Меню
12+

«Призыв», Общественно-политическая газета посёлка Палех и Палехского района Ивановской области

04.02.2022 09:53 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 04.02.2022 г.

Хочу сказать спасибо Богу за то, что окружал меня по жизни такими хорошими людьми

Автор: А. Разумовская

В прошлом номере газеты мы рассказали о раннем детстве и школьных годах Татьяны Сергеевны Горбатовой, одного из опытнейших преподавателей детской художественной школы в Палехе.

Детство, которое буквально предрешило художественное будущее Татьяны, заканчивалось. На момент выпускного из школы, девочка даже не задумывалась над вопросом, какую профессию выбрать. Все ее мысли давно уже были там, в стенах Палехского художественного училища. Но учителя по школьным предметам пророчили своей ученице будущее в педагогической деятельности. Мечта Татьяны сбылась, она поступила в училище и стала осваивать профессию художника. Тогда молодая девушка еще и не представляла насколько прорицательными окажутся слова ее школьных учителей.

Студенческая юность

ПХУ, Палех, защита диплома "Под знаменем мира и труда", Б.М. Немтинов, А.А. Котухина, Н.И. Голиков. 1977 год.

Получив аттестат в 1972 году, Татьяна подала заявление в Палехское художественное училище. В то время оно располагалось в здании на ул. Ленина, по этому адресу сегодня находится Центральная библиотека п. Палех.

В июне для поступающих организовали подготовительные курсы. «Занимался с нами В.Т. Бондаренко, – вспоминает Татьяна Сергеевна. – Это был очень спокойный, степенный человек. Он тактично делал поправки в наших рисунках, не критиковал ошибки, а старался объяснить, как правильно их исправить».

Успешно пройдя вступительные испытания Татьяна стала студенткой ПХУ.

Хорошие люди остаются в памяти на всю жизнь, твердо уверена Татьяна Сергеевна. Видимо именно такими людьми были преподаватели училища. В своих воспоминаниях Татьяна Сергеевна не перестает восхищаться каждым из них. «Мне нравились все предметы и учителя, – говорит она. – Русский язык у нас вела Д.А. Ширшина. Она помогала нам во всем и старалась на дом работу не задавать. А вот учительница по математике А.В. Голова была очень строгим человеком, но многое прощала. Самый молодой преподаватель в училище был Е.Н. Вихрев, он вел один из серьезнейших предметов для будущего художника – перспективу. Невзирая на свой возраст, строгий и спокойный характер Ефим Николаевич заставлял нас максимально сосредоточиться на предмете. История искусств была у В.Т. Котова – предмет сложный, но еще сложнее был его преподаватель. Мы все очень долго привыкали к нему и его методу ведения урока. Но, пожалуй, самым незаурядным преподавателем в наше студенческое время был Ю.В. Жегалов. Он преподавал уроки рисунка, живописи и анатомию. Человек он был придирчивый, раздражительный, а порой даже нервный. При этом из него всегда лились присказки: «Ешь, ешь, пока рот свеж…» или «На обед рано, да душа-то рада», а если кто чихнет тут же говорил: «Будь здорова, как корова». Нас это веселило и мы, забывшись, расслаблялись. Однажды Юрий Викторович разгневался на меня и однокурсника Нури Галямова за то, что мы разговаривали и обменивались карандашами на его уроке. После резкого замечания он неожиданно поднял нас с места и повел к директору. Представляете! К директору, к самому В.И. Астахову, который назначил меня старостой курса, который увидел во мне энергичного и ответственного человека. Да, что же будет?! – думала я.

Внимательно выслушав Юрия Викторовича, наш директор отпустил преподавателя на урок. И едва только захлопнулась дверь, Вячеслав Иванович молча кивнул нам на старенький диванчик. Мы сели и тут же на наши колени из его рук упал огромный альбом. Ничего не сказав, Астахов вышел из кабинета, по своему обычаю напевая что-то по пути.

Посмотреть этот альбом – было мечтой каждого студента. В нем находились самые лучшие композиции, орнаменты, зарисовки. Мудрым был и справедливым наш дорогой директор. От него исходила доброта и самая чистая позитивная энергия».

Палех, 3 курс, практика в Крестовоздвиженском храме.

В эту эпоху «Астаховского» студенчества жизнь начинающих художников была насыщена самыми разнообразными событиями. Но одними из запоминающихся для многих ребят, считает Татьяна Сергеевна, останутся многочисленные поездки в самые разные города страны. Ребята очень ждали этих поездок, отправиться в них могли только самые трудолюбивые студенты, отличники курсов. Вместе со своими воспитанниками в путешествие отправлялись некоторые преподаватели, а также директор училища В.И. Астахов. Днем юные туристы из Палеха бродили по исторически важным и живописным местам городов и сел, делали зарисовки, изучали местную культуру. Вечером останавливались на привал и разбивали палаточный лагерь. До поздней ночи, сидя у костра, ребята делились впечатлениями от увиденного, слушали рассказы своих преподавателей и всегда особо радовались общению с директором. «Вячеслав Иванович был поистине удивительный человек, он знал множество интересных историй и много рассказывал нам о войне, которую сам прошел от начала и до конца. Мы все бесконечно уважали нашего директора, человека, в котором, казалось, соединились все самые благородные человеческие качества», – вспоминает Татьяна Сергеевна.

