Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

13.05.2022 10:12 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 13.05.2022 г.

Великой Победе посвящается… История одного экспоната

Автор: М. Буракова, научный сотрудник ГМПИ

Константин Александрович Андрианов (1932 – год смерти неизвестен).

История человечества хранит много скорбных дат и ужасающих деяний, многие из которых пришлись на XX век, вместивший сразу две мировые войны. Одной из самых страшных страниц человеческой истории стала история фашистских концлагерей, которые не зря получили название лагерей смерти. С 1933 по 1945 год через них прошло около 20 миллионов человек из 30 стран мира, из них около 12 миллионов погибли, при этом каждый пятый узник был ребенком. Для нашей страны это особая дата, так как около 5 миллионов погибших являлись гражданами СССР.

К.А. Андрианов. Пластина «Незабываемое». 1967 г.

В память о погибших и выживших ежегодно 11 апреля во всем мире отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Эта дата была выбрана и утверждена ООН не случайно. Она была установлена в память об интернациональном восстании узников концентрационного лагеря Бухенвальд.

Бухенвальд – один из крупнейших концентрационных лагерей в Германии, располагавшийся рядом с Веймаром и Тюрингией. Несмотря на то, что официально Бухенвальд не имел статуса «лагеря смерти», уже с лета 1937 года там началось планомерное уничтожение людей. Выражение «Jedem das Seine» – «Каждому своё!» – так написано на воротах Бухенвальда. Причем зловещая надпись эта располагалась так, чтобы «посетители» концлагеря могли читать ее изнутри.

Истории Бухенвальда посвящена пластина «Незабываемое» художника Константина Александровича Андрианова, написанная в 1967 году. В это время страна готовилась к важному юбилею – 50-летию Великого Октября. Вдохновенно, творчески работали в эти дни и художники Палеха. К юбилейным выставкам было подготовлено более 50 работ, где были отражены героика первых дней революции, незабываемые события гражданской войны, грозные и суровые дни великой битвы за свободу нашей Родины в дни Великой Отечественной войны. Работа К.А. Андрианова «Незабываемое» получила высокую оценку и была рекомендована для приобретения в Государственный музей палехского искусства.

Созданная художником композиция убедительно и эмоционально показывает ужасы войны, оказавшейся самой кровавой за всю историю человечества. Вражеский плен – неизбежная участь многих солдат и офицеров, участвующих в любом крупном сражении.

В центре пластины на фоне дымящего крематория, ограждённого колючей проволокой, изображены силуэты людей, написанные в холодном, сине-зеленом колорите. В основном это женщины и дети. Это души умерших пленников, сожжённых в «печах ада». Фигуры на первом плане ещё материальны, но уже готовы принять страшную смерть. В их глазах можно увидеть и скорбь, и мужество, и смелость.

Центральная часть окружена множеством отдельных сцен, выполненных в тёмно-красных, красно-алых тонах. В левой части пластины – узники Бухенвальда, которым удалось избежать мучительной смерти в печах крематория, но участь их не менее страшна: условия содержания – невыносимы, эксплуатация на тяжёлых работах – нещадна. Сотни тысяч пленников были задействованы на различных производствах – в горной и сталелитейной промышленности, машиностроении, сельском хозяйстве. Реалистично написан и главный символ садизма в Бухенвальде – Штаинбрух – огромного диаметра котлован, глубоко вгрызающийся в каменную породу горы на отшибе, в западной стороне лагеря. Заключенные спускались на двенадцать часов в день в глубокую адскую яму, высоко по окружности которой стояли, расставив ноги, с автоматами на груди, стражи фашистского ада. Это место кровавых истязаний и пыток, которым жертва предпочитала смерть. Поэтому люди бросались под дуло эсэсовца, что квалифицировалось как смерть «при попытке к бегству».

Фашисты особо не делали разницу между взрослыми и детьми. Женщин и детей оскорбляли, били, унижали, часто подвергали насилию. Именно они становились объектом пыток и утех для фашистов.

Воин-освободитель. Фрагмент пластины «Незабываемое».

В клеймах справа можно разглядеть завод ДАВ (германские заводы вооружений), по-лагерному называвшийся «механическими мастерскими», объединявшими слесарный, токарный, электротехнический, столярный, деревообрабатывающий цеха, имевшие складские запасы древесины.

Неудержимый порыв к жизни многих тысяч узников Бухенвальда привёл к массовому восстанию. Вынося нечеловеческие испытания, поднявшись против надвигавшейся смерти, заключённые штурмом добыли себе свободу. Слились воедино стихия массы и расчет ума. Ситуация в лагере достигла большого напряжения. Среди заключенных пошли слухи об уничтожении лагеря. Вдруг пронзительно взвыла сирена. Узники приготовились к худшему. Победа или гибель — все будет зависеть от того, насколько правильно руководители восстания определят момент нанесения удара по фашистам. Узники все на исходных позициях ждут команду атаки. Сложившаяся ситуация благоприятствует началу восстания. В это время слышится команда: «Вперед!» — и серая масса заключенных пришла в движение. Раздались первые выстрелы… Двери взломаны! Свобода!

В верхней части пластины на фоне пылающего Рейхстага возвышается фигура русского солдата-освободителя, в его руках сломленный меч, у ног горящие немецкие штандарты, танки и солдатские каски. Это общий символ Великой Победы над фашизмом, частью которой стало восстание узников Бухенвальда.

Жизнь после ада существует. Освободившиеся узники «лагеря смерти» начинают новую, отнюдь непростую жизнь. Позади смерть, разруха, голод, лишения, жестокость, покалеченные жизни, поломанные судьбы. Храбрость, сила духа и воли, смелость и отвага – это то, что помогло встать на ноги, поверить в светлое будущее и победить фашизм. Художник раскрывает эту тему в нижней части композиции, завершая саму работу.

Великая Отечественная война изменила жизнь Палеха как художественного центра и внесла значительные коррективы в развитие традиций палехского искусства.

Фронтовые сводки, газетные публикации, рассказывающие о подвигах советских людей, военных операциях, вдохновляли палешан на создание оригинальных композиций, имевших мощное эмоциональное звучание. Среди них был и автор пластины «Незыбываемое».

Константин Александрович Андрианов, ныне покойный, родился в 1932 году в небольшой деревне Мартыново, что в Ивановской области. С 1951 года по 1956-ой учился в Палехском художественном училище им. М. Горького. Потом он окончил Московское высшее художественно-промышленное училище, но не расстался с любимым искусством и продолжил работать в традициях Палеха. Много лет К.А. Андрианов работал в Палехе, в художественно-производственных мастерских, потом в Ленинграде. В его работах часто переплетаются фольклорные мотивы, литературные герои, сюжеты русских сказок – красивые, яркие и загадочные.

В 1965 году К.А. Андрианов был принят в Союз художников РСФСР.

Константин Александрович – участник многих выставок: республиканских выставок декоративно-прикладного искусства (1958, 1963 гг.), «Советская Россия» (1960, 1967 гг.), «50 лет МООСХ» (1996 г.).

Его произведения хранятся в Государственном музее палехского искусства, Государственном Русском музее, Костромском музее изобразительных искусств, в Кировском областном художественном музее им. В.М. и А.М. Васнецовых и многих др.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

49