Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

12.08.2022 10:28 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 32 от 12.08.2022 г.

Он отражал в своем творчестве все, что любил

Автор: Е. Любимова, старший научный сотрудник Государственного музея палехского искусства.

14 августа исполнилось бы 120 лет со дня рождения Александра Сергеевича Баранова — иконописца, художника лаковой миниатюры.

Шкатулка «Дума про Опанаса», 1934 г.

Родился Александр Сергеевич Баранов 14 августа 1902 года в деревне Дягилево Палехской волости Вязниковского уезда Владимирской губернии.

В 1914 году поступил в учебную мастерскую Комитета попечительства о русской иконописи. После её окончания, работал в мастерской братьев Белоусовых, где и хозяева, и мастера были высокой квалификации. В белоусовской мастерской получила распространение фряжская манера письма. А.С. Баранов вспоминал: «Не успел я как следует изучить приёмы фряжской живописи, как иконописное дело начало чахнуть. Наступила революция, и в скором времени закрылись мастерские». Многие мастера остались без средств существования и поэтому были вынуждены уехать в другие города на заработки. Александру Сергеевичу пришлось обратиться к крестьянскому труду. И на долгие десять лет он забыл про искусство.

В 1924 году в Палехе была организована Артель древней живописи по росписи изделий из папье-маше. Её учредителями стали И.И. Голиков, И.М. Баканов, А.В. Котухин, В.В. Котухин, И.В. Маркичев, И.И. Зубков, А.И. Зубков, в прошлом состоявшиеся мастера иконописи. В последующие годы артель быстро росла, привлекая к себе наиболее опытных мастеров.

Прежде чем заняться лаковой миниатюрой, Александр Сергеевич часто беседовал со своим односельчанином Николаем Михайловичем Зиновьевым, который уже работал в Артели древней живописи.

Н.М. Зиновьев много рассказывал о художниках, для которых рождение нового искусства, получившее признание и известность не только в России, но и за границей, стало счастьем и смыслом их жизни. Он уговаривал, от души советовал А.С. Баранову попробовать себя в новом деле: «...Уж не настолько у тебя положение плохо, ты посмотри по сторонам — у многих положение хуже твоего, и то люди идут туда, где они приносят больше пользы. А крестьянство твоё никуда не уйдёт, земли немного, как-нибудь обработаешь. Вот слушай: если бы я был на твоём месте, то обязательно стал бы художником».

Александр Сергеевич долго раздумывал над словами опытного мастера, боялся, что не получится, так как он уже несколько лет не брал в руки кисть и всё же решил испытать свои силы.

Как раз через два года после организации артели встал вопрос о подготовке молодых кадров. Было введено ученичество по примеру дореволюционного «посадничества», которое применялось при обучении в иконописных мастерских. Первыми такими учениками были П.Д. Баженов, И.А. Дорофеев, Г.К. Буреев, А.Е. Шуранов, А.С. Баранов и другие. Традиционная техника иконописания им была знакома, необходимо было лишь освоить особенности нового палехского искусства.

В 1927 году Александр Сергеевич написал заявление о зачислении в Артель древней живописи.

Художнику повезло, так как его учителем стал Н.М. Зиновьев, который чутко и внимательно подходил к каждому ученику, знал все достоинства и недостатки. Часто А.С. Баранов наблюдал за своим учителем: «Он долго думает над каждой своей вещью, обстреливает со всех сторон и, наконец, уж когда продумает до конца — примется писать. Но и после того, когда напишет, он всё равно болеет душой за своё создание и успокаивается уже тогда, когда его вещь пройдёт через комиссию».

Но Зиновьев учил молодого мастера не только художественному искусству, но и знакомил его с литературой. Он советовал читать книги — те, которые принесут пользу и в которых можно почерпнуть материал для своих композиций. «Всё, что он имел — знания и практику, – с откровенной душой всё отдавал ученику для того, чтобы скорее вывести его в мастера», – вспоминал А.С. Баранов.

Через год и три месяца художник начал работать самостоятельно, но связь с учителем продолжал поддерживать. Он часто приходил к Николаю Михайловичу, советовался, когда в чём-нибудь сомневался. И всегда приветливый взгляд, глубокое понимание и правильное направление укрепляло стремление достичь такого же мастерства и свободно воплощать задуманное.

Нередко А.С. Баранов копировал работы зрелых мастеров, чтобы усвоить художественный стиль, особенности почерка каждого художника. Иногда ему казалось, что копировать легче, чем создавать свои произведения, но и тут были свои трудности, особенно в нанесении красок.

