Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

12.08.2022 10:15 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 32 от 12.08.2022 г.

Благословенен мир, в котором мы живем

Автор: М. Залесская

Замечательному художнику Екатерине Федоровне Щаницыной 14 августа исполнится 75 лет. Она член Союза художников СССР (1975 г.), заслуженный художник Российской Федерации (2000 г.), член-корреспондент Российской академии художеств (2007 г.) и просто интересный человек. И сегодня наша газета расскажет о жизненном пути этой удивительной женщины.

Маленькая Катя на руках у папы.

Екатерина Федоровна Щаницына (Бандурина) родилась 14 августа 1947 года в г. Котлас Архангельской области в семье Серафимы Николаевны и Федора Павловича Бандуриных. Федор Павлович работал электриком в одном НИИ Новосибирска, но был заключен под стражу по обвинению в шпионаже. Он пробыл в лагерях десять лет, после освобождения вернуться на родину не мог, поэтому остался в Архангельской области. Женился на вдове с дочерью, в семье родилось еще двое детей. Федор Павлович был мастером на все руки, работал и кузнецом, и электриком, держал пасеку, но рано ушел из жизни, он умер в 1952 году. Посмертно он был реабилитирован. После смерти главы семьи Бандурины переехали в Сольвычегодск. Жили в страшной бедности. Екатерина Федоровна вспоминает, как мама собирала картофельные очистки, пропускала их через мясорубку и пекла из них оладьи. Только летом дети могли поесть досыта, когда их отправляли на лето к дедушке и бабушке Митюговым в деревню Наволоки. В деревне был крепкий дом, корова, так что дети там были сыты. Кроме того, бабушка Александра Александровна была удивительным человеком. По профессии ткачиха, она лечила людей из окрестных деревень: вправляла грыжи, помогала сращиванию переломанных конечностей, к ней даже из города люди приезжали. Бабушка много читала и могла часами наизусть читать внукам произведения А.С. Пушкина. Дед Николай Николаевич тоже был легендарной личностью. За красоту и стать он был отобран на царскую службу, служил в охране у царя. А когда уходил со службы, то царь подарил ему кисет с золотыми монетами.

Бабушка и дедушка

В Сольвычегодске Катя окончила среднюю школу, училась она хорошо, но больше всего любила рисовать и лепить из глины различных зверушек. Глина в их северных местах была разных цветов, так что эти зверушки получались удивительно яркими и красивыми. Учительница рисования отмечала её отличные способности и рекомендовала продолжить обучение в художественном училище. В 1965 году, после окончания школы, Екатерина решила поступать в Палехское художественное училище. Она говорит, что при выборе училища основную роль сыграло то, что семья жила в страшной бедности, а училище предоставляло бесплатное трехразовое питание, одежду и жилье. Время было тяжелое, материальные трудности испытывали многие семьи. Поэтому поступить в учебное заведение, которое кроме интересной профессии давало еще такие льготы, было нелегко. Екатерина хорошо рисовала, но больше увлекалась лепкой, потому-то рисунков у неё было немного. Она собрала посылку со скульптурными изображениями зверей и отправила их на конкурс в училище.

В то время директором училища был В.И. Астахов, талантливый скульптор и удивительный человек. Работы Екатерины ему понравились, и она получила персональное приглашение приехать на учебу. Училась Екатерина у замечательных преподавателей: Бориса Михайловича Ермолаева, Бориса Михайловича Немтинова, Николая Михайловича Зиновьева. Как говорит Екатерина Федоровна: «Все преподаватели в училище относились ко мне очень хорошо. Они не только давали нам знания по живописи, по истории искусства, но и сами были увлеченными людьми. Причем интересовались не только своим предметом, но любили литературу и музыку. У Н.М. Зиновьева я была любимой ученицей, он даже подарил мне три свои книги с дарственной надписью. А Б.М. Немтинов дал мне рекомендацию в союз художников. Так что учиться в училище мне нравилось, и его я окончила с красным дипломом».

Ларец «Свадьба», 1996 год. Частная коллекция В.И. Некрасова, Москва.

С приездом в Палех у Екатерины закончилось нищенское полуголодное существование. В училище было бесплатное питание, кормили три раза в день, жила она в общежитии в д. Ковшово, на приобретение одежды выдавалась определенная сумма денег. «В то время в Палехе был магазин, в котором продавались уцененные товары по смешным ценам, – рассказывает Екатерина Федоровна, – вещи были совершенно новые, но с небольшим изъяном. А я хорошо шила уже с пятого класса, поэтому я покупала в этом магазине изделия и перешивала их».

