И русский фольклор, и родная природа, и Гоголь по-палехски...
26 марта 2022 года исполнилось бы 120 лет со дня рождения художника Палеха, участника Великой Отечественной войны Василия Михайловича Салабанова.
Василий Михайлович Салабанов родился 26 марта 1902 года в деревне Маланьино Вязниковского уезда Владимирской губернии в семье иконописца.
Уже через два года после организации «Артели древней живописи» встал вопрос о подготовке молодых кадров. При «Артели древней живописи» было организовано ученичество по примеру дореволюционного «посадничества», которое применялось при обучении в иконописных мастерских. Одним из первых таких учеников был В.М.Салабанов. Традиционная техника иконописания ему была знакома, необходимо было лишь освоить особенности нового палехского искусства. И в этом ему помог Иван Иванович Зубков, один из основоположников палехского искусства, необыкновенный мастер реалистического пейзажа. Через год Василий Михайлович начал работать самостоятельно. Первое время копировал оригиналы опытных мастеров – И.И. Голикова, И.М. Баканова, И.В. Маркичева. Но особенно ему нравились работы И.И. Зубкова, которые отличались красотой природы — живой, узнаваемой, близкой. В 1929 году Василий Михайлович написал миниатюру «Сказка о рыбаке и рыбке», которая очень напоминала произведение его учителя — Ивана Ивановича Зубкова.
Искусствовед Виталий Тимофеевич Котов отмечал, что в творчестве Салабанова «во всем чувствуется преувеличение энергии формы и линии».
Работы Василия Михайловича отличаются прекрасным рисунком, насыщенной динамикой, глубоким содержанием. Как отметил во вступительной статье С. Иванов в книге «Палех» Е. Вихрева: «Салабанов — художник, ищущий новую тематику».
Василий Михайлович старался писать сложные композиции на самые различные темы. Есть у него произведения по мотивам русского фольклора – «Как Илья Муромец стал богатырём», «Русалка»; историко-революционные – «Третья большевистская весна», «Конный ординарец», «Бой под местечком «Ивановские топи»; посвящённые родной природе – «Деревенский пейзаж» и западноевропейской классике – «Гаргантюа унёс колокола с собора Парижской Богоматери».
Создавая свои композиции художник часто исходил из собственных жизненных наблюдений. Его работы — «Выборы в сельсовет», «Праздник в колхозе», «Колхоз «Красный луч» – отражают темпы революционной перестройки деревни, её художественного и бытового уклада.
Мастер пытался избавиться от иконописной абстракции, однообразия в лицах своих персонажей. Особенно он преуспел в изображении гоголевских героев. В 1936 году появилась миниатюра «Чичиков у Коробочки», которая открыла сложившуюся зрелую манеру художника. В.М. Салабанов изучил немало иллюстративного материала к «Мёртвым душам» и всё же гоголевских героев представил на свой особый лад, по-палехски. Он изобразил интерьер дома и вместе с тем внешний вид его. Одновременно художник показал и то, что происходит в доме, и то, что случилось снаружи. В единой композиции мастер соединил три разновременных эпизода. Главная сцена – это чаепитие у Коробочки; рядом художник изобразил то, что было прежде (как Чичиков приехал и вошёл в дом помещицы), и то, что произошло после чаепития (Чичиков сел в свою бричку и уехал). Самобытная сатирическая манера изображения прослеживается во всём произведении. К достоинствам его миниатюры можно отнести и тонкую выразительность лиц, и психологизм жестов и движений фигур.
В.М. Салабанова отличало упорство, повышенная ответственность, стремление расти и развиваться. Художник много работал, долго обдумывал каждую тему, старался чтобы его произведения были интересными, содержательными и выразительными. Работы художника – «Песнь о купце Калашникове», «Боярин Орша», Праздник книги», «Нос», «Сказки об Италии», «Чичиков у Манилова» и другие – свидетельствуют о его блестящем композиционном решении, прекрасном чувстве колорита, умении раскрыть литературный сюжет.
Мало времени из поры творческой зрелости отмерила этому человеку жизнь.
В 1941 году он ушёл на фронт и не вернулся. Павел Николаевич Солонин вспоминал, как провожали В.М. Салабанова в армию, на фронт: «Дом Василия Михайловича стоял рядом с моим отчим домом — крыльцо в крыльцо. Прощаясь с родными и соседями, художник был, как всегда сдержан и сосредоточен: Родина позвала – и он пойдёт, пойдёт туда, откуда многие не возвращаются».
В.М. Салабанов погиб 13 октября 1941 года при бомбардировке железнодорожного эшелона на станции Лом под Рыбинском Ярославской области, не доехав до фронта. В этом же эшелоне погибли и другие палехские художники П.Д. Баженов и В.В. Жегалов.
Палешане запомнили его спокойным, невозмутимо медлительным, уважающим в любой работе обстоятельность и добротность. Как много он мог бы сделать ещё, если бы не война.
Миниатюры В.М. Салабанова экспонировались на различных выставках: «Русские художественные лаки» Москва 1933 год, «15 лет РККА» Москва 1933 год, «2-ая Областная художественная выставка» Иваново 1935 год, «Народное творчество» Москва 1937 год, «Искусство Палеха» Всекохудожник Москва 1939 год, «Художественная выставка 20 лет РККА и Военно-Морского флота» 1938 год, «Пушкин в произведениях народных мастеров РСФСР» Москва 1949 год, «30 лет Искусству Советского Палеха» Москва 1955 год.
Работы Василия Михайловича хранятся во многих музеях страны, в том числе в Государственном музее палехского искусства, Ивановском областном художественном музее, Всероссийском музее А.С. Пушкина «Мойка 12» (Санкт-Петербург), Киевском музее русского искусства.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.