Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

16.09.2022 10:23 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 37 от 16.09.2022 г.

Ветхая развалюха. Нет. Бесценное достояние

Автор: А. Разумовская

Чаще всего туристические экскурсии по Палеху ограничены историческим центром поселка. Но те, кто не привык довольствоваться стандартными маршрутами, заглянув в слободу, обязательно откроет для себя новую страничку Палеха. Говорят, что здесь практически каждый дом представляет собой отдельный памятник истории. И совсем не обязательно искать на нем знаковую табличку с именем его знаменитого жильца, иногда достаточно просто не пройти мимо.

Невозможно равнодушно пройти мимо и возле дома на улице Голикова, 23, внешний вид здания так и дышит стариной. Многим палешанам знаком этот адрес. Ведь здесь долгое время проживала Мария Ксенофонтовна Макова, уважаемый учитель и почетный долгожитель Палеха. Но ее жизненный путь длиною в век – всего лишь часть истории родового гнезда и, как оказалось, его счастливое продолжение.

Дом для большой семьи художника

По официальным документам, строение по адресу: Голикова, 23, как жилой дом было зарегистрировано в 1910 году. Но, по воспоминаниям племянницы Марии Ксенофонтовны Лидии Васильевны Сергеевой, дом всего скорее появился гораздо раньше.

Построил его для своей семьи рядовой палехский художник Ксенофонт Павлович Колесов. Вместе с домом он выстраивал свою новую жизнь. В молодости Ксенофонт Павлович остался один с двумя маленькими детьми на руках, его жена умерла. Какое-то время спустя судьба свела его с Александрой Васильевной, у нее тоже был ребенок от предыдущего брака. Так и начали они свою совместную жизнь многодетными родителями. В 1896 году у них появился первый совместный ребенок. Мальчика назвали Николаем. Через два года родилась дочка Елизавета. Тогда-то глава семейства и решился на строительство дома. Строились медленно, большая семья требовала больших затрат и средств, да и времени на воздвижение нового жилья было совсем мало. Рожденная в 1902 году дочка Александра, в будущем мама Лидии Васильевны Сергеевой, вспоминала, как она, будучи ребенком, постоянно была на стройке и помогала отцу и брату. «Мы не переставали удивляться маминому владению столярным и плотницким делом, видимо ей это с детства передалось», – вспоминает Лидия Васильевна. После Александры в семье появилось еще четверо детей, Мария Ксенофонтовна была самой младшей из них. Рожденный после нее десятый ребенок еще в младенчестве умер.

В то время родовое гнездо Колесовых уже было полностью построено и ютило под своей крышей большую семью художника.

Чудом уцелел

Дом получился достаточно большим, но и семья в нем жила не маленькая. Каждое помещение старались как можно выгодней использовать. Предусмотрительно было сделано большое подполье. Оно какое-то время служило кухней. Вход в нее располагался под крыльцом парадного входа. А печь стояла прямо на фундаменте. Ее нижняя часть использовалась в целях приготовления пищи, а верхняя для обогрева комнат.

До сегодняшнего дня эта конструкция не сохранилась. Спустя несколько лет после завершения строительства в Палехе случился большой пожар. Большая часть домов в слободе сгорела. Дом Колесовых насилу отстояли, но огонь все же изрядно повредил его. Тогда пришлось его перестраивать, опускать пол, а кухню переносить в переднюю.

Дом приобрел тот самый вид, в котором сохранился до наших дней.

Кто замуж, кто учиться, кто на войну

Постепенно дети подрастали. Старший сын Николай пошел по отцовским стопам и отправился учиться художественному делу. За успешную учебу юноша был награжден царской грамотой. Для семьи это был особый повод для гордости. Эта царская грамота до последних дней висела в доме Марии Ксенофонтовны в красном углу под иконами, сейчас она бережно хранится у ее племянницы Лидии Васильевны.

Началась гражданская война. Одного из сыновей Ксенофонта Павловича, названного в честь деда, совсем юнцом призвали в ряды царской армии, оттуда отправили воевать. С войны Павел не вернулся. В 1921 году мать получила печальное известие о том, что больше никогда уж не обнимет свою кровиночку.

Далее была Великая Отечественная. В ряды Советской армии встал самый младший сын Колесовых – Леонид. В отличие от брата, он вернулся в родной дом. Всю войну Леонид прошел связистом, а в мирное время работал почтальоном.

Сестры младшей Машеньки вышли замуж и разъехались по стране. Пришло и ей время определяться со своей дальнейшей жизнью. Девушка приняла решение поступать учиться и осваивать профессию учителя начальных классов.