Но вот училище окончено. Екатерина стала работать в Палехских художественных мастерских, ей сразу выделили рабочее место, заготовки шкатулок, золото, помогали советами. Молодая художница была влюблена в свою работу. Как она говорит: «Это было такое счастье – заниматься любимым делом, а при этом еще и деньги получать».

В 1971 году она вышла замуж за талантливого художника Юрия Гросберг. Её ранние работы подписаны этой фамилией, унаследованной мужем от деда-эстонца, который работал оружейником на Путиловском заводе в Питере. Позже, по настоянию отца, Юрий принимает его фамилию – Щаницын. Катя тоже становится Щаницыной. В 1972 году в семье родился сын Дмитрий. И семейная жизнь, и творчество – все приносило радость.

Жизнь, наполненная песенным богатством, красивыми обычаями, добротой, напитала художницу яркими впечатлениями, которые Екатерина щедро выплеснула в своих солнечных миниатюрах. Её миниатюры, наполненные светлой радостью, передают ощущение полноты жизни. В мастерских, где работала Екатерина, оценили её замечательные способности и ей все чаще поручали писать работы, предназначенные для выставок. С 1972 года она участвует в выставках в России, США, Голландии, Германии, Испании, Франции. Вот как о ней отзывались искусствоведы:

«Екатерина Щаницына – яркий представитель современного искусства Палеха, где во всей полноте раскрывается ее индивидуальность как художника, обретаются ее творческие достижения.

Лаковым миниатюрам художника свойственны свобода проявления народных традиционных начал, поэтическое переживание образа, высокое профессиональное мастерство и духовная энергетика.

Художник обращается в своем творчестве к темам сказок, народных праздников, к церковным сюжетам, получившим в дальнейшем своих последователей. Варьируя композиционные и технологические приемы, законы декоративности, обогащая их новыми авторскими находками, она формирует современную живописную манеру палехского промысла.

Е. Щаницына – одна из тех, кто положил начало возрождению иконописания в Палехе, исходя из задачи дальнейшего развития палехской школы иконописи.

Неизменным в ее творчестве остается дань традициям при индивидуальном авторском стиле и постоянном творческом движении в будущее искусства Палеха».

Художественные произведения Е.Ф. Щаницыной представлены в различных музеях и галереях, в том числе в Государственном Русском музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Плесском государственном историко-архитектурным музее-заповеднике, Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Государственном музее палехского искусства, Ивановском областном художественном музее, в зарубежных – Страсбургском музее изобразительных искусств и Лионском музее изобразительных искусств. Её произведения хранятся в частных собраниях США, Германии, Франции, Испании, Голландии.

Много произведений лаковой миниатюры создала за годы работы Екатерина Федоровна. Также она занималась монументальной живописью по оформлению комнаты сказок в детском музыкальном театре в Москве и оформлением книг и открыток.

Екатерина Федоровна – верующий человек. Она вместе с другими художниками возрождала палехскую иконопись, принимала участие в росписи Ильинского храма в Палехе. Ее миниатюры на библейские сюжеты и иконы излучают несравненную радость, которой она щедро делится с окружающим миром.

Благословение – суть произведений Екатерины Федоровны. Благословенен мир, в котором мы живем, благословенна природа и человек, благословенны труд, любовь и жизнь. «Благословение» – так называется книга, рассказывающая о жизненном пути Е.Ф. Щаницыной, книга с фотографиями лучших её работ.

Сын Щаницыных, Дмитрий, тоже стал художником, творчество которого сформировалось под влиянием родителей. И он, и его жена Елена продолжают традиции палехских художников, создавая новые произведения искусства.

Екатерина Федоровна объездила весь мир. Её всегда окружали интересные люди. Но, как говорит она сама: «Больше всего я люблю Палех с его тихими улочками и зелеными садами, медленно текущей речкой. И куда бы я ни уезжала, я с нетерпением жду возвращения домой».

Работы Е.Ф. Щаницыной никого не оставляют равнодушным, наполняя душу спокойствием и радостью. Ирина Курильская в преддверии юбилея художницы, посвятила ей стихотворение:

Мой Палех

Две капли темперы росой стекают с кисти,

Пишу я дивные цветы. Уносит мысли

За кружевные облака в века былые,

И вырастают терема, дворцы резные.

Цветастых шалей изумруд и сок брусники

Горят огнями на снегу. И тонкой нитью

Узор струится серебром на полушубках.

Мороз, снежки со всех сторон, веселье, шутки.

Пылает киноварью конь – крутая шея.

Я в гриву золото вплету, не пожалею.

Вдали – церковных куполов сиянье свято.

И слышен колокольный звон, и пахнет ладан…

Когда-то, золотом блеснув в небесной выси,

Жар-птица подарила мне перо для кисти.

Среди лесов, полей и рек, средь спелых злаков

Мой Палех – сказочный цветок на черных лаках.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

169