В 1975 году училище переехало в новое здание. В этот период для студентов сменилась не только внешняя обстановка. В новое комфортное здание шли работать молодые учителя. Из Москвы приехали специалисты станковой живописи. Все вместе, и преподаватели, и студенты привыкали и приживались к новому зданию, в котором зарождалась новая эпоха художественного Палеха.

По сей день Татьяна Горбатова, выпускница Палехского художественного училища, благодарна судьбе за то, что на старших курсах ее бессменным преподавателем и главным наставником стал не кто иной, как Б.М. Немтинов. Он душой болел за каждого учащегося. Борис Михайлович жил один, а потому все свое свободное время посвящал студентам.

В июле 1977 года Татьяна защищала диплом. «В работе моей «Под знаменем мира и труда» необходимо было отразить разные этапы истории нашей страны. Гражданская война, Великая Отечественная, строительство и восстановление городов, мирный труд… Борис Михайлович защищал мою работу, его мнение поддержала А.А. Котухина и защита прошла удачно. И вот мы – молодые художники лаковой миниатюры», – подытожила наша героиня.

Палех–Тюмень–Палех

Производственные мастерские приняли новое поколение начинающих художников. Татьяну с однокурсницей зачисли в мужскую бригаду № 8.

Но, после окончания училища в мастерские пришли далеко не все Танины однокурсники. В их числе была и лучшая студенческая подруга Люба. Сразу после защиты диплома девушка отправилась в далекий и чужой город Тюмень. Устроившись там преподавателем в местном училище искусств и крепко осев в Сибири, Любовь стала переманивать Татьяну к себе. «Получив первые отпускные, я решила поехать к ней в гости, точнее, полетела на самолете», – вспоминает собеседница. Увидев город с высоты птичьего полета, Татьяна буквально влюбилась в Тюмень, для нее это было что-то новое, неизведанное. Люба познакомила подругу со своими коллегами, молодыми, веселыми преподавателями. В их добродушной компании время отпуска прошло очень ярко. Там, в Тюмени Татьяна открыла для себя новую жизнь. И поэтому, когда подруга предложила ей стать частью их педагогического коллектива, Татьяна не смогла отказать и через год работы в мастерских отправилась в гостеприимную Тюмень.

Вот и начало сбываться пророчество школьных учителей.

«Там, в Тюмени и началась моя педагогическая деятельность, – рассуждает Татьяна Сергеевна. – Несмотря на то, что многие студенты здесь были старше меня и уже имели семьи с детьми, они относились ко мне хорошо, с уважением. Работать с такими людьми оказалось очень легко».

Не успевая отмечать в своем отважном решении множество плюсов, Татьяна все же ловила себя на мысли, что скучает по Палеху. Там ее ждали родители, друзья и пока еще не поздно было вернуться в миниатюру. Девушка понимала, рано или поздно ей придется возвратиться в родной поселок, и Татьяна решила не медлить.

Прошло время, будто и не было этого года в Тюмени. Татьяна вернулась на работу в мастерские и продолжила свою привычную жизнь. В это время ей довелось тесно общаться с В.М. Ходовым, который часто организовывал для художников мастерских познавательные поездки. Благодаря Валентину Михайловичу Татьяна посетила г. Киров (Вятка), где в реальности познакомилась с дымковской глиняной игрушкой, в Ростове Великом побывала на фабрике финифти, а в г. Гусь Хрустальный на заводе по изготовлению хрустальной посуды. Далее были поездки в Абрамцево, Сергиев Посад, Ярославль и другие историческиегорода страны. Добытые в поездках знания очень пригодились Татьяне в будущем.

Горбатовы

Второй день свадьбы, Палех, 1983 год. Свидетели Саша Бакалов и Ольга.

Но Тюмень не собиралась так просто отпускать молодую девушку. После года оживленной переписки в Палех приезжает Валера Горбатов, бывший коллега по тюменскому училищу. Вскоре молодые люди поженились и создали свою семью, в которой родились любимые дети – сын Саша и дочь Лена.

Конечно, как и в любой семейной жизни, в Татьяниной не обошлось без проблем. В начале мужу, художнику-оформителю по профессии, было очень не просто найти в Палехе работу. Отцу семейства пришлось работать и в киносети, и в библиотеке. Позже Валерия пригласили работать в ПХУ, где он стал преподавать рисунок и живопись. Казалось, жизнь налаживалась, тогда художники в Палехе имели возможность заработать хорошие деньги, ведь спрос на миниатюру был велик. Молодая семья приобретает собственный дом, в котором успешно завершили ремонт и долго справляли новоселье.

Пришлось быть самостоятельной

Но как говорится, чего не ждешь, то и случается... В семью Горбатовых пришло большое горе, от которого голубые глаза Татьяны навсегда потускнели. При невыясненных обстоятельствах трагически погибает ее муж. Вскоре смертельные болезни забрали и ее родителей. Молодой женщине с двумя детьми предстояло привыкать к самостоятельной жизни. Когда распались мастерские, Татьяна находилась в растерянности. И снова в ее жизни появился нужный человек. Начальник отдела культуры Н.И. Морозов предложил пойти работать в художественную школу на место двух молоденьких преподавателей, которые вдруг подали заявления об уходе. «Так неожиданно началась моя работа в «художке». Конечно, пришлось привыкать к новому режиму, но дети оказались лучшим лекарством от всех невзгод, они меня просто заворожили, и я не смогла от них уйти», – рассуждает Татьяна Сергеевна, женщина, которая уже более двадцати лет отдает себя работе в детской художественной школе.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

100