Встреча большого семейства и памятное фото у парадного крыльца родного дома, 1959 год.

Ветхий дом на квартиру с удобствами не променяла

Ее зачислили в Ивановское педагогическое училище. Окончив его, девушка по распределению уехала далеко от дома, в город Рыбинск. Но родная земля тянула к себе со страшной силой. И когда уже не было никаких сил сопротивляться голосу сердца, Мария Ксенофонтовна вернулась в отчий дом. Здесь работала и продолжила учебу на заочном отделении педагогического института. Шли годы, а дом ветшал. Скромной учительской зарплаты на ремонт не хватало. Когда в районной администрации узнали, в каких условиях приходится жить ветерану педагогического труда, ей предложили квартиру в Палехе, но на условии, что дом отойдет в собственность муниципалитета. На предательство Мария Ксенофонтовна не пошла и доживала свой век, по сути, в аварийном доме.

Новые владельцы

В 2015 году на Голикова, 23, заселились новые жильцы. «Мы купили дом в критический для него момент, когда крыльцо под действием снега стало заваливаться, нижние венцы истлели от сырости», – пояснила Елизавета Корягина, дочь новых владельцев. Никто не сомневался – дом пойдет под снос. Но каково было удивление палешан, когда новые хозяева стали восстанавливать фундамент, приглашать строителей для реставрации старинного крыльца, искать специалистов, которые смогут без урона старой конструкции укрепить строение. Последнее, кстати, оказалось самым сложным. Свои услуги по ремонту предлагали многие мастера. Но практически все они начинали разговор с того, что все старое необходимо снести, что построить новое гораздо выгоднее и быстрее. Но «странные» домовладельцы продолжали искать неравнодушных помощников. И такие нашлись. Хозяева до сих пор добрым словом вспоминают Александра Зыкова и Андрея Уранова, которые очень бережно провели необходимые плотницкие работы. «А еще нам очень повезло с соседом, Александром Салапиным. Он знатный резчик и уже не первый год постепенно, по крупицам восстанавливает резьбу наличников и другие деревянные кружева, которые украшают внешний вид дома», – рассказали новоиспеченные сельские жители.

Словно по воле великого провидения, домовладение перешло в собственность семьи художников. Не располагая большими денежными средствами, они, пусть небольшими шажочками, но стремятся сохранить былое величие дома.

«С самого начала мы знали, что будем всеми силами стараться максимально сохранить первоначальный облик дома, – рассказали супруги Корягины. – Во-первых, нас с детства учили бережно относиться к старинным вещам. Во-вторых, есть осознание, что Палеху просто невозможно потерять этот бесценный памятник архитектуры. В-третьих, мы еще в молодости любовались этим домом. Поэтому, когда нам представилась возможность купить дом, раздумья о его крайне ветхом состоянии ушли на второй план».

Новые владельцы дома Елена Витальевна и Евгений Николаевич, пенсионеры. Долгое время они проживали в Москве, но их родные корни в Палехе. Сюда они вместе со своими дочками часто приезжали, особенно в летнее время, помогать родителям с огородными делами. Любили ходить на родник. «Каждый раз путь на родник с улицы Зубковых, где была квартира бабушки, пролегал мимо этого дома... Крыльцо, основной выход из дома на улицу, которые раньше были у каждого дома по ул. Голикова, сохранилось последним до наших дней. Старинные двухстворчатые двери и такой живописный мох, покрывавший крышу пристройки, не раз были выбраны темой наших с сестрой пленэрных работ для художественной школы. Одним словом, мы считали его самым красивым», – вспоминает Елизавета Корягина, дочь Елены и Евгения.

Теперь, спустя несколько десятилетий, семья трепетно ухаживает за ним и называет своим родным домом. «Для нас Палех и этот самый дом стали центром вселенной. Даже наши внуки, приехав сюда однажды, влюбились в это место и, уезжая домой, в Москву, на своих рисунках изображают Палех и наш старинный домик», – поделилась Елена Витальевна.

Сейчас стараниями новых хозяев дом стал более уютным и комфортным. Он отапливается газом, хотя печка тоже имеется, проведен водопровод и канализация. К дому на месте, где ранее находился дровяник, пристроена прекрасная веранда, которая очень гармонично вписалась в общий вид. А совсем недавно здесь появились новые ворота. Скромная плоская резьба на них продолжает тему наличников. Надо признаться, в Палехе есть много прекрасных домов, но этот определенно заслуживает особого внимания.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

297