения — 28 августа. Товары из Луха привозили на баржах по реке Пичуге. Устраивались гулянья и богатые застольные трапезы после постных дней Успенского поста.

Как и во всей округе, традиционным занятием вареевцев до 1917 года было сельское хозяйство. Мужское население занималось выделкой овчин и офенской торговлей, женщины, традиционно, прядением, льноткачеством, вышивкой. Активно использовался Аракчеевский тракт, проходящий в этих местах. В окружающих его деревнях было несколько постоялых дворов. Например, в одном только Панове около пяти.

Возвращаясь к истории Вареевской Успенской церкви надо упомянуть, что в конце XIX века, в 1897 году службу здесь вели священник и псаломщик, жившие в собственных домах на церковной земле.

От служб и требоисполнений на их содержание получалось до 500 рублей, от хлебного сбора и церковной земли (усадебная составляла 3 десятины, пахотная 22, сенокосная — 8) до 150 рублей в год.

Клировые ведомости этого времени указывают число жителей Вареевского прихода — 654 души мужского пола и 748 женского. Почти полторы тысячи составляли население самого села и деревень Никитина (2 версты от церкви), Мясникова (2 версты от церкви), Бокарей (3 версты от церкви), Выставки (4 версты от церкви), Панова (4 версты от церкви), Больших и Малых Зимниц (5 вёрст от церкви), Марьинки (5 вёрст от церкви), Погиблова (5 вёрст от церкви), Курилихи (6 вёрст от церкви), Бакланихи (8 вёрст от церкви) и Гарей (10 вёрст от церкви).

Деревни Пестово и Григорово относились к приходу Николо-Пенской церкви. Часть деревень, расположенных поблизости от других сёл — Мелешино и Соймицы, относились к их церквям.

Судьба Вареевской Успенской церкви была предрешена в годы правления богоборческой власти. В 1922 году, в начале жестоких гонений на православие, общины верующих должны были заключать договора о своей деятельности с местной властью, иначе они считались вне закона. Тяжёлым бременем стало налогообложение, требуемое от храмов и их приходов.

В 1936 году церкви во всех селах Палехского района числились в списках религиозных строений.

В последующие годы, когда началось массовое закрытие церквей по Ивановской области, многие из храмов района были разрушены до основания или разорены. Церковь в селе Вареево сломали позднее, во времена хрущёвских гонений на религию в 1960-е годы.

Кирпичом её бывших стен мостили дорогу, в том числе и через реку Печугу, где она должна была проходить. Кладбище вокруг церкви сровняли с землёй и на его месте поставили деревянный клуб, который впоследствии был перевезён в деревню Онучево. Такие поистине кощунственные вещи были в правилах и законах борьбы за атеистическое мировоззрение. Уничтожение православной культуры и образа жизни шло по всем направлениям.

Многочисленные сёла и деревни России опустели. Осталась память о них. Обозревая историю родной земли, восстанавливая в памяти события далёкого прошлого, мы даём этим ушедшим в небытие культурным памятникам, нашим истокам, нашим отчим домам новую вторую жизнь.

Как же об этом прекрасно сказал Дмитрий Сергеевич Лихачёв на страницах своих книг:

«Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной нравственной жизни, для его духовной оседлости, для его привязанности к родным местам, следования заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности. Между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, но и не поставлен. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранение, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды в её целом, её воздействующая сила... Ненавязчиво и не настойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет и для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности — нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего».

Вареевского храма, посвящённого успению Божией Матери, не сохранилось — он погиб. Но по церковному преданию над каждым алтарём разрушенного храма незримо стоит Ангел Небесный и оплакивает это святое место, ставшее пустынным и заброшенным. Иногда его видят дети, редко, но случается и такое...

Интересные исторические сведения на основе архивных материалов о селе Вареево и его жителях после октября 1917 года можно узнать из статьи ивановских краеведов М.А. Глуховой и Т.А. Кочетовой «Вареево: от волостного центра — к умирающей деревне», опубликованной в 7-м выпуске Борисовского сборника (2016 г.) под редакцией кандидата исторических наук В.В. Возилова».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

230