Нравились молодому художнику миниатюры И.И. Голикова, обогащённые сказочным, песенным и героическим настроением, исполненные глубокого смысла и содержания. Он попробовал копировать работу Голикова «Музыканты». Это небольшая миниатюра, на крышке которой изображены три фигуры, играющие на музыкальных инструментах. На первый взгляд — простая композиция, но если всматриваться, то можно увидеть, как мастер быстро, удивительно и волшебно накладывал сгущённый слой краски на затаённые места платья или лица. Копировать такие вещи трудно, так как они поражают изумительной техникой письма, тонкостью и виртуозностью линий. Александр Сергеевич вспоминал: «Я долго бился с этой вещью Ивана Голикова. Мне хотелось добиться действительно точной передачи. Я выполнил неплохо, но всё же в оригинале она свободнее и свежее». В 1930 году он попробовал скопировать более сложное произведение И.И. Голикова «Бесы». По воспоминаниям автора, здесь он добился успеха, и работа в 1934 году была закуплена Государственным музеем палехского искусства.

Копировал художник и произведения Ивана Михайловича Баканова, поражающие реалистичностью, правдивостью, мягкостью, душевным спокойствием и сказочной красотой. «Если не разгадаешь, как Иван Михайлович писал ту или иную вещь, то конечно не скопируешь. Но всё же у меня с его работ копии получались удачные», – писал А.С. Баранов.

Миниатюры Ивана Петровича Вакурова глубоко входят в сердце каждого и остаются в памяти навсегда. Его образы, исполненные героизма, любви и доброты, оставили след и в душе молодого мастера. «Иван Петрович Вакуров пишет, на первый взгляд, кажется просто, но когда станешь его копировать, то поймёшь, что это не так-то просто. Всё сделано обдуманно, с фокусом, свойственным мастеру... У Ивана Петровича очень быстрый, смелый и тонкий пробел золотом. Я при копировке его вещей золотом выполнял удачно, а выполнение разделки послабже».

Впечатляли художника и работы Д.Н. Буторина, который соединил в себе страстную порывистость и рациональность. Но копировать произведения мастера было трудно, так как «он писал под влиянием фантазии».

В конце 20-х годов XX века Александр Сергеевич начал создавать свои композиции.

Сельским хозяйством художник перестал заниматься. Жить было трудно, приходилось много писать. Иногда погоня за рублём влияла на качество работы, поэтому миниатюры получались не всегда удачными.

Через год к нему прикрепили двух учеников, за обучение которых он получал пятьдесят рублей в месяц, а это уже материальная поддержка.

Постепенно А.С. Баранов приобретал навык, стал работать неторопливо и выпускать более сложные композиции.

Ефим Вихрев в книге «Палех» писал:«Второе поколение Палеха — это талантливая группа молодёжи в лице П. Баженова с его прекрасным рисунком, А. Баранова, у которого многокрасочная гамма сочетается с продуманностью темы»...

Тематика произведений художника самая разнообразная. Но больше всего его привлекала обыденная, близкая ему жизнь. Охота, рыбная ловля, крестьянский труд — всё, что он любил, отражал в своём творчестве. Его миниатюры – «Козлик», «Рыболовы», «Охота на медведя», «Охота на глухаря», «Охота на оленя» – просты, понятны и доходчивы.

Творчество А.С. Пушкина имело огромное значение для искусства Палеха. Оно близко и понятно мастерам всех поколений и является неисчерпаемым источником тем и сюжетов. В 1929 году Александр Сергеевич написал шкатулку на тему поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», в 1933 году — пластину «Сказка о золотом петушке».

В 1829 году А.С. Пушкин впервые побывал на Кавказе. Величественная природа навсегда заворожила поэта и вдохновила его на создание вечных произведений, в числе которых стихотворение «Кавказ».

Под впечатлением этого стихотворения в 1934 году художник создаёт миниатюру, посвящённую этому живописному краю. На шкатулке он изображает А.С. Пушкина, который стоит «над снегами у края стремнины» и наблюдает «потоков рожденье и первое грозных обвалов движенье». Здесь видится и красота, и одухотворённость. Всё рядом: величие и безмолвие природы соседствует с обычной жизнью людей. В своей работе А.С. Баранов постарался точно передать могущество горных вершин и рек, колорит этих необыкновенных мест.

В это же время мастер пишет ещё одну значительную по содержанию работу по произведению Эдуарда Багрицкого «Дума про Опанаса», где описываются события Гражданской войны на Украине. Как и в стихотворении поэта, так и в своей миниатюре, он постарался передать мировые потрясения, ломающие судьбу простого человека, душевные метания главного героя, которые выражаются в переходе из одного лагеря в другой.

Александр Сергеевич Баранов — оригинальный художник, его произведения всегда отличались чёткостью образов, выразительностью и, что, пожалуй, самое главное, непохожестью ни на чьи другие композиции.

К сожалению художник прожил недолго, всего 36 лет, но оставил великолепную коллекцию палехских произведений. Он впитал традиции основоположников Палеха – И.И. Голикова, И.П. Вакурова, И.М. Баканова, Д.Н. Буторина, но всё же не пошёл по пути их подражания, а выработал свой почерк. Его работы вполне индивидуальны и писались от искренней души, по его воображению, чувству и убеждённости.

Работы Александра Сергеевича Баранова хранятся в Государственном музее палехского искусства, Ивановском областном художественном музее, Ярославском художественном музее, Всероссийском музее им. А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург), Музее Революции (г. Москва) и других.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

74